Особенности структуры самосознания 4 страница

В основе индивидуальной работы с юношами и де­вушками должны лежать принципы диалогического об­щения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультиро­вания в этом возрасте во многом обусловлена способ­ностью психолога стимулировать внутренний диалог, который рассматривается как^важнейший фактор раз­вития. Необходимо затем перевести его в диалог внеш­ний.

Индивидуальное консультирование подростков ос­новывается преимущественно на применении методов Разговорной терапии, т. е. именно разговор (а не игра, ак У дошкольников и младших школьников) служит редством для устранения нарушений психологического

Ровья. При этом особое значение приобретают такие кты взаимоотношений между подростком и кон-


Глава 2

сультантом, как полное принятие подростка таким, ка­кой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и в то же время быть самим собой. Подросток очень чет­ко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, по­этому только абсолютная правдивость самого консуль­танта поможет установить контакт (Хухлаева, 2001).

Подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки (или улучшения Я-концепции) подростка.

В состав самооценки входит, прежде всего, круг ощущений, объединяемых понятием «власть» (ощуще­ние компетентности, собственной эффективности и личного влияния). У подростков этот компонент мало управляем, формируется и реализуется в основном в ре­ферентной группе сверстников, легко изменяется в за­висимости от конкретной ситуации. Для его формиро­вания важно, чтобы взрослые не превращали воспита­тельный процесс в отношения «победителя и побежден­ного».

Второй компонент самооценки может быть объеди­нен понятием «ценность» (самооценка в моральном и нравственном плане, восприятие себя как хорошего). Он во многом формируется взрослыми, устойчив, си­туационно мало изменяется.

Консультирование подросткбв осуществляется в со­ответствии с общепринятой схемой консультации:

• установление контакта с подростком;

• запрос подростка: описание трудностей и желае-

мых изменений в себе, конкретных людях, ситуа­ции;


Кризисы подросткового возраста

диагностическая беседа: поиск причин трудно­
стей;

• интерпретация: словесно высказанная гипотеза
консультанта о возможных причинах трудностей
подростка;

• реориентация: совместная выработка конструк­
тивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно осуществляет­ся через объединение консультанта с подростком с по­мощью вербальных и невербальных средств (голос, жес­ты, поза, слова). Этот этап может представлять некото­рые трудности для начинающего консультанта, который часто стремится установить контакт как можно скорее. В этом случае он нередко прибегает к заигрыванию с подростком, активно старается ему понравиться («Ах, как я рад тебя видеть»), нарушает его индивидуальное пространство.

Диагностическая беседа с применением различных проективных методик позволяет быстрее разговорить подростка. В работе могут успешно использоваться ме­тодики «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Дом — дерево — человек» (Столяренко, 1997).

Этап интерпретации является одним из самых труд­ных, поскольку требует от консультанта умения пере­дать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять ее. Наиболее Эффективным и безопасным является не прямое сооб­щение своей гипотезы, а косвенное — с использовани­ем метода «анализа чужих проблем». Консультант сооб­щает подростку, что похожие трудности испытывают

огие Ребята. Затем предлагает ему заранее подобран-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


ные отрывки из протоколов бесед с несколькими под­ростками, просит сначала сформулировать их «чужие» проблемы, а затем подумать — может быть, они похожи на его собственные. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность само­го подростка, а подростку — сформулировать пробле­му на своем языке и самому определить глубину погру­жения в нее.

Этап реориентации предполагает прежде всего не поиск способов избавления от проблемы, а направле­ние ее в конструктивное русло, нахождение в ней воз­можностей для развития. Иногда полезно перевести про­блему «из пассива в актив», т. е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы.

Необходимо помнить, что конкретного подростка нельзя жестко уложить в любую, даже самую удачную схему. Каждый подросток внесет собственные коррек­тивы в процесс консультирования. Главное, чтобы кон­сультант оставался открытым опыту подростка и был искренним с ним и с самим собой.

Основные направления работы с подростками (Анн, 2003):

• формирование нового уровня мышления, логиче­
ской памяти, устойчивого внимания;

• формирование широкого спектра способностей и
интересов, определение круга устойчивых интере­
сов;

• формирование интереса к другому человеку как к
личности;


 

• развитие интереса к себе, стремления разобраться
в своих способностях, поступках, формирование
первичных навыков самоанализа;

• развитие и укрепление чувства взрослости, фор­
мирование адекватных форм утверждения само­
стоятельности, личностной автономии;

• развитие чувства собственного достоинства, внут­
ренних критериев самооценки;

• развитие форм и навыков личностного общения в
группе сверстников, способов взаимопонимания;

• развитие моральных качеств, форм сочувствия и
сопереживания другим людям;

• формирование представлений о происходящих
изменениях, связанных с ростом и половым со­
зреванием.

Одна из основных задач консультирования подрост­ков заключается в том, чтобы обеспечить им то количе­ство свободы, с которым они в состоянии справиться. При индивидуальном консультировании в юности так­же добавляется задача, связанная с главной темой кри­зиса «встречи со взрослостью» — т^мой выбора, вокруг которой концентрируются основные тревоги и страхи Молодых людей. Конечно, больше всего их беспокоит ближайшее будущее, выбор конкретного пути приложе­ния собственных сил.

Особенностью подросткового периода с точки зре­ния психологического консультирования является и то, 0 подросток может обратиться в психологическую °нсультацию лично, поставив или не поставив об этом В ИЗВестность своих родителей (Меновщиков, 2002).


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


(111


Однако возможны и такие случаи (например, в школь­ной практике), когда психолог действует, не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося.

2.8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Работу с подростком обязательно должна сопрово­ждать работа с родителями. Результаты и эффектив­ность такой работы зависят как от объективных, так и от субъективных факторов.

Родители нередко переносят на своих детей как соб­ственные несбывшиеся надежды, так и свои проблемы, словно нагружая их своеобразным «приданым» на всю последующую жизнь. Родителям кажется, что дети добьются тех целей, которых не добились они. Поэтому нередко за просьбой родителей разобраться в проблемах подростка стоит подлинная — часто не до конца осоз­наваемая — потребность получить консультацию по по­воду своих проблем. Однако в действительности скла­дывается впечатление, что родители стремятся только передать детей консультанту, чтобы тот их «исправил», а им самим разговаривать с ним не о чем.

В отличие от «обычного» консультирования взрослых в центре внимания при консультировании родителей всегда находится развитие подростка/Это означает, что родителям самим нужна психологическая помощь, что­бы они могли развиваться и сами параллельно с разви­тием подростка. Например, маме необходима поддерЖ' ка, чтобы из «матери маленького мальчика» она смогла развиться в «мать почти взрослого юноши».


При консультировании родителей особенно важно обращать внимание на чувство ревности, которое ино­гда возникает у них к консультанту. Такие отношения между родителями и консультантом пагубно отражают­ся на его взаимоотношениях с ребенком. Консультиро­вать родителей и работать с ребенком могут два разных или один и тот же консультант. И то и другое имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. При этом необходимо учитывать не только теоретические сообра­жения, но и особенности собственной личности и сво­его предшествующего опыта.

Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объ­ективную и разностороннюю картину жизни подростка и, кроме того, позволяет родителям почувствовать об­щую ответственность за судьбу подростка.

Ряд авторов выделяют в первичной беседе консуль­танта с родителями четыре основных этапа и предлага­ют следующие рекомендации по ее проведению.

В начале беседы нужно побудить родителей к сво­бодному, откровенному обсуждению проблем подрост­ка, выяснению интересующих их «опросов. Необходи­мо также выяснить их представления о причинах труд­ностей подростка и средствах их разрешения, их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребен­ком, на какое будущее его ориентировать.

На втором этапе беседы следует сообщить родите­лям результаты первичного психологического обследо­вания подростка, если они уже получены. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о проблемах подростка. Конкретные


II


Глава 2

данные помогают преодолеть ошибочные представле­ния о характере и степени его трудностей.

После этого обсуждается специальная программа действий.

Наконец, в заключение беседы обсуждается отно­шение родителей к проблемам подростка и планируют­ся последующие встречи.

В процессе беседы важно проявить теплоту, пони­мание, уважение. Эффективность беседы оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта (Бурменская и др., 1990).

При сборе анамнеза важно не только выяснять кон­кретные факты, но и мотивировать родителей к сотруд­ничеству. Они с самого начала должны почувствовать, что их не только «опрашивают», но что и для них это может быть полезным: они получат компетентную кон­сультацию, смогут по-новому взглянуть на происходя­щее в семье. Когда этого не происходит, родители часто остаются недовольны.

Родители должны почувствовать, что их поняли. Поэтому при сборе анамнеза консультанту следует обя­зательно сказать родителям: «хорошо, что вы пришли, чтобы таким образом что-то сделать для вашего ребен­ка»; «я понимаю ваше беспокойство (или раздражение) по поводу вашего ребенка», т. е. дать родителям понять, что их самих в чем-то тоже можно рассматривать как «пациентов». Только после этого — но, скорее всего, уже во время первой встречи — нужно дать родителям общие указания относительно того, что делать с ребен-


Кризисы подросткового возраста

ком (конечно, учитывая, что окончательное заключение и рекомендации можно будет дать только после полно­го установления диагноза).

Обязательно нужно рассказать родителям о методах и техниках консультирования и коррекции, по которым планируется работа с их ребенком. Следует объяснить родителям, что коррекция происходит не только благо­даря решениям и действиям одного лишь консультанта. Это живой процесс взаимодействия, когда невозможно заранее сказать, какой из приемов станет наиболее важ­ным для достижения цели.,

Следует заранее обговорить, что для подростка важ­но, чтобы со всеми проблемами, желаниями и вопроса­ми, которые возникают у него в связи с консультирова­нием, он обращался непосредственно к консультанту. Иногда требуется долгое время, чтобы он смог решить­ся сам сказать консультанту о чем-то важном. Часто бывает, что подростки хотели бы, чтобы родители ска­зали за них об их: проблемах. С родителями следует до­говориться, что они не будут соглашаться брать на себя роль рупора подростка. Если подросток будет пытаться послать родителей поговорить с консультантом, то од­ного лишь соблюдения этого правила будет недостаточ­но. В этом случае нужно обсудить с родителями, почему это происходит, какие психологические причины лежат в основе такого нежелания. Причин здесь может быть много, например:

• подросток переносит на консультанта отношение к отцу, к которому он тоже не всегда мог свобод­но обратиться и, когда это было возможным, про­сил маму сказать отцу что-либо важное для себя;


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


I


 

• мать сама еще во многом остается «мамой ма­
ленького ребенка» и в обычной жизни часто гово­
рит за подростка там, где он сам мог бы за себя
сказать;

• мать, которая в силу своего собственного перено­
са на консультанта хотела бы выглядеть в его гла­
зах важной и незаменимой и ищет любую воз­
можность с ним поговорить.

Параллельно с занятиями с ребенком консультант регулярно отдельно встречается с родителями и про­водит с ними консультативные беседы. На них может обсуждаться множество вопросов, среди которых не­обходимо затронуть следующие темы:

• изменения в поведении подростка;

• изменения в семье как результат консультирования;

• как родители воспитывают подростка, что они де­
лают;

• информировать родителей о ходе консультирования.
Важно обратить внимание на то, какие проблемы

хотели бы обсудить сами родители. Что можно сказать об их отношениях друг с другом на основании того, о чем они говорят, как они смотрят, какие у них жесты? Какие последствия это может иметь для подростка? Ка­кой образец для поведения видит подросток в своих ро­дителях? Как консультант ощущает реакции переноса со стороны родителей? Какие чувства контрпереноса он испытывает сам? Как структура личности самого кон­сультанта влияет на проведение консультации?

Вот типичные примеры того, как родители форму­лируют цели в течение первичной консультации.


 

Формулировка целей родителями Чувства, стоящие за этим Потребности, лежащие глубже
Манипуляция с ребенком («сделайте с ним то-то и то-то») Страх потери контроля, страх некомпетентности, несостоятельности Потребность в безопасности
«Выведывание тайны» («вы поговорите с ним, а потом скажете мне») Страх близости, интимности Потребность в доверии, с тем чтобы разделить внутренний опыт
«Посоветуйте, что мне делать» Избегание выбора, опасение того, чтб родители не готовы к последствиям Потребность в уверенности, спокойствии
Намеки, «недоговаривание», «детскость» Страх открыть собственную незрелость Потребность принять «подростка в себе»
«Поймите, как мне плохо и тяжело...» Одиночество, страх отвержения Потребность чувствовать себя нужным
«Да можно ли что-то изменить?!» Страх изменений (паника), отчаяние JS Потребность в постоянстве, чтобы понять, что происходит
«Я вам все рассказал(а), а теперь — вы специалист, вам виднее» Страх ответственности, усталость Потребность в покое и собственном пространстве
«Какие мои собственные проблемы вызывают проблемы уРебенка?» Неудовлетворенность способами разрешения трудностей, поиск собственных ресурсов Потребность в большей зрелости

Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


       
   

И- Малкина-Пых

ill!


Переформулирование родительского запроса необ­ходимо для обеспечения психологической безопасности подростка.

Шостром (2002) перечисляет следующие невротиче­ские механизмы, посредством которых родители кон­тролируют или используют подростка.

1. Использование любви как подавляющей и удер­
живающей силы для удовлетворения личностной
потребности того родителя, который «разочаро­
ван в других человеческих отношениях и вылива­
ет все вырвавшиеся эмоции на подростка, а также
питает себя любовью подростка».

2. Взваливание на подростка груза благодарности и
чувства долга как поведения, за которое он может
получить поощрение.

3. Обращение с подростком как с эмоциональной
игрушкой. Это не позволяет ему достигнуть пол­
ной зрелости.

4. Продолжение периода своей собственной молодо­
сти за нереальные пределы.

5. Сверхстрогость и авторитарность родителя, ко­
торые не позволяют ребенку выйти из роли под­
чиненного.

6. Излишняя слабость и готовность уступить со сто­
роны отца, а также небпособность принять от­
цовскую ответственность.

7. Если мать выступает как строгий родитель, она
олицетворяет собою не только любовь, но и авто­
ритет. Для сына такая ситуация затрудняет про­
цесс отделения от матери и обретения собствен­
ной независимости. В этом случае он может на-


т


чать бояться власти женщины и в результате или сдаться и потерять свою мужскую позицию, или полностью порвать связь с матерью и постоянно недооценивать женщин, пытаясь таким образом не допустить подчинения им.

 

8. Подозрительное и неразумное поведение со сто­
роны матери по отношению к отцу может создать
подобное неосознанное отношение к мужчинам
со стороны дочери.

9. Сохранение у отца несоответствующей позиции
может привести к появлению у дочери подобных
несоответствующих ожиданий по отношению к
мужчинам вообще. Например, если он слишком
привязан к ней, существует опасность, что дочь
окажется неспособной разрушить близкую связь с
отцом для того, чтобы выйти замуж. Она пройдет
через жизнь, надеясь найти образ своего отца в
предполагаемом муже. Если он слишком домини­
рует, то дочь может отвергнуть его излишне на­
стойчивые требования и отвергнуть его самого.

Напротив, безразличное и пренебрежительное отношение отца может явиться причиной чувст­ва унижения и мотивировать дочь отправиться на поиски суррогата отца, который даст ей отцов­скую привязанность, чего ей так не хватает. Дру­гие девочки могут чувствовать ненависть и возму­щение по отношению к отцу. Испытывая недос­таток самодисциплины, - являющейся частью развития, девушка испытывает внутренний кон-; фликт между бунтарской агрессивностью и желал нием смирения.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Задача консультанта — до конца прояснять динами­ку этих и подобных им паттернов поведения родителей и помочь и родителям, и подростку осознать то, как они действуют.

В процессе консультирования психолог вступает в контакт с родителями несколько раз: в ходе первичной беседы, при обстоятельной беседе по поводу истории развития подростка, при обследовании подростка и, на­конец, в процессе заключительной беседы по результа­там обследования. Каждая из этих встреч имеет как об­щие, так и специфические задачи и особенности прове­дения. Свои особенности имеет и работа психолога с родителями, родственниками подростка, учителями, воспитателями и другими близкими.

В целом специфика работы с родителями обуслов­лена прежде всего их непониманием изменений, проис­ходящих в подростке. Из этого может вытекать стрем­ление сохранить жесткий контроль над ним или «по­вернуть развитие назад» — тенденция отвержения родителями новых качеств подростка и желание вер­нуть старые детские качества: послушание, ласковость и т. п. Большинство родителей говорят о том, что их под­росток «вдруг» резко изменился, стал раздражительным, закрытым, непослушным, и ждут от консультанта сове­та, как вернуть контроль и сделать подростка таким, ка­ким он был прежде. Таким обра зом, они на самом деле хотят получить помощь самим себе, но не видят необ­ходимости в изменении своего отношения к выросшему ребенку и своей роли в его развитии. Поэтому перво­очередная задача консультанта — это переориентиро­вать родителей с получения помощи на оказание помощи


своему ребенку, в достаточно сложный для него жизнен­ный период. Как это можно сделать?

Родителям необходимо дать подростку три вещи: понимание, практическую информацию (в том числе сексуальную) и помощь в становлении в качестве неза­висимой личности (Шостром, 2002). Для понимания проблем подростка необходимо принять неизбежность изменений. Подросток должен иметь возможность без­боязненно выражать свои чувства, а родителям необхо­димо пытаться принять его право на возражение. Эта точка зрения может быть рчень опасной для родителя, который считает, что он не может понимать детских чувств, если сам подросток не понимает своих собст­венных переживаний. Этот недостаток осознания со стороны родителей является одной из причин, по кото­рой необходимо включение их в процесс терапии вме­сте с подростком. В то время как родитель учится про­говаривать свои настоящие чувства со своим ребенком, он учится лучше понимать и себя, и его.

Для того чтобы понять подростка, родители должны

осознать, что в основе многих негативных проявлений

лежат его прошлые представления и чувства, источники

которых могут лежать в раннем детстве. Эти чувства —

не только результат реальных событий, они также свя-

аны с фантазиями подростка по поводу того, что могло

i произойти. Эти фантазии играют роль и в представ-

х подРостка об отношении к нему родителей. Ес-

ранний период своей жизни ребенок ощущал не-

ок любви, доверия или чувства принадлежности,

удет стремиться найти это в подростковый период

У него возникнут сложности в общении со сверст-

5*


                               
   
   
 
   
 
 
     
 
 
     
 
     
     
     
 
 
 


Глава 2

никами. Консультативная работа с подростком должна освобождать основные детские переживания, которые являются причиной нездоровых действий в подростко­вый период.

Необходимо рассказать родителям о том, как они могут помочь своему ребенку избегать опасного поведе­ния. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, родители могут прогнозировать или стимулировать раз­витие определенных интересов подростка (занятия в спортивных и множестве других групп, туризм, рыбал­ка, охота и т. д.) и обеспечить возможности для их реа­лизации. Во-вторых, можно научить родителей прини­мать негативные переживания подростка и поощрять их вербализацию в споре с родителями. Подростку будет проще принять свои негативные переживания в том случае, если их сможет принять и родитель, это избавит подростка от чувства вины.

Часто родители выражают недовольство: «Как на­счет меня? Я тоже имею чувства». Их необходимо убе­дить в том, что им также иногда необходимо выражать чувства. Они могут выразить гнев, а впоследствии, если они будут чувствовать сожаление по этому поводу, ис­кренне раскаяться. Обычно для родителей является от­крытием, что подросток понимает и принимает ситуа­цию, когда узнает, что у родителей тоже могут быть свои проблемы. Деидеализация родителей кладет нача­ло построению взаимопонимания и помогает подростку научиться уважать чувства родителей.

Нужно представить родителям краткую информа­цию о подростковых инициациях — обрядах, которые существовали в древности для того, чтобы помочь под-


Кризисы подросткового возраста

росткам достойно пройти столь важный для них период быстрых качественных изменений. Итогом этого перио­да является приобретение статуса взрослости в социаль­ном и сексуальном плане.

Интересно, что при всем разнообразии форм обрядов инициации обязательным компонентом в них было нали­чие таинства смерти и нового рождения. Это таинство в символической форме представляло идею о том, что для рождения новых качеств необходимо «отмирание» или разрушение старых, причем процесс разрушения может быть достаточно долгим и болезненным для подростка. Но сегодня инициации не существует, поэтому помощь подростку могут оказать прежде всего его родители.

2.9. ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ С ПОДРОСТКАМИ

Так же как и для дошкольников и младших школь­ников, программа групповых занятий для подростков должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспе­чить выполнение возрастных задач развития.

Задача группы социально-псикшогического тренинга — помочь подростку выразить себя, а для этого сначала ему нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Работа с подростками в группах предпочтительнее од­ной лишь индивидуальной работы с ними (Berkovitz, Sugar, 1975). Групповая терапия:

1- помогает подростку понять, что его проблемы не
уникальны;

2- предлагает подросткам руководство взрослого, в
котором они нуждаются, и в то же время предос-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


тавляет им независимость и дает возможность действовать своими собственными силами;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: