Порядок выполнения работы. Задание 2.1 Ознакомиться с профессионально важными качествами личности педагога

Задание 2.1 Ознакомиться с профессионально важными качествами личности педагога. Влиянием типа темперамента и акцентуациями характера на развитие профессиональных качеств педагога профессионального образования.

Задание 2.2 Определить функциональную симметрию – асимметрию полушарий головного мозга по опроснику № 2.1 – «Функциональная симметрия – асимметрия полушарий головного мозга».

Инструкция для студентов: внимательно прочтите каждое утверждение и определите свое отношение к нему, используя предложенные варианты ответов.

Варианты ответов Баллы

Конечно, нет 0

Пожалуй, нет 3

Не знаю, затрудняюсь ответить 6

Пожалуй, да 8

Конечно, да 10

Опросник № 2.1 - «Функциональная симметрия – асимметрия полушарий головного мозга»

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в об­разах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргу­ментов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов

2.1 Определите общую сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

2.2 Определите уровень выраженности функциональной симметрии – асимметрии полушарий головного мозга.

1) Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, оптимист и считаете, что большую часть
своих проблем решите самостоятельно. Вы без особого труда вступаете в кон­такт с людьми. В работе и житейских делах больше пола­гаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете боль­ше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логи­ческого мышления. Если профессия, к которой вы стре­митесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, препо­давателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником... продолжите этот список сами.

2) П больше Л. Это означает, что вы человек художе­ственного склада. Представитель этого типа склонен к не­которому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ собы­тий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, - ху­дожник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3) Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успе­ха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец - все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Задание 2.3 Определить тип акцентуации характера по опроснику № 2.2 «Акцентуации личности К. Леонгарда».

Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

Первая шкала - характеризует личность с высокой жизненной активностью.

Вторая шкала - показывает возбудимую акцентуацию.

Третья шкала -глубина эмоциональной жизни испытуемого.

Четвертая шкала - показывает склонность к педантизму.

Пятая шкала - выявляет повышенную тревожность.

Шестая шкала - склонность к перепадам настроения.

Седьмая шкала - демонстративность поведения испытуемого.

Восьмая шкала - неуравновешенность поведения.

Девятая шкала - степень утомляемости.

Десятая шкала - сила и выраженность эмоционального реагирования.

Инструкция для студентов: внимательно прочтите каждое утверждение теста К. Леонгарда и определите свое отношение к нему, используя предложенные варианты ответов. Мысленно разделите лист бумаги на две части, в первой половине поставьте знак «+», во второй «-».

 

Варианты ответов Условное обозначение

Да +

Нет -

Опросник № 2.2 «Акцентуации личности К. Леонгарда»

1. У Вас чаще - веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?

36. Вы любите работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы Вам необходимо играть на сцене. Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

 

Обработка результатов

1 По каждой шкале опросника Леонгарда определить общую сумму баллов для стандартизации результатов. Значение каждой шкалы умножить на число соответствующее типу акцентуации характера (см. ключ). Высокие результаты, набранные по шкале соответствуют определенному типу акцентуации личности.

Ключ к опроснику № 2 «Акцентуации личности К. Леонгарда»:

- Гипертимые умножить значение на 3 «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77,

«-»: нет

- Возбудимые умножить значение на 2 «+»: 2,15,24,34,37,56,68,78,81, «-»: 12,46, 59

- Эмотивные умножить значение на 3 «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, «-»: 25

- Педантичные умножить значение на 2«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83, «-»:36

- Тревожные умножить значение на 3 «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, «-»: 5

- Циклотивные умножить значение на 3 «+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84,

«-»: нет

- Демонстративные умножить значение на 2 «+»: 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88, «-»: 51

- Застревающие умножить значение на 3 «+»: 8,20,30,42,52,64,74,86, «-»: нет

- Дистимные умножить значение на 3 «+»: 9, 21, 43, 75, 87, «-»: 31, 53, 65

- Экзальтированные умножить значение на 6 «+»: 10, 32, 54, 76, «-»: нет

Задание 2.4 Оформить отчет по выполненным заданиям. Сделать выводы по итогам. Составить рекомендации влиянию типа акцентуации характера на профессионально-педагогические качества педагога.

 

Контрольные вопросы

1 Назовите профессионально важные качества педагога.

2 Охарактеризуйте типы темпераментов.

3 Что такое акцентуации?

4 Перечислите типы акцентуаций характера.

5 Что позволяет установить определение функциональной симметрии - асимметрии полушарий головного мозга?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: