Практическая работа № 2. Изучение профессионально важных качеств личности

Изучение профессионально важных качеств личности

педагога профессионального образования

Цель работы:ознакомиться с профессионально важными качествами личности педагога. Проанализировать основные типы акцентуаций характера и их влияние на профессионально-педагогические качества личности.

Общие сведения

 

Профессионально важные качества педагога – совокупность свойств и способностей личности, обусловливающих успешность выполнения педагогом своих профессиональных функций [3].

К ним относятся: целеустремленность, организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, уравновешенность, требовательность, ответственность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности [4].

На развитие профессионально важных качеств личности оказывает влияние тип нервной системы такой, как темперамент – это индивидуальные, своеобразные свойства психики человека, проявляющиеся в разнообразной деятельности, поведении, эмоциях. От темперамента зависят психический темп и индивидуальный стиль деятельности педагога, быстрота и переработка информации, смекалистость, направленность на интересы и контакты с обучающимися.

Рассмотрим основные типы темпераментов и их проявления:

Сангвиник. Обладает быстрой реакцией, жизнерадостный, с высокой сопротивляемостью к трудностям, изменчив в чувствах, привязанностях, интересах, взглядах; хорошо приспосабливается к новым условиям, общительный, легко сходится с людьми; продуктивен в работе, но лишь тогда, когда много интересных дел; в ситуации стресса активно себя защищает.

Холерик. Реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдерживать, нетерпелив, порывист, резок в движениях, вспыльчив, работает с полной отдачей, но сил хватает не надолго, появляется раздражение, упадок сил. Настроение меняется циклично, подвержен срывам, склонен к конфликтам.

Флегматик. Реагирует медленно, неразговорчив, трудно рассердить или развеселить, эмоции проявляются замедленно, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в новых ситуациях. Трудно отказывается от своих привычек. Не любит менять работу, друзей, окружение. В ситуациях стресса не впадает в панику.

Меланхолик. Обладает повышенной чувствительностью, быстро утомляется, работоспособность быстро падает, настроение очень изменчиво, незначительный повод вызывает обиду, но обычно скрывает и не проявляет свои чувства, часто грустен, не уверен в себе; но обладая высокой чувствительностью, часто имеет художественные или интеллектуальные способности. Честолюбив.

У обладателей холерического, сангвинического и флегматического темперамента сильный тип нервной системы (но малочувствительный), вследствие чего они могут длительно работать в условиях возбуждения или торможения, им необходимы небольшие перерывы для того, чтобы их нервная система не перенапрягалась. Лицам со слабой, но высокочувствительной нервной системой - меланхоликам необходимы более длительные перерывы для нормальной (без перегрузки) работы их нервной системы.

Установлена взаимосвязь между типами темпераментов и особенностями восприятия и переработки информации. Лучше всего зрительно воспринимают и запечатляют информацию обладатели сильной, инертной нервной системы – флегматики. Обладатели подвижной и лабильной нервной системы – холерики лучше воспринимают информацию на слух. Сангвиники хорошо воспринимают информацию зрительно и на слух, меланхолики – лучше на слух, чем зрительно. При право-левой асимметрии полушарий информация лучше воспринимается зрительно, а лево-правой – на слух [5].

Определение функциональной симметрии - асимметрии полушарий головного мозга позволяет установить преобладание «мыслительного», «художественного» или «смешанного» типа личности и связанных с этим особенностей восприятия и переработки информации, когнитивных стилей, особенностей стилей мышления и других. При этом «левополушарным» - «мыслителям», свойственен рационализм, практичность, преобладание логического и аналитического мышления.

Для «правополушарных» - «художников» - иррацианолистов, характерны восприимчивость, впечатлительность, образность и синтетичность, им трудно принимать решения. Перед его принятием они обычно анализируют различные варианты и стремятся выбрать наиболее оптимальный, с более благоприятными последствиями в будущем.

«Левополушарные» легче принимают решения, так как при принятии решения они больше опираются на логику и оценивают целесообразность тех или иных действий, деятельности в целом, чаще применительно к существующей ситуации.

Преобладание или сочетание «правополушарных» и «левополушарных» функций определяет различие в восприятии и переработке информации, мыслительной деятельности личности, что необходимо учитывать при организации ее познавательной деятельности [4].

Значимой характеристикой личности, которая оказывает большое влияние на эмоциональные проявления, составляющие необходимое условие педагогического взаимодействия с учащимися, межличностные отношения и успешную учебную деятельность являются акцентуации характера (чрезмерно

выраженные черты характера).

Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

 

 
 

Рисунок 2.1- Схема распределения функций человека в коре больших

полушарий мозга

 

Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:

Гипертимический тип. Высокая контактность, слово­охотливость, жажда деятельности, предприимчивость, оживленная жестикуляция.

Дистимический тип. Низкая контактность, немного­словность, пессимизм, пассивность, замедленность мышления.

Циклоидный тип. Контактность периодически меняет­ся - высокая при хорошем настроении и наоборот.

Возбудимый тип. Низкая контактность. В спокойном состоянии добросовестен и аккуратен, в возбужденном - раздражите­лен и вспыльчив.

Застревающий тип. Средняя контактность, склонен к нравоучениям, несговорчив, обидчив, мстителен, честолюбие сочетается с самонадеянностью.

Педантичный тип. Средняя контактность, пассивен. Способен замучить окружающих формальными требованиями и чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип. Низкая контактность из-за неуверенности в себе. Дружелюбен, самокритичен, исполнителен.

Эмотивный тип. Контактность ниже среднего уровня. Исполнительный, с чувством долга., чувствительный и впечатлительный.

Демонстративный тип. Высокая контактность, стремится к лидерству. Неординарен, упорен. При этом в нем уживаются также эгоизм, лживость, хвастовст­во.

Экзальтированный тип. Контактность высокая, слово­охотлив и патетичен. Большой диапазон эмоциональных состояний.

Экстравертированный тип. Контактность высокая, словоохотлив, исполнителен, подвержен чужому влиянию, конформист. Стремится к новым впечатлениям.

Интровертированный тип. Контактность низкая. Мимика бедная. Эмоционально холо­ден, сдержан, принципиален, поступает обдуманно, имеет твердые убеждения [6].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: