Реформация (лат. reformatio — «преобразование») — религиозное дви жение XVI века в Европе, направленное против католической церкви и приведшее к расколу западного христианства на католичество и протес тантизм, в сравнении с Возрождением стало вторым этапом формирова ния концептуальной модели буржуазного индивидуалистического обще ства и светского государства.
Любая религия развивается в форме циклического движения между Писанием (сакральным текстом Откровения) и Преданием (комментари ями богословов к нему). Текст Писания по своему характеру многозначен, образен и метафоричен. Как правило, он не имеет внутренней логической структуры и поэтому неприменим для создания конкретных социальных и политико-правовых доктрин. Поэтому богословы создают Предание, производя таким образом логическое структурирование Писания. При этом идет формализация и схематизация текста, что приводит к исчезновению многозначности Писания.
Его «открытость» как системы сменяется «закрытостью» для дальнейшего толкования, при этом решение прикладных задач регулирования государственной и общественной деятельности достигается за счет удаления от смыслового ядра первоначального текста.
|
|
По мере своего развития теологическая религиозная доктрина все более удаляется от смысла Писания, что в конце концов приводит к утрате их связи. Внешне это проявляется в очевидном несоответствии теории Писания и жизненной практики его приверженцев и особенно в нравственной деградации духовенства. Индийские брахманы VI века до нашей эры, как и европейские католические иерархи XVI века нашей эры, демонстрировали вопиющий аморализм, стремление к материальным благам и светским удовольствиям, а отнюдь не к служению Брахме или Богу.
По мере роста нравственной деградации католического духовенства деградировало и европейское общество. Это вызывало рост потребности в пророке, который вывел бы его из этой деградации, обновил бы христианство, восстановил бы искренность веры и ликвидировал бы власть мертвых схоластических догматов и обрядов.
Формирующееся буржуазное общество нуждалось в рационализации христианства, которое дало бы нравственную и религиозную санкцию их трудолюбию, предпринимательской инициативе и стремлению к обогащению. Такое общество нуждалось в новом типе государства, которое бы гарантировало неприкосновенность прав частной собственности, обеспечило бы национальный суверенитет от вмешательства извне римско-ка-толической церкви, от постоянных и бессмысленных, с точки зрения буржуазии, династических войн, и гарантировало бы таким образом стабильное поступательное развитие национальной экономики.
Смысл Реформации XVI века заключался именно в таком разрушении Теологических схем, в возвращении к первоначальной многозначности Писания и в поиске в нем ответов на новые вопросы современности.