Вопрос: Меня всегда интересовали и глубоко впечатляли буддийские представления о реальности. Трудно даже представить себе более возвышенный и утончённый взгляд на жизнь. Но мне никак не удаётся выделить время для медитации. Я хочу медитировать и часто даю себе слово, что начну практиковать медитацию ежедневно. Но стоит начать, как что-то меня отвлекает и я бросаю занятия на несколько недель, а то и месяцев. Не могли бы вы что-нибудь посоветовать?
Нгакпа Чогьям: А насколько сильно вы хотите практиковать?
Вопрос: Это для меня очень важно.
Нгакпа Чогьям: Интересно... Почему же так происходит? (Пауза.) Позвольте уточнить, правильно ли я вас понял. Вы хотите что-то делать. Для вас это очень важно... но вы всё равно этого не делаете. Правильно ли я понял? Вы именно это хотели сказать?
Вопрос: Да.
Нгакпа Чогьям: Что ж, тогда ответить несложно. Когда вы захотите заниматься медитацией сильнее, чем тратить время на другие дела, вам станет легче. Прошу прощения за такой прямолинейный ответ, но здесь действительно всё дело в мотивации. Допустим, я говорю вам: «Я хочу похудеть, но продолжаю есть слишком много и не занимаюсь физическими упражнениями». Вы наверняка ответите так же: «Значит, много есть и не упражняться вам хочется больше, чем похудеть».
Вопрос: Но разве медитировать не важно?
Нгакпа Чогьям: Конечно, важно! Просто необходимо! (Смеётся.) Но это — всего лишь наши слова. А как считаете вы? Насколько, по-вашему, это важно?
Вопрос: В книгах по Дхарме сказано...
Нгакпа Чогьям: Ну да, чего только ни сказано в «книгах по Дхарме»! Люди часто приходят к нам сообщить, что сказано в их книгах... но что из этого следует? Что можете сказать лично вы?
Вопрос: По-моему, я запутался...
Нгакпа Чогьям: А вот это уже лучше! Замечательно! Так вам гораздо легче будет найти себя. А следующий шаг — отнестись к этому с известной долей юмора. Ощущать, что ты запутался, неприятно. Но пока мы не перестанем цепляться за свои дуалистические представления, мы всегда будем говорить «я запутался» вместо «я не знаю». Запутываться неприятно потому, что в пространстве недоумения все определения расплываются, становятся зыбкими и неосязаемыми. А из-за этого мы теряем уверенность, чувствуем себя беззащитными. Спокойное принятие подобной неуверенности — уже само по себе практика. В этом мудрость неуверенности. Чтобы обрести мотивацию, надо стараться понять, что именно помогает вам открыть процесс ши-не. Чтобы мотивация углубилась, надо взглянуть на свою жизнь серьёзнее.
Кхандро Дечен: И с юмором... в самом серьёзном смысле этого слова! Нежелание сидеть — это недостаток мотивации к переменам. Если вы не чувствуете мотивации к переменам, значит, вы либо боитесь, либо не видите причины для перемен. Если составить достаточно глубокое представление о буддизме, читая, размышляя и слушая — и проверяя все обретённые знания на личном опыте, то мотивация разовьётся естественным путём. Но не торопитесь, не надо ни к чему себя принуждать.
Нгакпа Чогьям: Будьте честны с собой и постарайтесь точнее оценить свой нынешний уровень мотивации. Настройте намерение и дайте ему развиваться естественно. Это ваш личный эксперимент, и не надо усложнять его чувством вины и разочарованиями. Вы приступите к практике тогда, когда это будет иметь смысл с точки зрения накопленного вами опыта. Если же практика для вас — это нечто вроде религиозного служения, то истинная мотивация на этой основе не разовьётся.
Кхандро Дечен: Примите себя таким, какой вы есть, и начните с этого. Вас такой подход устраивает?
Вопрос: У меня просто камень с души свалился!
Кхандро Дечен: Чтобы практика заняла достаточно высокое место на шкале наших приоритетов, надо следить за тем, чтобы другие ценности не вступали с ней в конфликт. Поэтому надо просто сидеть. Когда придёте домой — сядьте и сидите. Точно так же и завтра утром — просто сядьте и сидите. Приступая к сидению, каждый раз делайте это, как в первый раз. И каждое мгновение вашей жизни проживайте так, как будто оно — последнее. Помните: вам предстоит подружиться со смертью. Все ощущения должны стать как песок, протекающий между пальцами. Если вы собираетесь практиковать ежедневно, надо обрести глубокую уверенность в том, что вы действительно хотите сидеть каждый день, что это для вас на самом деле важно. Найдите в своей жизни для этого время и место, и старайтесь не поддаваться разочарованию.
Не стремитесь сидеть слишком долго. Пообещайте себе, что будете сидеть понемногу каждый день, и твёрдо держите данное слово. Переходить к более продолжительному сидению следует лишь тогда, когда вы почувствуете, что без этого не сможете продвинуться дальше на пути практики. Повторю ещё раз, даже если вы сидите всего по пять минут в день, но ежедневно, — это гораздо лучше, чем сидеть по полчаса, но лишь от случая к случаю. Дайте себе такое обещание, которое вы наверняка сможете сдержать. В противном случае вы никогда не обретёте веру в себя и обнаружите, в конце концов, что вообще не можете держать данное себе слово. А в том, чтобы давать себе обещания и твёрдо их выполнять, заключён глубокий смысл. Таким способом вы задаёте позитивную направленность своей жизни и подготавливаете перемены к лучшему, особенно если связываете данные себе обещания с пожеланием приблизить освобождение всех живых существ. Сидение, таким образом, становится частью вашей жизни, и как следствие начинает развиваться ясность. Ясность усилит мотивацию к практике. Когда же вы увидите огромную пользу практики, вы естественным образом устремитесь к новым открытиям. И тогда проблема поддержания мотивации отпадёт сама собой. Помните, однако, что мотивация необходима лишь для того, чтобы вывести вас на путь практики. А затем в ней уже не будет нужды. Если вы заполните пространство сидения ожиданием прогресса, осознание не сможет развиваться. Так что самое главное здесь — вовремя отказаться от мотивации. Сидеть следует без всякой цели — и без надежды, и без страха.
Вопрос: А как насчёт желания освободить все живые существа из круговорота страданий? Разве это не мотивация?
Нгакпа Чогьям: Если нам удаётся настроиться на это желание, оно придаёт нам очень мощную мотивацию. Но чтобы развивать в себе доброту, чтобы искренне настроить на это свои намерения, необходимо сперва осознать до некоторой степени взаимосвязь всего сущего. Не обладая добротой (или не сознавая, что это качество нам присуще), мы попросту не можем принять такую установку, — сколько бы Учителя ни повторяли нам, что она хороша и благотворна. Доброта — это неотъемлемая часть нашей сущности, но каждый должен открыть её в себе заново.
Кхандро Дечен: Можно пытаться пережить просветлённость, развивая доброту в своих мыслях и поступках. Так вы начнёте открываться для восприятия безначальной доброты. Но чтобы по-настоящему испытать её, надо сидеть и освобождаться от искусственных понятий. Истинная доброта — это очень эффективная мотивация. Но если вы не чувствуете эту доброту достаточно сильно, если она не пронизывает всё ваше мировоззрение, то как она может стать для вас подлинной мотивацией?
Нгакпа Чогьям: Помня о необходимости развивать доброту и привносить её в свою смешанную мотивацию, вы закладываете основу для развития истинной доброты. Так, мало-помалу, доброта сможет подчинить себе прочие мотивы, вторгающиеся в наши мгновения внутренней тишины.
Вопрос: И когда я сижу...
Нгакпа Чогьям: Когда вы сидите, вы просто сидите. Пробуждать в себе доброту вы можете перед тем, как приступите к сидению, но когда вы сидите — вы просто сидите, и всё. Если идея освобождения всех живых существ станет движущей силой вашей мотивации, это не только окрылит вас, но и поможет избрать верное направление. Ориентация на достижение тоже может до некоторой степени окрылять, но в таком случае полёт наш неминуемо закончится сужением кругозора и разочарованием. Доброта же может помочь настроиться на правильный подход к сидению, но, когда мы собственно сидим, не должно быть вообще никакой мотивации. Мотивация усаживает вас на подушку или на стул, но этим её миссия и завершается.
Вопрос: Не могли бы вы рассказать подробнее о настроенном намерении? По-моему, это очень плодотворная идея.
Нгакпа Чогьям: Это мотивация без «факторов отягощения». Обтекаемая, аэродинамическая мотивация. Она открывает вам доступ к невероятной силе, дарует способность совершить всё, что должно быть свершено. Вот почему так важно развивать в себе доброту помыслов и поступков. Намерение, исполненное доброты, вырывается из сферы притяжения отторгнутой индивидуальности. Отторгнутая индивидуальность — это то, что привязывает вас к земле. Чтобы развить ускорение, необходимое для прорыва в сферу невообразимого, нужно сбросить балласт — избавиться от привычных воззрений, порождающих факторы отягощения.
Вопрос: Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду, говоря о факторах отягощения. Не могли бы вы объяснить подробнее?
Нгакпа Чогьям: Факторы отягощения присутствуют тогда, когда мы руководствуемся смешанной мотивацией. Допустим, я хочу помочь человеку, нуждающемуся в помощи, но при этом я также хочу, чтобы меня считали добрым. Желание, чтобы тебя считали добрым — это фактор отягощения. Если я хочу, чтобы меня оценили по достоинству, поблагодарили и похвалили, я принесу меньше пользы, чем мог бы. Я усложню довольно простую, по сути, ситуацию, привнесу в неё лишние проблемы. Кроме того, жажда признания может отвлечь меня от помощи. Желание помочь и желание добиться признания могут вступить в конфликт между собой. Конфликт между несколькими мотивами — это серьёзный фактор отягощения, и достичь цели становится гораздо труднее. Но возможна и обратная ситуация. Вот почему я советую привносить в нашу смешанную мотивацию намерение, проникнутое добротой: оно поможет свести отвлечения к минимуму.
Кхандро Дечен: Говоря о достижении цели, можно привести такой пример. Допустим, я хочу накопить денег на поездку в Гималаи. Но при этом я также хочу купить себе новое платье. На это может уйти какая-то часть сбережений. И если я буду покупать себе новые платья регулярно, то поездка может не состояться никогда.
Нгакпа Чогьям: Вот что мы называем фактором отягощения — всё, что замедляет наше продвижение к цели. Смешанная и противоречивая мотивация порождает фактор отягощения, препятствующий нашему личностному развитию и росту. До тех пор, пока мы не избавились от отягощающих факторов, мы обречены на разочарования и неудачи. Настроенное намерение — это чистая, несмешанная мотивация, свободная от всяких конфликтов. Мотивация, направленная на единую цель.
ДОБРОТА
Вопрос: Я хотел бы спросить о необходимости развивать сострадание в качестве основы для постижения Пустоты. В ваших наставлениях о ши-не всё представлено не так, как я слышал от других учителей. Пожалуйста, помогите мне разобраться.
Нгакпа Чогьям: В каком-то смысле это часть общей проблемы дуализма. Частная же проблема состоит в утверждении о том, что реализации можно достичь с помощью методов, противоречащих друг другу. На самом деле эти методы зеркально отражают друг друга, и не следует считать их взаимоисключающими. Парадоксы такого рода часто встречаются в буддизме, и все они указывают на одну чрезвычайно важную идею. Дело в том, что если мы рассматриваем просветление с относительной точки зрения, то и само оно оказывается относительным состоянием. Из-за того, что невозможно говорить об абсолютном опыте в относительных понятиях, не прибегая к парадоксам, относительный взгляд и оказывается дуалистическим, абсолютный же — стоящим за пределами дуализма. Развивая в себе доброту, мы пытаемся пережить просветлённость, а переживая просветлённость, мы облегчаем себе путь к постижению Пустоты. Оставляя всё как есть, и ни в чём не нуждаясь в практике четырёх йог, мы обнаруживаем, что доброта — это естественное самовыражение, появляющееся в процессе этой практики.
Кхандро Дечен: Никто не мешает следовать обеим этим формам практики одновременно. Более того, мы даже призываем вас сочетать их. Главное здесь — понять принципы и особенности этих методов, осознать, как они работают. Тогда перед вами откроется возможность использовать их и кое-чего достичь.
Нгакпа Чогьям: Мудрость пустоты и порождённая ею деятельность, исполненная бесконечного сострадания, на самом деле неотделимы друг от друга; мы разделяем их лишь потому, что смотрим на вещи с дуалистических позиций. Отделяя мудрость от деятельного сострадания, мы изобретаем методы, позволяющие в процессе практики достичь одной из этих двух целей, чтобы естественно смогла проявиться и вторая. Либо мы проявляем мудрость посредством отказа от привязанности к условным ориентирам и соотнесениям, либо мы проявляем доброту посредством созерцательного мышления и активного воображения. Но итог обеих практик один: осознание того, что мудрость неотделима от деятельного сострадания. Понимаете?
Вопрос: Да, спасибо. Кажется, я вдруг понял очень многое! Всё сразу встало на свои места! (Смеётся.)
Вопрос: Сострадание — это то же, что и любовь?
Кхандро Дечен: Это два проявления одной и той же энергии.
Нгакпа Чогьям: «Любовь» и «сострадание», как слова или термины, несут конкретную смысловую нагрузку, различающую их в относительном понимании. Но в действительности любовь и сострадание — аспекты энергии просветления, которая по своей сущности неделима. В условном смысле этих слов любовь и сострадание — не одно и то же, но с точки зрения ума, достигшего реализации, они едины. И любовь, и сострадание — это опыт нераздельности.
Кхандро Дечен: Если наше чувство «я» отделено от опыта восприятия других живых существ, мы не можем испытывать ни любви, ни сострадания. Когда ваши боль и наслаждение до некоторой степени являются также моими болью и наслаждением, тогда это можно назвать «любовью». Если мы распространяем своё чувство «я» на все живые существа, то это называется «состраданием» или «добротой». Доброта нераздельна, а нераздельность — это просветление. И любовь, и сострадание свободны от всех преград и ограничений эгоцентризма. Эгоизм возникает из чувства отделённости, изолированности от всего остального мира. Эгоизм — это наше извращённое чувство сверхиндивидуализации, внушающее нам мысль о том, что мы можем действовать только ради самих себя. Многие просто не понимают, какой унылой делает нашу жизнь избирательная любовь, ставящая какие-то условия или ограничения. Чтобы родилась истинная любовь, всё наше мировосприятие должно исполниться доброты, и в том числе, доброты к самим себе.
Нгакпа Чогьям: Когда мы откроем в себе доброту, тогда и любовь расцветёт во всей своей щедрости и блеске. Но принимая ограниченную, собственническую привязанность к одному-единственному человеку за любовь, мы сами лишаем себя способности проявлять истинную доброту.
Вопрос: Испытывая сострадание к человеку, который желает вам зла, не ставите ли вы себя под удар? И как можно питать сострадание к врагу, не превращаясь в жертву?
Нгакпа Чогьям: Быть добрым — это не значит смотреть на мир сквозь розовые очки и улыбаться всем и каждому глупой улыбкой. Если люди желают вам зла, надо отдавать себе в этом отчёт. Но это не значит, что вы со своей стороны не можете желать им добра. Можете, но подразумевая, что вы сами от этого не пострадаете.
Кхандро Дечен: До тех пор пока вы не избавитесь от самого понятия жертвы, вам придётся работать в пределах своих ограничений. Культивируя в себе доброту к людям, стремящимся превратить вас в жертву, вы на самом деле применяете эффективнейший метод защиты. Чтобы почувствовать сострадание к людям, желающим вам зла, надо попытаться понять, почему они желают вам зла. Кроме того, надо выяснить, как получилось, что у них возникли по отношению к вам недобрые чувства. При этом всегда надо исходить из уверенности в том, что люди ведут себя именно так, а не иначе потому, что стремятся обрести счастье. И тот факт, что их счастье обернётся для вас горем, зачастую просто ускользает от их внимания, потому что они отделяют себя от вас и не могут разделить ваши чувства. Если кто-то причиняет вам боль, можете не сомневаться, что у него найдутся на то весьма убедительные оправдания. Более того, можете не сомневаться, что этот человек действительно чувствует себя правым. И если вы всерьёз попытаетесь понять, чем он руководствуется, то проникнуться состраданием станет легче. Быть добрым не значит позволять другим людям плохо с вами обращаться. Если вы станете поощрять насилие, недоброжелатели только утвердятся в представлении о своей правоте. А внушать другим людям искажённые представления — это вовсе не сострадание, хотя некоторые и находят своеобразное удовольствие в том, чтобы почувствовать себя мучеником. Истинное сострадание включает и нас самих: надо любить себя, заботиться о себе. Не питая любви к себе, невозможно и сострадать другим людям.
Нгакпа Чогьям: Если наша любовь к себе будет проявляться лишь как ненависть к тем, кто желает нам зла, то недоброжелатели едва ли переменят своё отношение. Но если мы постараемся понять их и откроем своё сердце, то вся ситуация может в корне измениться. Мы сможем помочь своему «врагу», и если это удастся сделать естественно и свободно, то враждебность преобразится в гармонию. Но для этого надо действовать с открытым сердцем. Доброта должна быть всеобъемлющей, иначе мы просто не сможем проявить искреннее милосердие.
Вопрос: Представление о том, что каждый стремится к счастью на свой особый манер, — можно ли считать его ключом к способности как можно более полно сострадать всем и каждому?
Кхандро Дечен: Да. Такой подход необходим. Но необходимо также сострадать себе самому.
Вопрос: Значит, можно сострадать, но в то же время принимать меры предосторожности?
Кхандро Дечен: Сострадание не исключает мудрости. Никто не призывает вас отказаться от здравого смысла, равно как и от вашей врождённой мудрости. Природа наделила нас разумом, и надо позволить ему выполнять свои функции — точно так же, как выполняет свои функции система кровообращения или обмена веществ.
Нгакпа Чогьям: Нет ничего хорошего в напускной наивности, когда человек мнит всех вокруг добрыми и славными лишь потому, что предпочитает не замечать, как в других людях проявляются негативные черты. Попытки понять, чем люди руководствуются в своих поступках, естественным образом формируют ваши взаимоотношения. И если вы не понимаете, почему кто-то хочет причинить вам зло, вы едва ли сможете уклониться от нападения.
Кхандро Дечен: Когда вы обретёте ясность, накопив на пути практики достаточно опыта, мотивы поведения других людей станут для вас прозрачными. И тогда они перестанут вас удивлять. Для того, кто видит людей насквозь, сострадание — естественная реакция.
Вопрос: Как вы относитесь к мысли, что не следует проявлять сострадание к тем людям, которые примут его за слабость?
Кхандро Дечен: Того, кто принимает сострадание за слабость, можно только пожалеть. Как можно не питать сострадания к человеку, который не может воспринять естественную человеческую доброту? Сострадание не страдает от того, что его принимают за слабость. Сострадание, озабоченное тем, что его могут принять за слабость, — это не истинное сострадание. Слабостью можно злоупотребить, но состраданием — никогда! Для сострадания — для истинной великой доброты — не существует самого понятия «злоупотребить». Доброта не имеет ничего общего со слабостью. Напротив, это великая сила, проистекающая из нерушимой сущности нашего бытия.
Вопрос: Способны ли вы питать сострадание к тем, кто под маской доброты и дружелюбности скрывает своекорыстие, холодность и жестокость, кто добивается своих целей, злоупотребляя доверием окружающих? Например, к мужчине, который постоянно обманывает и мучает свою жену? К человеку, который лжёт, манипулирует другими людьми и бессовестно их эксплуатирует?
Нгакпа Чогьям: Я бы назвал такого человека очень одиноким, запуганным и неуверенным в себе. Он и впрямь достоин жалости. Опять-таки здесь надо понять, какие мотивы им движут.
Кхандро Дечен: Как вы думаете, почему этот человек предпочитает манипулировать другими, мучить их и злоупотреблять их доверием?
Вопрос: Не знаю... просто так, наверное... Я не знаю.
Кхандро Дечен: Разве вы никогда ни на кого не сердились? Не проявляли высокомерия? Не причиняли никому зла?
Вопрос: Ну, может быть, в детстве... но, вообще-то, я себе не нравлюсь, когда чувствую нечто подобное.
Кхандро Дечен: Значит, всё-таки немножко понимаете. Я хочу сказать, что не надо думать, будто есть люди вроде Гитлера и Черчилля... и люди вроде нас с вами, и между теми и другими нет ничего общего.
Нгакпа Чогьям: Если бы любой из нас оказался в соответствующем месте и времени и имел соответствующие наклонности и склад ума, чтобы стать этаким двойником Гитлера, Черчилля или Калигулы, мы бы ещё лучше понимали, что такое возможность выбора. Но смотреть на вещи с такой точки зрения нелегко. Мы не можем выпрыгнуть из собственной шкуры и со стороны увидеть, что с нами происходит и какие последствия влечёт за собой каждый выбор, который мы совершаем.
Кхандро Дечен: Вдумайтесь в то, что вы сейчас сказали: «Я себе не нравлюсь, когда чувствую нечто подобное». Отчасти вы уже сами ответили на свой вопрос. Вы не нравитесь себе, когда злитесь, потому что с точки зрения такого человека, каким вы обычно являетесь, это чувство вам непонятно. Таким образом, если мы причиняем кому-то зло, важно попытаться понять это проявление нашей сущности. Если мы просто будем ненавидеть себя за то, что делаем, это помешает нам понять, кто мы есть. Эта неприязнь к себе — всего лишь способ спрятать от самих себя и замаскировать наши глубинные страхи, неуверенность и одиночество, основанные на непонимании обширности и открытости бытия. Обычно мы боимся того, чего не понимаем. Поэтому так важно в ходе практики ши-не взглянуть в лицо нашим искажённым представлениям о реальности.
Нгакпа Чогьям: Надо сочувствовать дьяволу — и сочувствовать себе самому. Если у нас не будет сочувствия к себе самим, если мы будем бояться своих собственных негативных эмоций и стремиться избавиться от них, то откуда же возьмётся сострадание к другим людям? Если наши собственные «дурные» чувства нас пугают, нужно присмотреться к ним повнимательнее и понять, по какой причине они возникают. Если вы остаётесь загадкой для себя самого, как же вы сможете понять «дурного» человека? Как вы сможете, не познав себя самого, включить Гитлера в свой обет способствовать освобождению всех живых существ?
Кхандро Дечен: Вот почему так важно практиковать сидение. Прежде чем доброта пробудится и свободно хлынет в мир, нам нужно встретиться лицом к лицу с собой и принять себя такими, каковы мы есть.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
Вопрос: Не могли бы вы сказать что-нибудь вкратце о том, как ввести практику в повседневную жизнь?
Кхандро Дечен: Надо стереть границы между периодами сидения и периодами, когда вы не сидите. Сидение в чём-то подобно уходу в затворничество: это такой период времени, когда вы полностью отказываетесь от участия в какой бы то ни было деятельности.
Нгакпа Чогьям: Сидение — это такой участок пространства в нашей жизни, на котором мы можем растить своё осознание. Но осознание должно проявляться постоянно.
Кхандро Дечен: Его Святейшество Дуджом Ринпоче однажды сказал: «Первый опыт состояния ригпа подобен ощущениям ребёнка, безжалостно вытолкнутого на поле битвы возникающих явлений». Это означает, что опыт осознания необходимо растить. Надо плавно интегрировать его в опыт своей повседневной жизни.
Нгакпа Чогьям: Чтобы интегрировать практику в повседневную жизнь, надо, чтобы открытость, которую вы обретаете в сидении, свободно перетекала в ваш обыденный опыт. Вы должны разрушить дамбу, сдерживающую великий океан бытия, — и пусть он свободно хлынет в вашу повседневную жизнь. Для начала научитесь после упражнений оставаться всецело вместе с тем, что вы делаете.
Вопрос: А есть ли какой-нибудь метод?
Кхандро Дечен: Нет никакого метода. Вы просто существуете — вот и всё. Чтобы развивать послемедитативный опыт — опыт дже-тхоб, нужно выделять для этого специальное время. Допустим, если вы сидите в течение часа, то отводите ещё от пятнадцати минут до получаса на период дже-тхоб. Завершив сеанс сидения, поднимайтесь медленно, не теряя осознания. Разотрите ноги, если чувствуете боль или напряжение, и продолжайте отыскивать присутствие осознания во всех возникающих ощущениях, не переводя всё это на понятийный уровень. Можете встать и сварить себе кофе. Можете помыть посуду. Но чем бы вы ни занялись, просто будьте вместе с тем, что вы делаете.
Нгакпа Чогьям: Обнаруживайте присутствие осознания в каждом нюансе своих движений, но не уходите в себя. Просто пребывайте там, где вы есть. А если отвлечётесь — просто вернитесь к присутствию осознания.
Кхандро Дечен: В период дже-тхоб лучше оставаться одному, чтобы никто не отвлекал и не мешал вам, и выходить из него следует осторожно и плавно. Так же постепенно переходите от дже-тхоб к тому, что за ним последует. По существу, сеанс дже-тхоб вообще можно не заканчивать. Все мы то и дело теряем осознание, но, как только вы обнаруживаете, что отвлеклись, можно снова возвратиться к осознанию присутствия. Это и есть сущность практики дзогчена. Не исключено, что она у вас не получится, но, может быть, и получится. На какой бы ступени практики вы ни находились, никто не мешает вам стараться сосредоточиться на том, чем вы заняты в данный момент.
Вопрос: По-моему, это слишком просто. Тут не за что зацепиться. Должно быть что-то ещё.
Нгакпа Чогьям: Что-то такое, что поможет вам «быть» каким-то особым образом — вместо того, чтобы просто быть!
Вопрос: О-о-о... я понял!
Нгакпа Чогьям: Метод состоит в отсутствии метода. Метод в том, чтобы просто б ы ть. Если вы обнаружите, что не можете дольше оставаться в этом состоянии простого б ы тия, то можете, по крайней мере, попытаться сохранять сосредоточенность.
Вопрос: А что, если сохранять сосредоточенность не удастся?
Кхандро Дечен: Если вы не можете сохранять сосредоточенность, то попытайтесь хотя бы признать, что всё происходящее с вами есть обучение, и относиться к жизни соответственно.
Вопрос: Не расскажете ли подробнее о таком отношении к жизни?
Нгакпа Чогьям: Ну... мир, можно сказать, разговаривает с вами. Прислушайтесь к миру. И вы увидите, что мир явлений — это зеркало.
Кхандро Дечен: Вы увидите, что вас окружают непостоянство, болезни, старость и смерть.
Нгакпа Чогьям: Вам постоянно дают уроки.
Кхандро Дечен: Это происходит всё время, а вам остаётся только смотреть, воспринимать и усваивать. Достаточно просто оглянуться вокруг, чтобы понять, что собой представляет эта жизнь. Иногда она приносит радость, иногда — горе, а иногда такова, что о ней и сказать нечего.
Нгакпа Чогьям: Но что представляет собой тот, кто всё это видит? В чём сущность вашего восприятия? Иногда оно основано на влечении, иногда — на отвращении, а подчас — на безразличии. И что представляет собой тот объект, к которому вы чувствуете влечение, отвращение или безразличие? Кто он — тот, кто обнаруживает в себе эти чувства? Всё это — открытость, сущность сущего.
Кхандро Дечен: Быть может, приняв такую точку зрения, вы поймёте, почему имеет смысл просто отражать, подобно зеркалу, эту данность, не вынося никаких оценок и суждений.
Нгакпа Чогьям. Чтобы признать это, нужно научиться видеть то, что есть. Стоит вам выйти за пределы доступного обыденному пониманию — и вы уже не сможете полноценно выразить в словах свой новый опыт. Но учиться у жизни можно всегда. Простую прогулку по улице можно превратить в созерцание природы реальности. Пусть в ответ на страдания, наполняющие эту жизнь, в вас пробуждается врождённая доброта. Открывайтесь с любовью навстречу прохожим.
Кхандро Дечен: Простая прогулка по улице может стать источником глубокого и ценного опыта, если вы действительно будете с полным осознанием участвовать во всём происходящем.
Вопрос: Нам здесь, на Западе, вечно не хватает времени: работа, семья, всякие другие обязательства. Как же нам обрести покой и безмятежность?
Кхандро Дечен: А вы считаете, что Запад и Восток так уж сильно отличаются друг от друга?
Вопрос: По-моему, в той же Индии, например, гораздо меньше нагрузок.
Кхандро Дечен: У индийцев тоже есть работа и семья. Но о каких нагрузках вы говорите? Поясните, пожалуйста. Необязательно вдаваться в личные подробности — просто уточните.
Вопрос: Нет, тут ничего особо личного. Просто общество исподволь требует от нас добиваться успеха.
Кхандро Дечен: Точь-в-точь как в Индии. Но разве вас заставляют исполнять эти требования?
Вопрос: От меня этого ожидают.
Кхандро Дечен: Ну да, возможно... но что будет, если вы не пожелаете соответствовать этим ожиданиям?
Вопрос: Вы имеете в виду, что будет, если я просто всё брошу?
Кхандро Дечен: А что, это — единственная альтернатива?
Нгакпа Чогьям: Зачем бросаться в крайности?
Вопрос: Ну а что еще остаётся?
Кхандро Дечен: По-моему, вариантов гораздо больше. Можете, конечно, всё бросить, если хотите. А можете, если хотите, стать управляющим компанией.
Нгакпа Чогьям: Проблема не в том, что вы будете делать. Проблема в том, как вы к этому относитесь. Никто вас не заставляет становиться типичным бездельником или типичным управляющим. Но, как мне представляется, человек, избравший нетипичный путь, зачастую расплачивается за это одиночеством. Если вас заинтересует нечто такое, что не считается в обществе нормальным, вы пойдёте против течения. Но поскольку наша тема заинтересовала вас достаточно, чтобы вы пришли сегодня на лекцию и приходили ещё не раз, вы уже чувствуете себя достаточно свободным и независимым от нормы. Все присутствующие здесь достаточно свободны, чтобы быть личностями и самостоятельно писать сценарий своей жизни. Выбор, который вы совершаете, подчас изолирует вас от той или иной социальной группы.
Кхандро Дечен: Если вы руководствуетесь теми ожиданиями, которые на вас возлагают, вести творческую жизнь невозможно. Что произойдёт, если окажется, что близкие вам люди ожидают от вас не того, чего ожидает общество в целом? Как вы поступите в таком случае? Нельзя угодить всем без исключения. Приходится делать выбор, принимать какие-то решения.
Вопрос: Но если бы я жил в таком месте, где чтут и уважают духовные ценности, конфликтов было бы меньше. По крайней мере, темп жизни в Индии не такой высокий, а потому заниматься медитацией легче.
Нгакпа Чогьям: Всё зависит от ваших индивидуальных особенностей. От того, как вы воспринимаете жизнь. Важно только то, что просветлённость — это ваша безначальная сущность. Все мы — и я в том числе — практикуем для того, чтобы постичь эту истину. Каждого из нас время от времени озаряют проблески нашей безначальной просветлённости. И вас тоже.
Кхандро Дечен: Некоторые из нас испытывают это чаще, другие — реже. Но все мы практикуем ради того, чтобы эти проблески нашей врождённой просветлённости становились чаще и интенсивнее. И здесь важна не окружающая среда, а состояние ума.
Нгакпа Чогьям: Похоже, Восток для вас овеян духовной романтикой.
Кхандро Дечен: И настало время проткнуть этот воздушный шарик фантазий.
Нгакпа Чогьям: Вот именно. Индия вовсе не такая безмятежная страна, как многие думают. Конечно, кое-где в Гималаях можно найти безлюдные, мирные уголки. Там действительно есть места, чрезвычайно благоприятствующие практике. Но такие же чудесные места можно найти, допустим, и в горах Шотландии. В Индии так: где есть люди — там неугомонный шум и суета. Помню, я как-то сидел в одном тихом местечке в лесах над Маклеод-Гандж. Казалось, трудно себе представить более безмятежное прибежище. Но стоило мне вздохнуть спокойно, как прикатила группа индийских туристов и расположилась на пикник ярдах в двухстах меня. Мы с вами считаем, что пикник — это поездка на природу, где можно отыскать какой-нибудь идиллический уголок и погрузиться в красоты пейзажа. Но индийцы смотрит на это иначе. Они предпочтут превратить лесную поляну в ночной клуб под открытым небом. Не стану никого осуждать, но про себя-то я знаю, какого рода пикник я предпочёл бы сам. По-моему, индустриальная среда, в которой мы живем, научила нас — в отличие от наших жизнерадостных индийских друзей — ценить красоты природы по достоинству. А индийцы непременно привезут с собой полдюжины радиоприёмников и включат на полную громкость. Вы когда-нибудь слышали музыку к индийским фильмам? (Смеётся) Но в одном отношении поездка в Индию действительно пошла мне на пользу. Я лицом к лицу столкнулся с реальностью смерти. Я имею в виду не только гангского бегемота. Просто я ощутил, насколько близка смерть ко всему сущему.
Кхандро Дечен: Не успеешь достроить дом — а жара и сырость уже начинают его подтачивать.
Вопрос: Прошу прошения, Ринпоче, вы сказали «бегемоты»? В Ганге?
Нгакпа Чогьям: Извините, я должен был сразу объяснить. Если тело утопленника пролежит в воде достаточно долго, оно раздувается и теряет человеческий облик. В то время такие трупы называли гангскими бегемотами. Нет, Индию не назовёшь безмятежным райским уголком. Самым лучшим местом для практики должно стать то место, где вы живёте. А иначе Путь, о котором мы говорим, так и останется для вас какой-то местной культурной достопримечательностью. На самом деле практика сидения не знает культурных границ: она призвана иметь дело со статусом человека во всём его многообразии. Высокие остроконечные шапки с длинными ушами, которые носят тибетские ламы, символизируют пещеру для затворничества. Смысл этого символа в том, что ваша пещера для затворничества находится там же, где и вы. Даже в самом шумном месте царит безмолвие. Звук является из безмолвного пространства, а задача практики — помочь нам открыть безмолвие ума. Когда ум хранит безмолвие, он становится беспредельным безмолвным пространством, в котором каждый звук бесконечно поёт свою неповторимую песнь.
Кхандро Дечен: Даже если вы заберётесь в гималайскую пещеру или оборудуете себе звуконепроницаемую комнату для медитации, вы начнёте слышать звуки собственного тела — шум дыхания, биение сердца, звон в ушах. И они станут отвлекать вас ничуть не меньше, чем любые сторонние звуки. Ведь вы так и не научились управляться с фоновыми шумами, воспринимаемыми на подсознательном уровне. Телесные звуки окажутся не менее громкими и назойливыми, чем уличный шум за окном. Многие говорят, что хотели бы заниматься медитацией, но им никак не удаётся обрести мир и покой. «Если бы я только мог переехать в деревню! — вздыхают они. — Вот тогда я смог бы вести образ жизни, подобающий для медитации». Как ни жаль мне разбивать ваши мечты, но это — всего лишь очередная романтическая фантазия. На лоне природы отвлекающих шумов ничуть не меньше, чем в городе. Что отвлекает сильнее — грохот пневматической дрели на улице под окном вашей спальни или стрекотание нескольких тысяч сверчков? Конечно, сверчки не поют круглый год. Но ведь и дрель работает не каждый день!
Нгакпа Чогьям: В одном буддийском центре, где я вёл семинары, самого глубокого медитативного состояния ученикам удалось достичь как раз в то время, когда за окном проезжал дорожный каток. Я услышал, что он приближается, и, как только шум начал беспокоить сидящих в медитации учеников, сказал: «Просто найдите присутствие своего осознания в области этого звука». Они так и сделали. Это был поистине чудесный звук. Карканье ворон может раздражать куда сильнее, чем гул проезжающих вдалеке машин. Словосочетание «дикая природа» вызывает у вас романтические ассоциации, но, в конце концов, оно сводится к некоему застывшему понятию. А на самом деле всё дело не в энергии звука как такового, а в отношении, которое вызывают у вас те или иные звуки: влечении, отвращении или безразличии к ним. Воображать, будто в мирном и тихом местечке медитировать легче, по большому счёту, бессмысленно.
Вопрос: Итак, вы советуете принять как есть именно ту ситуацию, в которой мы находимся?
Нгакпа Чогьям: Совершенно верно. Вы находитесь именно там, где находитесь, — и где же ещё вы можете находиться, кроме этого места?!
Кхандро Дечен: Если для того, чтобы осознать, что вы не являетесь непросветлённым существом, вам нужно сменить место жительства, это значит, что избранный вами метод ограничен обстоятельствами. Но если вы всё же предпочитаете смотреть на вещи с относительных позиций, могу дать несколько советов, как найти себя в контексте ежедневной практики. Если у вас за плечами долгий опыт практики, вы можете сидеть где угодно и воссоединить присутствие осознания с любым опытом чувственного восприятия, возникающим во время медитации. Но, если вы только недавно вступили на путь практики, следует обращаться с собой бережно и принимать в расчёт, что пока вас ещё очень легко отвлечь. Наверное, это противоречит тому, что я говорила только что, но удивляться не надо: ведь абсолютный подход далеко не всегда согласуется с относительным.
Нгакпа Чогьям: То, о чём мы говорили прежде, связано с тезисом, гласящим, что никаких отвлекающих влияний на самом деле не существует. Это — абсолютный подход. Вы отвлекаетесь сами, и не следует винить в этом какие-то шумы: ведь они не имеют собственной воли и не стремятся отвлечь вас нарочно. Я сказал об этом для того, чтобы развенчать в ваших глазах идеал безмятежного, тихого местечка для медитации. Но с относительной точки зрения всё-таки нужно найти или создать себе такие обстоятельства, в которых вас не будут отвлекать шумы, имеющие регулярную, легко вычленяемую структуру. Я имею в виду, что, если в соседней комнате включили радио на полную громкость, а по радио передают какой-нибудь концерт, не вслушиваться в эти звуки будет очень трудно. Если соседи у вас за стеной ссорятся и орут друг на друга, не так-то просто будет «отпускать и оставлять всё как есть».
Вопрос: Согласно статистическим данным, недавно опубликованным в Англии, на первом месте в списке жалоб на раздражающие шумы стоят крики, которые издают соседи во время занятий сексом.
Кхандро Дечен: Правда? Вот здорово! Но, по-моему, тут не жаловаться надо, а радоваться за своих соседей. Приятно, что люди умеют получать удовольствие. (Смеётся.) А если серьёзно... проблема здесь не в громкости шума, а в том, что он разборчив и понятен. Гул машин и стрекотание сверчков — это неразборчивые шумы, и с такими звуками можно справиться без особого труда, даже если они очень громкие. Такие шумы не несут в себе смысловой нагрузки, адресованной человеку, поэтому человеческий разум за них не цепляется, — если только мы сами не маркируем их как «приятные» или «неприятные», превращая тем самым в некие понятия.
Нгакпа Чогьям: Разум вцепляется мёртвой хваткой в любой звук, созданный в расчёте на разумное восприятие. Единственное спасение от этого — достичь известной стабильности медитативного состояния. А пытаться не обращать внимания на осмысленные звуки — всё равно, что учиться плавать, напялив на себя несколько шуб.
Вопрос: Не опасно ли медитировать в бытовых ситуациях, например, за рулём?
Кхандро Дечен: Всё зависит от того, что вы подразумеваете под «медитацией». Если вы найдёте присутствие осознания в процессе управления автомобилем, то будете в полной безопасности.
Нгакпа Чогьям: Если вы витаете в облаках, скользите по волнам своих фантазий и не можете сосредоточиться на том, что делаете, то вести машину в таком состоянии, конечно же, очень опасно. Видали когда-нибудь наклейки на бамперах: «Лучше бы я занялся виндсерфингом!»? Буддийская версия, по-моему, должна звучать так: «Лучше бы я находился там, где я есть».
Кхандро Дечен: Если медитация для вас — это нечто вроде транса, к котором вы попадаете в какой-то другой мир, обрывая связи со своим окружением, то вести машину в таком состоянии смертельно опасно. Но мы с вами обсуждаем совершенно иной тип медитации. Мы говорим о практике поддержания осознания — о том, как всецело пребывать вместе с тем, что вы делаете.
Нгакпа Чогьям: При таком подходе управление автомобилем — тоже практика. От представления о том, что четыре йоги отсекают вас от «внешнего мира», избавиться нелегко. Поэтому я ещё раз подчеркну, что, каким бы методам медитации ни обучали в других системах, мы не призываем вас замыкаться в своём внутреннем мире. Мы не отдаём предпочтения ни внешнему миру, ни внутреннему — мы призываем просто быть и тем самым устранить противопоставление между внутренним и внешним.
СЛОВАРЬ
Тибетские термины даны в упрощённой транскрипции, а в скобках приводится транслитерация по системе Уайли — Небески-Воикоиича.
Аро Лингма (а rо gLing та) (1886—1923) — женщина-тертон (первооткрывательница духовных учений), последовательница школы ньингма. Восприняла Аро Тер во влиянии непосредственно от Еше Цогьял.
Аро Налджор-жи (а го rNal Ъуог bZhi) — четыре йоги Аро Тер. Henijpo (предварительные практики) дзогчена семдэ. Четыре метода безмолвной сидячей медитации: ши-не, лхаг-тонг, ньи-ме и лхун-дрюп.
Аро Тер (a rogTer) —духовные сокровища Аро. Откровения, которые женщина-тертон Кьюнгчен Аро Лингма получила в видении от Еше Цогьял.
Бодхичитта (санскр.; тиб. byang chub sems) — букв. «пробуждённый Ум». Активное сострадание.
Ваджра (санскр.; тиб. дорже — rDo rJe) — букв, «господин-камень». Несокрушимое оружие; скипетр; алмаз.
Ваджраяна (санскр.; тиб. rDo rJe rheg pa) — «несокрушимая колесница», «алмазная колесница». Буддийские практики тантр.
Гё-карчанг-лои-дз (gos dKarICang lo'isDe) — букв, «белая юбка, длинные (или заплетённые в косы) волосы» — отличительные черты одежды и причёски последователей пагпхаиг.
Гомчен/гомченма (sGom chen/sGom chen та) — мастер медитации.
Дзогчен (fDiogs chen) — самый глубокий из трёх разделов внутренних тантр, основанный на принципе самоосвобождения. В буквальном переводе означает «великое совершенство». Это значит, что для достижения просветлённого состояния нет нужды что-либо дополнять или изменять: оно уже присуще каждому из нас от безначальности времен.
Еше Цогьял (ye shes mTsho rGyal) — мантрический будда — женщина, духовная супруга Падмасамбхавы, источник традиции Аро Тер.
По-ва (gYo ba) — движение, «то, что движется». Состояние, в котором практикующий полностью отождествляется с движением всего, что возникает в Уме.
Йоги/йогини (санскр.; тиб. налджорпа/налджорма — rNai 'byor pa/rNal 'byor та) — мужчины и женщины — последователи ваджраяны; пребывающие в естественном состоянии.
Лонгдэ (kLong sDe) — «раздел Пространства», один из трёх разделов дзогчена.
Лхаг-тонг (lhag mThong) — букв, «прозрение», метод воссоединения присутствия осознания с движением всего, что возникает в Уме.
Лхун-дрюп (Lhun grub) — «спонтанное самосовершенство»; опыт недвойственного присутствия осознания в каждом мгновении.
Марпа (Маrра; таr ра) (1012—1097) — Марпа Лоцава (Марпа Переводчик), лама, наставник Миларепы.
Мен-нягдэ (man ngagsDe) — «раздел Тайных Наставлений», один из трёх разделов дзогчена.
Миларепа (mi la ras pa) (1052-1135) — великий йог и поэт, автор песен и гимнов во славу реализации; достиг высшей ступени в практике ту-мо (йоге внутреннего тепла).
Ми-тогпа (mi rTogpa) — состояние без мысли, без намтогов.
Налджор (rNal 'byor) — пребывание в естественном состоянии.
Налма (rNal та) — изнеможение в смысле истощения невротической привязанности к мысли, как определению бытия; погружение в естественное состояние.
Намтог (rNaт rTog) — «то, что возникает в Уме». Намтоги — это не только мысли, но и чувства, а также структуры, цвета и ощущения текстуры.
Нгакпа/нгагма (sNgags pa / sNgags та) — букв, «мужчина мантры» или «женщина мантры». Последователь ваджраяны, принявший тантрические обеты.
Нгакпханг (sNgags 'phang) — букв, «владеющий мантрой». Немонашеская традиция, в которой йоги и йогини не соблюдают безбрачия и стремятся соединить практику с повседневной жизнью.
Нёндро (sNgon 'gro) — букв, «идущее перед». Предварительные практики.
He-па (gNas pa) — отсутствие в присутствии. Состояние, в котором отсутствуют мысли, но присутствует осознание.
Ньи-ме (gNyis med) — букв. недвойственный». Нераздельность; осознание единого вкуса формы и пустоты.
Ньингма (rNying та) — «Древняя» школа, одна из четырёх школ тибетского буддизма, основанная Падмасамбхавой в VIII в. Неортодоксальное течение, включающее множество различных традиций и отличающееся разнообразием подходов и стилей.
Падмасамбхава (санскр.; тиб. pad та 'byung gNas) — тантрический будда, духовный супруг Еше Цогьял. В VIII в. принёс буддийское учение в Тибет.
Ригпа (rig pa) — Ведение, мгновенное присутствие, недвойственное осознание, присутствие осознания, недвойственное присутствие.
Ро-чиг (го gCig) — букв, «единый вкус». Недвойственное восприятие пустоты и формы, как обладающих одним и тем же вкусом (эмпирическим качеством).
Сем (sems) — обычный понятийный ум.
Семдэ (sems sDe) — «раздел о природе Ума», один из трёх разделов дзогчена.
Сем-ньи (sems nyid) — природа Ума, пустота Ума, пространство, в котором возникает сем и в котором он либо вступает в сострадательное общение, либо впадает в дуалистические ухищрения.
Сутра (санскр.; тиб. т Do) — беседы и наставления Будды Шакьямуни, основанные на принципе отречения.
Тантра (санскр.; тиб. гСуис) — букв, «непрерывность, длительность» или «нить». Буддийское учение, основанное на принципе преображения.
Четыре йоги (тиб. rNal 'byor bZhi) — нёндро (предварительные практики) дзогчена семдэ: ши-не, лхаг-тонг, ньи-ме и лхун-дрюп.
Ши-не (zhigNas) — букв, «успокоение». Метод, позволяющий найти себя в пространстве пустого Ума, сохраняя присутствие осознания.