«Какие чувства вы испытывали, что было трудным? Трудно или легко отвечать на комплимент? Что больше понравилось — делать комплимент или принимать его? Какие комплименты вам показались необычными?»
Упражнение 10. «Какой я человек?»
«Человек часто задает вопросы, но в основном другим. Эти вопросы о чем угодно, только не о себе самом. Сейчас мы будем отвечать на два вопроса из многих, описывающих ваше представление о себе.
Кризисы подросткового возраста
Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые
вопросы.
• Мой жизненный путь: каковы мои основные успе
хи и неудачи?
• Влияние семьи: как на меня влияют мои родители,
братья и сестры, близкие?
Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. Через некоторое время у вас накопится много ответов на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: какой я человек? Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе».
Это упражнение можно проводить многократно в течение курса занятий, повторяя и меняя заданные вопросы.
Упражнение 11. «Какие мы?»
Все члены группы садятся в круг и получают от
консультанта по листу бумаги. Каждый участник пишет
в верхней части листа свое имя и делит лист вертикаль
ной линией на две части. Левую отмечаем сверху зна
ком «+», правую — знаком «—». Под знаком «+» пере
числяем: название любимого цвета, любимое время го
да, любимый фрукт, животное, название книги, то,
каким образом легче всего доставить участнику удо
вольствие, и т. п. •
В правой части листа под знаком «—» каждый называет: нелюбимый цвет и т. д.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
■■if
Консультант участвует в упражнении вместе со всеми: читает вслух название каждого пункта и пишет свои ответы. После этого проводится знакомство с ответами и их обсуждение.
Упражнение 12.
«Легкие пути ведут в тупик»
. Это упражнение можно провести в конце одного из первых занятий. Его рекомендуется время от времени повторять с целью диагностики динамики группы.
«Мы познакомились друг с другом, узнали новые имена и, самое главное, индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Сейчас вам нужно записать в таблицу «Индивидуальность» то, что вам запомнилось о каждом из участников, суть его или ее высказываний о своей индивидуальности. Вспомните то, что они сами говорили о себе, что говорили о нем другие, когда мы сидели широким кругом. Это, безусловно, не очень легко, но «легкие пути всегда ведут в тупик». Вы можете добавить и свои выводы об индивидуальности этого человека, которые вы смогли сделать во время занятия. Например, вы можете написать: «Ирина отличается от всех своим спокойствием».
На эту работу вам отводится 10 минут. Постарайтесь вспомнить как можно больше о каждом из членов группы. Не ленитесь, это нужно в первую очередь именно вам. Затем вы соберетесь в большой круг и по очереди зачитаете свои записи, исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание».
Индивидуальности
Тренинговое имя участника | Его собственное высказывание | Мое представлени е о его индивидуальности | |
> | |||
Упражнение 13.
«Мой портрет в лучах солнца»
«Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. Это будет ответ на вопрос: почему я заслуживаю уважения?»
Упражнение 14. «Футболка с надписью»
Консультант говорит о том, что всякий человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей. Затем членам группы предлагается за 5—7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о подростке сейчас — о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других, и т. п.
После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Консультант во всех случаях предоставляет
Глава 2
участнику эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение: о чем в основном говорят надписи на футболках? Что мы хотим сообщить о' себе другим людям?
В заключение консультант показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.
Упражнение 15. «Письмо себе, любимому»
«Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому».
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Задачи основного этапа — повышение способности к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы.
Ниже приведены примеры занятий для развития и осознания следующих качеств: доверие, контакты, терпение, честность (прямота) и вежливость (учтивость), нежность, аккуратность, чистоплотность, послушание и самостоятельность.
ДОВЕРИЕ
Упражнение /. «Слепой и поводырь»
Это классическая игра для всех возрастных групп-Она позволяет участнику почувствовать, насколько он
Кризисы подросткового возраста
может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя. У участников, играющих в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. Так как это парное упражнение, оно должно проводиться в группе, где агрессивность не слишком высока, иначе участники начинают толкать, обижать «слепых», и упражнение теряет свой смысл.
«Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов».
После выполнения упражнения участники меняются ролями.
«Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводыря? Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?» |
Упражнение 2. "Тростинка на ветру»
Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп. Обычно каждый подросток желает хотя бы один раз оказаться в центре волшебного круга.
«Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому,
Глав а 2
что те, кто стоит в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные — поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный».
Дайте стоящему в центре в течение минуты попробовать свободно падать в разные стороны. В конце упражнения подросток должен поделиться своими переживаниями. Затем другие участники становятся в центр круга; желательно, чтобы все участники группы имели | такую возможность.
«Как ты себя чувствовал в центре круга? Мог ли ты доверять кругу? Кого ты опасался? Что для тебя было самым трудным? Пробовал ли ты закрывать глаза? Что ты чувствовал, когда был частью круга? Было ли тебе трудно удерживать других? Хорошо ли вы все вместе справлялись с задачей?»
Модификация упражнения — «Поддержка» — выполняется в парах. Один участник падает спиной на руки партнера. По желанию падающего можно изменять расстояние между партнерами; во многом оно будет зависеть от степени доверия падающего участника поддерживающему.
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 3. «Только вместе»
В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.
«Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь — сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы оЬоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте с другими партнерами.
С кем тебе было легче всего вставать и садиться? Что было самым трудным в этом упражнении?»
Модификация упражнения — «Позаботься о себе». Это упражнение выполняется также в парах. Стоя спинами друг к другу, нужно достичь максимально расслабленного собственного состояния, почувствовать свой вес и его соотношение с весом партнера.
Упражнение 4. JL
«Скульптура «недоверие-доверие»
Выбирается один участник, который будет «глиной», из которого другой участник — «скульптор» — лепит скульптуру под названием «Недоверие». Затем консультант обращается к участникам: «Что в скульптуре говорит нам о недоверии и что можно сделать, чтобы °на стала скульптурой «Доверие»?» Участники группы показывают на «глине», какие изменения они предполагают сделать для этого.
1 41
Глава 2
Упражнение 5. «Шкала доверия»
Участники выстраиваются по воображаемой линии с заданными крайними точками — от безусловного доверия до полного недоверия, сами находя свое место. Когда все определили свое место, крайние участники делятся своим опытом и размышлениями — что дает и чем мешает так сильно проявленное качество. В этом им помогают «группы поддержки» — участники, которые ближе к соответствующему полюсу лестницы. После обсуждения следует дать участникам возможность по желанию встать в другом месте шкалы и прислушаться к своим ощущениям на новом месте.
Кому, чему мы можем доверять и не доверять? В качестве примеров можно использовать конкретные ситуации: незнакомый человек просит у тебя велосипед и т. д. Всем ли знакомым людям можно доверять? Как мы понимаем, что человеку можно доверять? Меняется ли степень доверия в зависимости от ситуации и человека? Было ли в жизни что-то хорошее и что-то плохое, что тебе принесло доверие и что принесло недоверие?
В занятиях по теме «Доверие» можно обсудить позитивные свойства как доверия, так и недоверия на примере песен «Если друг оказался вдруг...», «Не вини коня, вини дорогу...», детского стихотворения про упрямого Фому, поговорок «Доверяй, но проверяй», «Не кричи «Волки» и т. д.
Такие обсуждения можно использовать и для рассмотрения позитивных свойств всех других рассматриваемых в данной части тренинга качеств.
Кризисы подросткового возраста
КОНТАКТЫ
Упражнение I. «Путаница»
Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности, она наглядно показывает взаимосвязь всех людей и может служить в качестве разминки. Упражнение выполняется в круге, участники стоят близко друг к другу.
«Закройте глаза. Теперь пусть каждый протянет перед собой правую руку и на ощупь найдет правую руку одного из стоящих в кругу. Теперь протяните вперед левые руки — немного в сторону, чтобы найти левую руку другого человека. (Таким образом, участники держат за руки тех, кто находится не рядом с ними.) Нашли? Откройте глаза и попытайтесь распутаться, не отпуская рук, так чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то — лицом из круга».
I |
Упражнение 2. «Рукопожатия»
«Мы все сейчас будем ходить по комнате. Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал (упражнение выполняется 2—5 минут). Кто из вас был общительным, активным, пытался пожать руки других Участников как можно больше раз? А кто пожимал руки только тем, кто сам к нему подходил? Связано ли ваше поведение в упражнении с тем, общительны вы в жизни или замкнуты?»
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 3. «Поздороваемся»
Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, участники в этой игре могут почувствовать все свое тело.
«Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо будет делать очень быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу — хлопку — нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Я буду говорить вам, каким способом следует «поздороваться», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак, «здороваемся»: глазами... руками... плечами... ушами... носами... коленями... пятками... Понравилась ли вам игра? Легко ли было действовать так быстро? Как было здороваться проще? С кем контакт было устанавливать легче, а с кем — сложнее?»
Упражнение 4. «Контакт глазами»
«Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза.. Для этого мы будем 2 минуты ходить по комнате и| смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а по-| том нам надо будет всем построиться по цвету глаз — от' самых темных до самых светлых. Узнали ли вы что-нибудь новое о цвете глаз? Что вы чувствовали, когда смотрели в глаза друг другу?»
Упражнение 5. «Ладушки»
Упражнение проводится в парах. Играя с партнером в «ладушки», необходимо достичь максимально высоко-
го темпа, не сбиваясь и не разговаривая. Несколько раз (после того, как большинство пар начинает сбиваться) пары меняются.
«Насколько важно вам было настроиться на партнера? Когда оба были готовы перейти к другому темпу? Когда почувствовали друг друга? Насколько было приятно и было ли желание прекратить? Кто не может долго быть в контакте — это более замкнутые люди, а те, кому хочется продлить игру, кому комфортно в длительном общении, — более общительные».
Упражнение б. " ' • •
«Молчанка - говорилка»
«Упражнение выполняется в парах. Сначала 2 минуты надо молчать, ничего не говорить и смотреть друг другу в глаза. Может быть, общаться глазами. Важно удерживание внимания без разговоров, удерживание дистанции. Следующие 2 минуты — говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умолкая. Как вы себя чувствовали в ситуации молчания и как — когда говорили? Что вам больше понравилось* что показалось трудным?»
Упражнение 7. "Установление дистанции»
Существует два варианта этого упражнения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. По команде стоящего в центре они подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга. Можно варьировать Движение: подходить медленно, быстро, спиной и т. д.
6 И. Малкина-Пых < ^ л
Глава 2
Когда центральный участник чувствует, что ему становится уже некомфортно, он говорит «стоп» — и вся группа замирает.
Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», то есть пока ему не начнет становиться дискомфортно. Движение можно варьировать, как и в групповом варианте.
Упражнение 8. «Мое личное место»
При проведении предыдущих упражнений можно заметить, что участники недостаточно чувствуют свои «границы». В ходе этого упражнения можно еще раз затронуть вопрос о личном пространстве. При этом мы подтверждаем право каждого подростка и на вступление в контакт, и на одиночество, в зависимости от состояния, настроения и потребности.
«Начните ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко не очень близко к другим участникам. (Предоставьте участникам побольше времени и убедитесь, что каждый нашел вполне удовлетворяющее его место.) Ваше пространство находится там, где вы сейчас стоите. Никто другой не может находиться на этом месте. Сядьте на пол. Когда вы садитесь, вам нужно немного больше места, чтобы удобно разместиться, и все это — тоже ваше пространство. Попробуйте использовать его, ведь оно принадлежит вам. Почувствуйте почву под ногами. Теперь вытяните руку и на-
Л7
Кризисы подросткового возраста
рисуйте воображаемый круг, охватывающий ваше пространство. Сделайте его таким большим, как вы хотите. При этом обратите внимание на то, чтобы вы могли дотянуться рукой до любой его части. Вся территория, до который вы можете свободно дотянуться, принадлежит вам... Теперь прикоснитесь к полу на вашем личном месте. Это ваш собственный пол. Если хотите, можете мысленно окрасить его в любой цвет, положить на него мягкий ворсистый коврик или теплый круглый матрац и развалиться на нем. А можете попрыгать на ваших личных местах вверху-вниз. Может быть, вы захотите обнести свое место небольшой стеной. Для этого достаточно прикоснуться к полу и медленно вытянуть из него стену, как рыбку из пруда. (Покажите участникам это движение.) Вы можете построить эту стену такой высоты, чтобы вас никто не видел за ней. Возможно, вы захотите сделать в ней окошко, чтобы выглядывать наружу. Своему окошку я придам форму сердечка (покажите, что вы как будто прорезываете окно в своей воображаемой стене). А как будет выглядеть окно у каждого из вас? Сейчас я покрашу стены (покажите это с помощью пантомимы). Что еще вы можете сделать со своим личным местом и со стеной вокруг него? Давайте немного помолчим, чтобы каждый в тишине мог при-еться к св°ему месту. Кому из вас нравится свое пространство? Сейчас я громко скажу: «Поменяйтесь и». Каждый из вас должен будет выбежать из сво-jXMrfecra и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь
так |
ВСе ЗЭНЯЛИ новое мест°? Нравится ли оно вам как прежнее? А теперь вернитесь каждый в свое
б*
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
пространство. Как вы чувствуете себя здесь? Как вы себя чувствуете, когда у вас есть личное пространство? А теперь аккуратно «сложите и упакуйте» свое личное пространство и положите его рядом с собой».
Понравилось ли вам упражнение? Что было трудным? Что вы чувствовали, когда были в чужом месте и когда вернулись в свое? Что вы думаете о своем пространстве?
Упражнение 9.
«Шкала общительность - замкнутость»
Упражнение проводится так же, как «Шкала доверия».
Проводится обсуждение особенностей общения. Важно, чтобы своим опытом поделились крайние «деления» шкалы. Что дает общительность и замкнутость, что в них хорошего, а что плохого для тебя?
Тот, кто находится на одном крае этой шкалы, уходит от общения с другими людьми, а тот, кто на другом, уходит от общения с самим собой. Несмотря на то что это качество (соотношение общительности и замкнутости) задано нам от рождения, его можно развивать. Человек сам может регулировать уровень общения и управлять своим общением, своими контактами. Важно самому понимать, есть ли у меня желание общаться, или я вынужден много общаться; есть ли у меня желание быть одному, самим с собой, или я хочу, но не могу, не умею общаться с другими и поэтому не общаюсь. Важно определить свои действительные потребности.
ТЕРПЕНИЕ
Упражнение /. «Задержать дыхание»
Это упражнение можно использовать в качестве разминки в этой теме. Задержка дыхания на вдохе — активизирует, а на выдохе — успокаивает.
Упражнение 2. «Дружеская рука»
Все участники садятся, спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто тебе больше всех нравится. Ограничений по количеству нет. Консультант подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так чтобы другие участники не знали, кто к ним подходит. Задача: ни за что не открывать глаза. Важно терпение -^ как бы долго ни подходили, терпеть и не открывать глаза.
Трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ты или был терпеливым? -
Упражнение 3. *
«Шкала терпеливости»
Проводится аналогично шкалам на другие качества.
«Часто ли вам в жизни приходилось терпеть? Часто ли приходилось быть активным, агрессивным? Что вам легче, что труднее?»
«Те д Р^СНИе и |
но ^ ^УД все перетрут», «Терпи, казак, атама удешь», «Стерпится — слюбится», «Моё терпение лопнуло». |
все перетрут», «Терпи, казак, атама- |
е Суждение пословиц, поговорок, выражений. Р^СНИ
I
Глава 2
ЧЕСТНОСТЬ И ВЕЖЛИВОСТЬ Упражнение 1. «Сценки вежливости»
Это ролевая игра. Группе предлагается разыграть ситуацию, в которой предполагается поступать вежливо, так, как этого требует общество. Например, в автобусе надо уступить место «старушке». Участники группы рассаживаются полукругом, входит «старушка» и по очереди обращается к каждому участнику с просьбой уступить место. Участники группы могут отвечать кто как хочет. Консультант может дать группе задание. Например: «Сейчас все вы должны быть вежливыми и заботиться о том, чтобы старушке было удобно ехать». Другое задание: «Вы все будете агрессивно настроены: может быть, у вас неприятности и плохое настроение, может быть, вы очень устали, а может быть, вам не нравится, что эта старушка слишком навязчива, или вы просто не хотите уступать ей место». Еще одно задание: на просьбу старушки все, вежливо улыбаясь, говорят «нет». Каждый участник может попробовать побыть в роли старушки.
«Легко ли было быть старушкой, вежливым пассажиром, отказывать? Легко ли было отвечать «нет»? Какие ответы были наиболее агрессивными, а какие вежливыми? Что вы чувствовали? Как обычно каждый из вас поступает в жизни и что при этом чувствует?»
Упражнение 2. «Город лжецов и город правдивцев»
Группа разбивается на 3—4 подгруппы. Одна подгруппа будет жителями города лжецов, другая — жителями города правдивцев. Еще одна-две подгруппы бу-
Кризисы подросткового возраста
дут отгадывать, они выходят из комнаты. Жители городов договариваются, где расположен их город, как он выглядит, веселый он или грустный, ленивый или трудолюбивый, кто его жители — земледельцы, скотоводы и т. п. Затем приглашаются отгадывающие. Они должны понять, с жителями какого города они разговаривают. Для этого участники могут задавать любые вопросы, надо только помнить, что жители города лжецов будут все время лгать, а жители города правдивцев будут отвечать только правду.
Как вы догадались, что ато город лжецов (правдивцев)? Легко ли было говорить все время правду (ложь)? Что вы чувствовали?
Упражнение 3. «Разожми кулак»
Выбираются два добровольца. Они садятся в центр круга. Один из них сжимает пальцы в кулак. Задача другого — сделать так, чтобы первый участник разжал кулак. Задача первого — поступать в соответствии со своим желанием: он может равжать кулак, если ему захочется.