М.Лютер о государстве и церкви

В 1517 г. профессор Виттенбергского университета и доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483-1546) вывесил на двери церкви в Виттенберге свои знаменитые «95 тезисов», которые и стали манифестом начала Реформа­ции. Он говорил о том, что римский папа из-за своей аморальности, кор­румпированности потерял легитимность своей власти как наследник апо­стола Петра, и поэтому христиане всей Европы, чтобы спасти свои души, должны прекратить ему подчиняться.

Он отри­цает смысл католических обрядов как таинств, т. е. магических действий, направленных на изменение окружающего мира, на победу божественно­го начала над дьявольским, на спасение душ верующих и тем самым на приобретение церковью земной светской власти. Лютер доказывал, что католичество из богослужения выродилось в идо­лопоклонство в роскошно убранных церквях и монастырях. Протестантское рационализированное христианство формировалось как религия для индивидуалистического рыночного буржуазного общества и становилось религиозно-этической системой, сдерживающей проявле­ния ренессансного «титанизма», вседозволенность и распущенность по­ведения индивидов.Ключевым догматом теории Реформации Лютера является догмат о «всесвященстве». Он предлагает ликвидировать функцию церкви как посред­ника между Богом и человеком и таким образом ее «демократизировать». При этом духовенство должно превратиться из архаичной закрытой при­вилегированной и паразитической касты, изолированной от мирян, в от­крытую для всех способных и достойных мирян группу служителей Бога.В лютеранских общинах пастыри стали выборными на основании их моральных (авторитет среди членов общины) и профессиональных (зна­ние богословия) качеств. Их основной функцией стала проповедь — своеобразная «лекция» священника, т. е. рациональная трактовка христианских заповедей, которая посредством логически обо­снованных умозаключений воздействовала именно на разум слушателей. В протестантизме спасение души человека осуществляется «верой, а не добрыми делами», т. е. внутренним совершенствованием, а не обрядами. Человек в протестантской культуре обретает «внутреннее одиночество», которое становится сакральной санкцией для его внешнего одиночества в качестве самодостаточной автономной ответственной личности.

Важнейшей предпосылкой трансформации средневекового типа лич­ности в новоевропейский становится перевод Библии с древних «мертвых» языков на национальные «живые» языки. Сам Лютер первым перевел Пи­сание с латинского на немецкий язык, и, таким образом, каждый грамот­ный верующий в Германии получил возможность читать и трактовать Биб­лию самостоятельно, без обращения к церковным авторитетам. Поведение индивида освобождается от внешнего регламента сословий, цехов, гильдий или религиозных конфессий. Основной добродетелью человека в протестантском обществе стано­вится рационально организованное и мотивированное трудолюбивое по­ведение в рамках своего профессионального призвания, направленное на производство материальных или духовных благ. Этот феномен позже М. Вебер назовет «протестантской этикой», а К. Маркс — «идеологией пер­воначального накопления капитала». «Протестантская этика» поставит в качестве основного стан­дарта потребления буржуазный «ком­форт» как рациональное использование накопленного капитала.

В трактате «О светской власти» (1523) Лютер возвращается к постулату раннего апостольского христианства о разделении всех христиан на меньшинство истинно верующих праведников, которые способны жить без го­сударственного принуждения, и на большинство грешников, которых толь­ко сила государства может удержать от неправедных поступков, в мире и спокойствии.

Истинный христианин, по мнению Лютера, не нуждается в государственной власти, но он должен помогать своим ближним, а это возможно только при посредничестве государственных институтов. Поэтому он дол­жен подчиняться законам, платить налоги, защищать его во время войны, В то же время следует учитывать, что законы государства распространяются только на материальную сферу жизни христианина и не должны ни в какой степени затрагивать жизнь его души.

Лютер считал, что церковь должна быть отделена от государства и под­чинить свою деятельность государственным законам, но при этом только церковь может выносить вердикт о соответствии или несоответствии го­сударственной политики христианским нормам. Таким образом, Лютер начинает различать институциональный и лич­ностный уровни политической деятельности. Индивид у Лютера выходит из-под прямого контроля государственных, церковных и социальных (со­словных) институтов. Инди­вид теперь обязан подчиняться не прямым приказам авторитарных лиде­ров, а косвенным указаниям пасторов, пресвитеров и других религиозных авторитетов. При этом любые формы антигосударственных действий Лютер счи­тает происками дьявола. Лютер понимает право как иерархичную систему законов. Он выделя­ет: —высший божественный закон, который является высшим и подчи­няющим все остальные;

—естественный закон, который происходит из требований природы и в соответствии с которым организуется повседневная жизнь людей;

—имперский закон, в соответствии с которым организуется государ­ственное управление;

— земельный закон, в соответствии с которым организуется местное управление.

Теория Реформации М. Лютера стала смысловым ядром формирующе­гося протестантизма и обеспечила переход от средневековых политике правовых концепций к концепциям Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: