Византийское законодательство Юстиниана

С учреждением имперских порядков после республиканского периода в Римской империи возвысилось значение императорского законодательства. Отныне все законы и конституции предшествующих веков были объявлены старым правом (ius vetus) и текущее императорское законотворчество стало именоваться термином законы (leges). Императорские мандаты, декреты и рескрипты вышли из употребления и преобладающей формой общего императорского указа стали эдикты. В тех случаях, когда императорских указ даровал какие-либо привилегии лицу или корпорации, он стал называться прагматической санкцией. Это было одним из важных последствий возвышения власти принцепса до власти доминуса.

Эти перемены в области иерархии законов, а также изменения в структуре власти были закреплены в кодифицированной деятельности римских императоров Диоклетиана (частные кодификации Грегориана и Гермогиана), а затем Феодосия II (Кодекс Феодосия, собравший императорские конституции с 311 по 437 г.). Законы, изданные этими императорами и не вошедшие в кодекс, получили название «новеллы». Кодификации времен Диоклетиана и Феодосия были затем использованы в кодификациях варварских королевств в конце V – начале VI в.: вестготские – Кодекс Эрика и Бревиарий Алариаха II, бургунский – Римский закон Гундобада и остготский – Эдикт Теодориха. В восточной части империи действие Кодекса Феодосия прекратилось после опубликования Свода Юстиниана в 534 г.

Кодекс Юстиниана

Юстиниан правил с 527 по 565 гг. Родился ок. 483 г. в крестьянской семье в Македонии. Его считали славянином, но наука опровергает эту версию. Возвышением обязан дяде – императору Юстину I, благодаря которому получил блестящее образование. В 527 г. он был усыновлен Юстином и сделан соправителем, и в том же году после смерти Юстина – стал императором.

В 528 г. Юстиниан учредил комиссию из десяти правоведов с преподавателями высшей константинопольской школы Трибонианом и Феофилом по главе, чтобы собрать все императорские указы. Следует заметить, что это был именно новый кодекс, т.к. все ненужное, не относящееся к современной жизни, отбрасывалось. Эта задача была исполнена в 529 г. (Codex). В последствии, после дальнейшей законодательной деятельности, кодекс был обновлен и переиздан в 534 г. Только это издание и дошло до нас.

Затем, в 530 г. 16 правоведов (4 профессора права, 11 адвокатов и 1 чиновник) с Трибонианом во главе стали собирать и изучать всю массу сочинений римских юрисконсультов, извлекать тексты, разъясняющие вопросы права и систематизировать их. ПО мысли Юстиниана это должен был быть сборник того, что римляне называли jus, т.е. действовавшего права, выработанного теоретическим и судебным творчеством юристов, в противоположность leges – продуктам работы законодательства. Юстиниан хотел устранить неудобства, проистекавшие из того, что сочинения юристов содержали множество противоречий и разногласий, и применять их для руководства было весьма сложно. Итогом этой кропотливой работы стал Дигест или Пандект. Комиссия включила в них 1625 сочинений. Весь материал был разделен на три группы: Сабинову группу – по преимущество толкования гражданского права, составленные Сабином и его комментаторами; эдиктную группу – комментарии на преторский эдикт, и Папинианову группу, объяснявшую, отдельные юридические вопросы и случаи. Комиссия широко пользовалась правом делать сокращения, устранять противоречия и устарелые места и т.д.

Наряду с этим Трибонианом, Феофилом и Дорофеем был составлен краткий обзор действующего имперского права в 4 книгах по плану знаменитых институций Гая – под таким же именем Институции (533 г.). Они должны были служить школьным учебником для начинающих юристов. Однако в новом учебнике были учтены все изменения в праве, происшедшие в Византийской империи за это время. Еще одна важная особенность – Институциям Юстиниана была предана сила закона, наравне с Кодексом и Дигестами.

После этого Юстиниан запретил дальнейшую разработку принципов и предписаний права, однако сам до смерти издал еще 134 указа по различным вопросам гражданского, церковного и административного права, которые составили сборник Новелл. По внешней форме новеллы обычно состояли из трех частей: изложение поводов к изданию новой конституции (proaemium), содержание, обычно разделенное на главы, и порядок вступления ее в силу (epilogus). Содержание было разнообразным и затрагивало все отрасли права.

Все четыре части получили название Corpus iuris civilis – «Свод гражданского права». Новеллы были преимущественно на греческом, остальные – на латыни: латынь постепенно вытеснялась греческим.

Еще раз его состав:

1. Codex – собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени составления кодекса, 529 (первое издание), 534 (второе издание).

2. Institutiones – Институции – в четырех книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, равной всем другим частям свода.

3. Digesta (Pandectae) – Дигесты или Пандекты в составе 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 фрагментов; изданы в 533 г.

4. Novellae (leges) – 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции кодекса в 535-565 гг.

Структура Дигеста:

1. Общие понятия, история источников права, учреждения и лица с их правоспособностью и дееспособностью (кн.1).

2. Суд, процесс, иски (кн.2-4).

3. Наследство и имущественные отношения (кн.5-11).

4. Купля-продажа (кн.12-19).

5. Залоговое право (кн.20-22).

6. Имущественные отношения супругов (кн.23-25).

7. Опека и попечительство (кн.26-27).

8. Завещания, наследование по закону (кн.28-38), пятая часть текста.

9. О рабстве (кн.40).

10. Вербальные контракты (кн.45-46).

11. О преступлениях и наказаниях – «страшные книги» (кн.47-48).

12. Разъяснение терминов и некоторых общих понятий.

Определенное значение имеют некоторые правовые понятия и термины, разъясненные в Дигестах.

Юстиция здесь предстает правосудным учреждением, фундамент государства и в этом смысле гарантия справедливости – это «неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право».

Юриспруденция определена как наука о праве и как правовое благоразумие, как «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого».

По определению одного из юристов – Гая, «все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам».

Закон, по определению Модестиана, либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает.

Самое краткое определения права в его действии дано Цельсом: «Право есть искусство в оказании пользы и соразмерной справедливости» или по другому варианту – «наука добра и справедливости».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: