Византийское законодательство после Юстиниана

В послеюстиниановский период наибольший подъем активности приходится на правление Македонской династии (867-1453 гг.), но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога» (буквально: «выборка», «избранные законы»), подготовленный и изданный в 726 г., в правление императоров-иконоборцев.

Корпус (свод) законов Эклога был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана и полное его название было такого: «Выборка законов вкратце, учиненная Львом (Лев Исавр) и Константином (его соправитель Константин Копроним), мудрыми и благочестивыми царями, из Институций, Дигест, Кодекса и Новелл Великого Юстиниана, с исправлением в смысле большего человеколюбия». Несмотря на ссылку на Кодекс Юстиниана, многое было новым и прямо противоречило праву Юстиниана. Реформаторская нацеленность сборника ориентирована на область процессуального права: был провозглашен принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественной обеспеченности, введено жалование всему судебному персоналу из казны и установлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах.

Наиболее оригинальным стал титул (раздел) Эклоги о наказаниях. Он занимал 1/5 всего объема. Здесь были введены такие составы преступлений, как нарушение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление и вероотступничество, разграбление и осквернение могил, а также прелюбодеяние и др. преступления против нравственности и семьи. Сюда был включен также перечень телесных и членовредительных наказаний: битье палкой и плетью, отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, бритье головы, выжигание волос. В отличие от кодекса Юстиниана телесные наказания часто заменяли смертную казнь – в этом проявлялось человеколюбие. Были также отменены некоторые жестокие виды смертной казни – распятие, сожжение. Смертная казнь сохранялась за кровосмесительство, мужеложство, умышленный поджог, отравление, колдовство, убийство, разбой и некоторые ереси. В целом система наказания была направлена на обеспечение справедливого возмездия и искупления вины, а также на предупреждение преступлений в будущем. Дети до 7 лет субъектами преступления не считались. Состояние аффекта освобождало от наказания.

Процесс был инквизиционный: допрос проводился отдельно для обвиняемых и свидетелей, применялись пытки. Представительство сторон исключалось. Все стадии процесса оформлялись письменно.

Помимо Эклоги в VIII-IX вв. действовали другие законы.

Земледельческий закон, принятый почти в тоже время, что и Эклога, регулировал поземельные отношения в крестьянской общине: споры о границах земельных участков, последствия самовольной распашки чужой земли, споры о жеребьевке, подати и экстраординарные налоги.

Морской закон представлял собой запись морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский закон, которым многие европейские страны пользовались с VII по XV вв. Действовал также Военный закон, который регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

И Моисеев закон под названием «Выборка из данного Богом израильтянам через Моисея закона». Он включал собрание выдержек из Пятикнижия, относящихся к морально-религиозным предписаниям и нормам социального поведения, в том числе и знаменитые 10 заповедей, сообщенных Моисею на горе Синай. Все эти отрывки были перегруппированы и перефразированы и составили 50 глав, каждая из которых снабжалась рубрикацией, информировавшей о ее содержании. Т.е. эти заповеди и нормы рассматривались как имеющие юридический характер.

В 867 г. воцаряется македонская династия. Она порывает всякую связь с идеями императоров-иконоборцев и осуждает в том числе и их законодательную деятельность. Так, по отзыву Василия I Македонянина Эклога была не столько «избранием», сколько «извращением» юстиниановых законов. Отсюда цель Василия – отменить все устаревшие законы, упорядочить и очистить право Юстиниана, и, наконец, издать краткое юридическое руководство иди учебник права. Эта последняя задача была осуществлена в первую очередь: в 870-878 гг. Василий Македонянин обнародовал Прохирон (т.е. ручная книга законов). Его назначение – учебное пособие, однако, он несомненно обладал и силой законов, как и Институции Юстиниана.

Затем, в 884-886 г. была издана переработка юстиниановых законов под название Эпанагоги (т.е. воспроизведение – переработанное повторение законов) или Исагоги (введение в историю науки). Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданом и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях.

Наконец, преемник Василия Лев Мудрый (Лев Философ) обнародовал очищенный свод юстинианова права, с X в. получивший название Василик (царских законов). Они были изданы в 60 книгах. Каждый титул Василик начинается отрывком сочинений римских юристов, помещенных в Дигестах; затем следуют извлечения из Кодекса, Институций и Новелл Юстиниана, которыми дополняются или подтверждаются выдержки из Дигест. Новеллы византийских императоров от Юстиниана до Василия в Василики не вошли.

Прохирон, Эпанагога и Василики являются последними кодификационными работами в Византии; законодательная деятельность последующих императоров заключалась только в издании новелл, между которыми с X в. начинают различать хрисовулы, т.е. грамоты с золотыми печатями. Как правило, они предоставляли привилегии отдельным лицам и учреждениям.

 

Церковное право

Источником церковного права Византии являются апостольские правила, постановления 7 Вселенских соборов, постановления поместных соборов, правила святых отцов, признанные каноническими. Источником также являются новеллы императоров, в особенности Юстиниана и последующих. Сборник церковных правил носил название номоканона. Древние каноны часто были непонятны, противоречивы и нуждались в комментарии. Наиболее известными комментаторами церковного права были канонисты XII в. Иоанн Зонара, Алексей Аристин и Феодор Вальсамон.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: