Практическая работа № 5. Формирование профессионально-педагогической

Формирование профессионально-педагогической

Культуры студентов

Цель работы: проанализироватьпрофессионально-педагогическую культуру преподавателя и студентов. Исследовать эмоционально-нравственное развитие студентов. Изучить основные черты толерантности студентов.

 

Общие сведения

Определяя профессионально-педагогическую культуру педагога, рассмотрим сначала такие понятия как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная культура - это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление.

Педагогическая культура включает в себя следующие понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Педагогическая культура в той или иной степени присуща каждому человеку, влияющему на формирование личности.

Профессионально-педагогическая культура является характеристикой педагога, призванного осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках профессиональной специально организованной деятельности.

Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого.

Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере.

Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений.

Профессионально-педагогическая культура предполагает разумную доброту и добрую строгость. Педагогу необходимо обязательно любить и уважать обучаемого таким, каков он есть. Успешному обучению способствует грамотное, четкое, последовательное изложение мысли; внятная, без дефектов речь преподавателя; внимательное отношение к каждому обучающемуся, сдержанное и последовательное общение с ними. Обучающимся нужно методично и непрерывно напоминать, что такое культура общения и почему она так важна в современном социуме. Необходимо заострить их внимание на том, что успешное обучение предполагает взаимопонимание и доброжелательное общение между преподавателем и студентом.

Профессионально-педагогическая культура преподавателя немыслима без использования передового и новаторского опыта, современных способов и методов обучения, без использования современного оборудования, без глубокого знания психологии подростка, без глубокой любви к преподаваемому предмету.

Профессионально-педагогическая культура студентов представляет собой интегративное качество личности, отражающее единство общей культуры личности и культуры ее педагогической деятельности, реализуемых механизмом «самосознание самоопределение - самоактуализация», обусловливающим сознательный способ организации ее деятельности, при котором развиваются одновременно преподаватель и студент.

Развитию профессионально-педагогической культуры студентов способствует комплекс педагогических условий:

а) создание образовательно-рефлексивной среды, в которой студент и преподаватель взаимодействуют как субъекты деятельности в диалоге культур, механизмом которого выступает коммуникативность и рефлексия;

б) формирование положительной мотивации студентов на развитие профессионально-педагогической культуры обучающихся в образовательно-рефлексивной среде;

в) актуализация студентом субъектной позиции на ценностное отношение к профессионально-педагогической культуре.

Научно-методическое обеспечение процесса развития профессионально-педагогической культуры студентов позволяет: интегрировать гуманитарное и естественнонаучное знание, что ведет студента и преподавателя к переосмыслению старых и созданию новых культурных норм в процессе образования; использовать технологию рефлексивно-функционального анализа, в которой главные способы деятельности (дискуссии, диспуты, диалоги), развивающую мышление и творчество субъектов образовательного процесса [11].

Критериями и показателями оптимизации процесса эмоционально-нравственного развития (ЭНР) студентов являются:

а) уровень развития мотивационно-ценностного компонента ЭНР;

б) уровень нравственных знаний, нравственных самооценок, моральных качеств, нравственных притязаний, нравственных чувств.

В качестве показателей ЭНР студентов выступают:

а) наличие нравственных мотивов поведения и ценностных установок;

б) стремление осуществить социально значимую функцию;

в) мера удовлетворенности участием в совместной со сверстниками деятельности;

г) осознание переживания своего социального статуса;

д) чувство ответственности за осуществление деятельности по реализации своего социального статуса.

Высокий уровень эмоционально-нравственной активности обучающегося интегрирует в себе нравственные представления, чувства, убеждения и привычки. Основу ЭНР составляют принятые личностью нравственные ценности, регулирующие ее поведение (систему мотивов, выполняющих для личности смыслообразующую функцию) [12].

Эмоционально-нравственное развитие личности - длительный процесс, который зависит от внешних и внутренних факторов. Ситуационные факторы оказывают большое влияние на эмоциональное состояние участников совместной учебной деятельности. Эмоциональные переживания являются важным компонентом в различных формах их взаимодействия. Целостный процесс эмоционально-нравственного воспитания можно подразделить на формирование нравственного сознания, формирование эмоционально-нравственных чувств, формирование соответствующих навыков и привычек [13]. Для выявления отношения обучающегося к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий можно воспользоваться методом «Неоконченных предложений» (приложением В).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: