Особенности структуры самосознания 6 страница

«Какие чувства вы испытывали, что было трудным? Трудно или легко отвечать на комплимент? Что больше понравилось — делать комплимент или принимать его? Какие комплименты вам показались необычными?»

Упражнение 10. «Какой я человек?»

«Человек часто задает вопросы, но в основном дру­гим. Эти вопросы о чем угодно, только не о себе самом. Сейчас мы будем отвечать на два вопроса из многих, описывающих ваше представление о себе.


Кризисы подросткового возраста

Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые

вопросы.

• Мой жизненный путь: каковы мои основные успе­
хи и неудачи?

• Влияние семьи: как на меня влияют мои родители,
братья и сестры, близкие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенны­ми, так как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. Через некоторое время у вас накопится много ответов на этот простой и одновременно такой сложный во­прос: какой я человек? Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе».

Это упражнение можно проводить многократно в течение курса занятий, повторяя и меняя заданные во­просы.

Упражнение 11. «Какие мы?»

Все члены группы садятся в круг и получают от
консультанта по листу бумаги. Каждый участник пишет
в верхней части листа свое имя и делит лист вертикаль­
ной линией на две части. Левую отмечаем сверху зна­
ком «+», правую — знаком «—». Под знаком «+» пере­
числяем: название любимого цвета, любимое время го­
да, любимый фрукт, животное, название книги, то,
каким образом легче всего доставить участнику удо­
вольствие, и т. п. •

В правой части листа под знаком «—» каждый назы­вает: нелюбимый цвет и т. д.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


■■if


Консультант участвует в упражнении вместе со все­ми: читает вслух название каждого пункта и пишет свои ответы. После этого проводится знакомство с ответами и их обсуждение.

Упражнение 12.

«Легкие пути ведут в тупик»

. Это упражнение можно провести в конце одного из первых занятий. Его рекомендуется время от времени повторять с целью диагностики динамики группы.

«Мы познакомились друг с другом, узнали новые имена и, самое главное, индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Сейчас вам нужно записать в таблицу «Индивидуальность» то, что вам запомнилось о каждом из участников, суть его или ее высказываний о своей индивидуальности. Вспомните то, что они сами говорили о себе, что говорили о нем другие, когда мы сидели широким кругом. Это, безусловно, не очень лег­ко, но «легкие пути всегда ведут в тупик». Вы можете добавить и свои выводы об индивидуальности этого че­ловека, которые вы смогли сделать во время занятия. Например, вы можете написать: «Ирина отличается от всех своим спокойствием».

На эту работу вам отводится 10 минут. Постарайтесь вспомнить как можно больше о каждом из членов груп­пы. Не ленитесь, это нужно в первую очередь именно вам. Затем вы соберетесь в большой круг и по очереди зачитаете свои записи, исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание».


Индивидуальности

 

  Тренинговое имя участника Его собственное высказывание Мое представлени е о его индивидуальности
       
       
    >  
       

Упражнение 13.

«Мой портрет в лучах солнца»

«Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга на­пишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хоро­шее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. Это будет ответ на вопрос: по­чему я заслуживаю уважения?»

Упражнение 14. «Футболка с надписью»

Консультант говорит о том, что всякий человек «по­дает» себя другим. Говорит о футболках с разными над­писями, приводит примеры «говорящих» надписей. За­тем членам группы предлагается за 5—7 минут приду­мать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-ни­будь говорила о подростке сейчас — о его любимых за­нятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других, и т. п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Консультант во всех случаях предоставляет


Глава 2

участнику эмоциональную поддержку. Затем проводит­ся очень короткое обсуждение: о чем в основном гово­рят надписи на футболках? Что мы хотим сообщить о' себе другим людям?

В заключение консультант показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

Упражнение 15. «Письмо себе, любимому»

«Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому».

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Задачи основного этапа — повышение способности к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы.

Ниже приведены примеры занятий для развития и осознания следующих качеств: доверие, контакты, тер­пение, честность (прямота) и вежливость (учтивость), нежность, аккуратность, чистоплотность, послушание и самостоятельность.

ДОВЕРИЕ

Упражнение /. «Слепой и поводырь»

Это классическая игра для всех возрастных групп-Она позволяет участнику почувствовать, насколько он


Кризисы подросткового возраста

может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя. У участников, играющих в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. Так как это парное уп­ражнение, оно должно проводиться в группе, где агрес­сивность не слишком высока, иначе участники начина­ют толкать, обижать «слепых», и упражнение теряет свой смысл.

«Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает по­вязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй бу­дет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен провес­ти «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняет­ся молча, без слов».

После выполнения упражнения участники меняются ролями.

«Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводы­ря? Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?» |

Упражнение 2. "Тростинка на ветру»

Эта игра дает великолепный опыт взаимного дове­рия для всех возрастных групп. Обычно каждый под­росток желает хотя бы один раз оказаться в центре вол­шебного круга.

«Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому,


Глав а 2

что те, кто стоит в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посере­дине? Становись в центр, ноги поставь вместе, дер­жись прямо. Все остальные — поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он де­ревянный».

Дайте стоящему в центре в течение минуты попро­бовать свободно падать в разные стороны. В конце уп­ражнения подросток должен поделиться своими пере­живаниями. Затем другие участники становятся в центр круга; желательно, чтобы все участники группы имели | такую возможность.

«Как ты себя чувствовал в центре круга? Мог ли ты доверять кругу? Кого ты опасался? Что для тебя было самым трудным? Пробовал ли ты закрывать глаза? Что ты чувствовал, когда был частью круга? Было ли тебе трудно удерживать других? Хорошо ли вы все вместе справлялись с задачей?»

Модификация упражнения — «Поддержка» — вы­полняется в парах. Один участник падает спиной на ру­ки партнера. По желанию падающего можно изменять расстояние между партнерами; во многом оно будет за­висеть от степени доверия падающего участника под­держивающему.


Кризисы подросткового возраста

Упражнение 3. «Только вместе»

В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им не­обходимо настроиться друг на друга.

«Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь — сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь опре­делить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы оЬоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте с другими партнерами.

С кем тебе было легче всего вставать и садиться? Что было самым трудным в этом упражнении?»

Модификация упражнения — «Позаботься о себе». Это упражнение выполняется также в парах. Стоя спи­нами друг к другу, нужно достичь максимально рас­слабленного собственного состояния, почувствовать свой вес и его соотношение с весом партнера.

Упражнение 4. JL

«Скульптура «недоверие-доверие»

Выбирается один участник, который будет «гли­ной», из которого другой участник — «скульптор» — ле­пит скульптуру под названием «Недоверие». Затем кон­сультант обращается к участникам: «Что в скульптуре говорит нам о недоверии и что можно сделать, чтобы °на стала скульптурой «Доверие»?» Участники группы показывают на «глине», какие изменения они предпо­лагают сделать для этого.

1 41


Глава 2

Упражнение 5. «Шкала доверия»

Участники выстраиваются по воображаемой линии с заданными крайними точками — от безусловного до­верия до полного недоверия, сами находя свое место. Когда все определили свое место, крайние участники делятся своим опытом и размышлениями — что дает и чем мешает так сильно проявленное качество. В этом им помогают «группы поддержки» — участники, кото­рые ближе к соответствующему полюсу лестницы. По­сле обсуждения следует дать участникам возможность по желанию встать в другом месте шкалы и прислу­шаться к своим ощущениям на новом месте.

Кому, чему мы можем доверять и не доверять? В ка­честве примеров можно использовать конкретные си­туации: незнакомый человек просит у тебя велосипед и т. д. Всем ли знакомым людям можно доверять? Как мы понимаем, что человеку можно доверять? Меняется ли степень доверия в зависимости от ситуации и человека? Было ли в жизни что-то хорошее и что-то плохое, что тебе принесло доверие и что принесло недоверие?

В занятиях по теме «Доверие» можно обсудить по­зитивные свойства как доверия, так и недоверия на примере песен «Если друг оказался вдруг...», «Не вини коня, вини дорогу...», детского стихотворения про уп­рямого Фому, поговорок «Доверяй, но проверяй», «Не кричи «Волки» и т. д.

Такие обсуждения можно использовать и для рас­смотрения позитивных свойств всех других рассматри­ваемых в данной части тренинга качеств.


Кризисы подросткового возраста

КОНТАКТЫ

Упражнение I. «Путаница»

Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности, она наглядно показывает взаимосвязь всех людей и может служить в качестве разминки. Уп­ражнение выполняется в круге, участники стоят близко друг к другу.

«Закройте глаза. Теперь пусть каждый протянет пе­ред собой правую руку и на ощупь найдет правую руку одного из стоящих в кругу. Теперь протяните вперед левые руки — немного в сторону, чтобы найти левую руку другого человека. (Таким образом, участники дер­жат за руки тех, кто находится не рядом с ними.) На­шли? Откройте глаза и попытайтесь распутаться, не от­пуская рук, так чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то — лицом из круга».

I

Упражнение 2. «Рукопожатия»

«Мы все сейчас будем ходить по комнате. Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал (уп­ражнение выполняется 2—5 минут). Кто из вас был об­щительным, активным, пытался пожать руки других Участников как можно больше раз? А кто пожимал руки только тем, кто сам к нему подходил? Связано ли ваше поведение в упражнении с тем, общительны вы в жизни или замкнуты?»


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Упражнение 3. «Поздороваемся»

Это упражнение обеспечивает возможность контак­та и взаимодействия. Кроме того, участники в этой игре могут почувствовать все свое тело.

«Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо будет делать очень быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу — хлопку — нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с дру­гом. Я буду говорить вам, каким способом следует «по­здороваться», при этом каждый раз вам надо будет на­ходить нового партнера. Итак, «здороваемся»: глазами... руками... плечами... ушами... носами... коленями... пят­ками... Понравилась ли вам игра? Легко ли было дейст­вовать так быстро? Как было здороваться проще? С кем контакт было устанавливать легче, а с кем — сложнее?»

Упражнение 4. «Контакт глазами»

«Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза.. Для этого мы будем 2 минуты ходить по комнате и| смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а по-| том нам надо будет всем построиться по цвету глаз — от' самых темных до самых светлых. Узнали ли вы что-ни­будь новое о цвете глаз? Что вы чувствовали, когда смотрели в глаза друг другу?»

Упражнение 5. «Ладушки»

Упражнение проводится в парах. Играя с партнером в «ладушки», необходимо достичь максимально высоко-


го темпа, не сбиваясь и не разговаривая. Несколько раз (после того, как большинство пар начинает сбиваться) пары меняются.

«Насколько важно вам было настроиться на партне­ра? Когда оба были готовы перейти к другому темпу? Когда почувствовали друг друга? Насколько было при­ятно и было ли желание прекратить? Кто не может дол­го быть в контакте — это более замкнутые люди, а те, кому хочется продлить игру, кому комфортно в дли­тельном общении, — более общительные».

Упражнение б. " ' • •

«Молчанка - говорилка»

«Упражнение выполняется в парах. Сначала 2 мину­ты надо молчать, ничего не говорить и смотреть друг другу в глаза. Может быть, общаться глазами. Важно удерживание внимания без разговоров, удерживание дистанции. Следующие 2 минуты — говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умолкая. Как вы себя чувство­вали в ситуации молчания и как — когда говорили? Что вам больше понравилось* что показалось трудным?»

Упражнение 7. "Установление дистанции»

Существует два варианта этого упражнения: группо­вой и индивидуальный. Групповой вариант выполняет­ся следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. По команде стоя­щего в центре они подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга. Можно варьировать Движение: подходить медленно, быстро, спиной и т. д.

6 И. Малкина-Пых < ^ л


Глава 2

Когда центральный участник чувствует, что ему стано­вится уже некомфортно, он говорит «стоп» — и вся группа замирает.

Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», то есть пока ему не начнет становиться дискомфортно. Движе­ние можно варьировать, как и в групповом варианте.

Упражнение 8. «Мое личное место»

При проведении предыдущих упражнений можно заметить, что участники недостаточно чувствуют свои «границы». В ходе этого упражнения можно еще раз за­тронуть вопрос о личном пространстве. При этом мы подтверждаем право каждого подростка и на вступле­ние в контакт, и на одиночество, в зависимости от со­стояния, настроения и потребности.

«Начните ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравится. Не спешите, постарайтесь вы­брать себе приятное местечко не очень близко к другим участникам. (Предоставьте участникам побольше вре­мени и убедитесь, что каждый нашел вполне удовлетво­ряющее его место.) Ваше пространство находится там, где вы сейчас стоите. Никто другой не может находиться на этом месте. Сядьте на пол. Когда вы садитесь, вам нужно немного больше места, чтобы удобно размес­титься, и все это — тоже ваше пространство. Попробуй­те использовать его, ведь оно принадлежит вам. Почув­ствуйте почву под ногами. Теперь вытяните руку и на-

Л7


Кризисы подросткового возраста

рисуйте воображаемый круг, охватывающий ваше пространство. Сделайте его таким большим, как вы хо­тите. При этом обратите внимание на то, чтобы вы мог­ли дотянуться рукой до любой его части. Вся террито­рия, до который вы можете свободно дотянуться, при­надлежит вам... Теперь прикоснитесь к полу на вашем личном месте. Это ваш собственный пол. Если хотите, можете мысленно окрасить его в любой цвет, положить на него мягкий ворсистый коврик или теплый круглый матрац и развалиться на нем. А можете попрыгать на ваших личных местах вверху-вниз. Может быть, вы захо­тите обнести свое место небольшой стеной. Для этого достаточно прикоснуться к полу и медленно вытянуть из него стену, как рыбку из пруда. (Покажите участни­кам это движение.) Вы можете построить эту стену та­кой высоты, чтобы вас никто не видел за ней. Возмож­но, вы захотите сделать в ней окошко, чтобы выгляды­вать наружу. Своему окошку я придам форму сердечка (покажите, что вы как будто прорезываете окно в своей воображаемой стене). А как будет выглядеть окно у ка­ждого из вас? Сейчас я покрашу стены (покажите это с помощью пантомимы). Что еще вы можете сделать со своим личным местом и со стеной вокруг него? Давайте немного помолчим, чтобы каждый в тишине мог при-еться к св°ему месту. Кому из вас нравится свое пространство? Сейчас я громко скажу: «Поменяйтесь и». Каждый из вас должен будет выбежать из сво-jXMrfecra и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь

так

ВСе ЗЭНЯЛИ новое мест°? Нравится ли оно вам как прежнее? А теперь вернитесь каждый в свое

б*


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


пространство. Как вы чувствуете себя здесь? Как вы се­бя чувствуете, когда у вас есть личное пространство? А теперь аккуратно «сложите и упакуйте» свое личное пространство и положите его рядом с собой».

Понравилось ли вам упражнение? Что было труд­ным? Что вы чувствовали, когда были в чужом месте и когда вернулись в свое? Что вы думаете о своем про­странстве?

Упражнение 9.

«Шкала общительность - замкнутость»

Упражнение проводится так же, как «Шкала дове­рия».

Проводится обсуждение особенностей общения. Важно, чтобы своим опытом поделились крайние «де­ления» шкалы. Что дает общительность и замкнутость, что в них хорошего, а что плохого для тебя?

Тот, кто находится на одном крае этой шкалы, ухо­дит от общения с другими людьми, а тот, кто на дру­гом, уходит от общения с самим собой. Несмотря на то что это качество (соотношение общительности и замк­нутости) задано нам от рождения, его можно разви­вать. Человек сам может регулировать уровень обще­ния и управлять своим общением, своими контактами. Важно самому понимать, есть ли у меня желание об­щаться, или я вынужден много общаться; есть ли у ме­ня желание быть одному, самим с собой, или я хочу, но не могу, не умею общаться с другими и поэтому не общаюсь. Важно определить свои действительные по­требности.


ТЕРПЕНИЕ

Упражнение /. «Задержать дыхание»

Это упражнение можно использовать в качестве разминки в этой теме. Задержка дыхания на вдохе — активизирует, а на выдохе — успокаивает.

Упражнение 2. «Дружеская рука»

Все участники садятся, спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто тебе больше всех нравится. Ограни­чений по количеству нет. Консультант подходит к уча­стникам и поднимает того, кто будет класть руки, так чтобы другие участники не знали, кто к ним подходит. Задача: ни за что не открывать глаза. Важно терпе­ние -^ как бы долго ни подходили, терпеть и не откры­вать глаза.

Трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ты или был терпеливым? -

Упражнение 3. *

«Шкала терпеливости»

Проводится аналогично шкалам на другие качества.

«Часто ли вам в жизни приходилось терпеть? Часто ли приходилось быть активным, агрессивным? Что вам лег­че, что труднее?»

«Те д Р^СНИе и
но ^ ^УД все перетрут», «Терпи, казак, атама удешь», «Стерпится — слюбится», «Моё терпение лопнуло».
все перетрут», «Терпи, казак, атама-

е Суждение пословиц, поговорок, выражений. Р^СНИ


I


 


Глава 2

ЧЕСТНОСТЬ И ВЕЖЛИВОСТЬ Упражнение 1. «Сценки вежливости»

Это ролевая игра. Группе предлагается разыграть си­туацию, в которой предполагается поступать вежливо, так, как этого требует общество. Например, в автобусе надо уступить место «старушке». Участники группы рас­саживаются полукругом, входит «старушка» и по очереди обращается к каждому участнику с просьбой уступить место. Участники группы могут отвечать кто как хочет. Консультант может дать группе задание. Например: «Сейчас все вы должны быть вежливыми и заботиться о том, чтобы старушке было удобно ехать». Другое за­дание: «Вы все будете агрессивно настроены: может быть, у вас неприятности и плохое настроение, может быть, вы очень устали, а может быть, вам не нравится, что эта старушка слишком навязчива, или вы просто не хотите уступать ей место». Еще одно задание: на просьбу старушки все, вежливо улыбаясь, говорят «нет». Каждый участник может попробовать побыть в роли старушки.

«Легко ли было быть старушкой, вежливым пасса­жиром, отказывать? Легко ли было отвечать «нет»? Ка­кие ответы были наиболее агрессивными, а какие веж­ливыми? Что вы чувствовали? Как обычно каждый из вас поступает в жизни и что при этом чувствует?»

Упражнение 2. «Город лжецов и город правдивцев»

Группа разбивается на 3—4 подгруппы. Одна под­группа будет жителями города лжецов, другая — жите­лями города правдивцев. Еще одна-две подгруппы бу-


Кризисы подросткового возраста

дут отгадывать, они выходят из комнаты. Жители горо­дов договариваются, где расположен их город, как он выглядит, веселый он или грустный, ленивый или тру­долюбивый, кто его жители — земледельцы, скотоводы и т. п. Затем приглашаются отгадывающие. Они долж­ны понять, с жителями какого города они разговарива­ют. Для этого участники могут задавать любые вопро­сы, надо только помнить, что жители города лжецов бу­дут все время лгать, а жители города правдивцев будут отвечать только правду.

Как вы догадались, что ато город лжецов (правдив­цев)? Легко ли было говорить все время правду (ложь)? Что вы чувствовали?

Упражнение 3. «Разожми кулак»

Выбираются два добровольца. Они садятся в центр круга. Один из них сжимает пальцы в кулак. Задача другого — сделать так, чтобы первый участник разжал кулак. Задача первого — поступать в соответствии со своим желанием: он может равжать кулак, если ему за­хочется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: