Г) скань (филигрань) и зернь

Филигрань (от лат. «проволока») или скань представ­ляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких или рифленых проволок, которые сворачивают в спирали, усики, решеточки и припаивают к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из- за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдава­ли филиграни из серебра. Дешевые сканные изделия де­лали также из медной проволоки, а затем золотили или серебрили.

Зернь или гранулирование (от лат. «зернышко») — способ украшения, который заключается в напаиваниитна предмет золотых или серебряных зернышек (золото — на золото, серебро — на серебро). Эта техника увеличи­вает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Применение зерни очень разноо­бразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные; пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства[6]. При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важней- ; ших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти незаметен — будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомнен-: но, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых, и в 1952 г., в результате: опытов, Ф. Я. Мишуковым утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.

Изготовление изделий, декорированных зернью и. сканью, требовало большого искусства от мастеров и за­нимало много времени. Ремесленники часто упрощали,' ускоряли и удешевляли процесс изготовления украше­ний, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком.

Д) чернь

Техника черни состоит в том, что на гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав сере­бра, на первый взгляд, похожий на уголь. Ее толкут в по­рошок и в таком виде хранят. Так как чернь — это металл, она легче и прочнее соединяется с поверхностью металли­ческого предмета, чем эмаль. Когда перед мастером встает задача выявить рисунок после обжига, он сначала осто­рожно спиливает лишнюю чернь, затем шлифует пемзой для сглаживания неровностей. Таким образом, в зависи­мости от того, как был задуман и вырезан рисунок, по­лучается черневой орнамент на блестящей поверхности, иди наоборот — черный фон, на котором развертываются узоры или изображения.

При покрытии позолотой отдельных деталей фона или рисунка всю черневую поверхность приходится закрывать лаком или глиной, чтобы не повредить чернь.

Существует множество рецептов для изготовления со­става черни. Не только в разное время и в разных странах они отличались друг от друга, но почти каждый крупный мастер вносил более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав частей. От этого зависела прочность черни и ее цвет, колеблющийся от светло-се­рого до черного.

В XIX в. на всю Европу прославились изделия из Тулы, декорированные чернью. Ни в одной стране чернь не по­лучила такого длительного, широкого и разнообразно­го применения, как в России, где она славилась особой прочностью.

Е) резьба

Благодаря мягкости золота и серебра любые украше­ния могут быть сравнительно легко нанесены на их по­верхность. Среди технических приемов, применявшихся в русском золотом и серебряном деле, резьба всегда зани­мала значительное место. В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся на расстоянии, так как их кра­сота основана на контрасте светлых и темных пятен или сочетании различных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы — искусство особенно утонченное; тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание вблизи. В русском ювелир­ном деле резьба всегда применялась очень широко не только в чистом виде, но и в сочетании с другими техни­ками, главным образом, чернью (на темном фоне резные узоры особенно хорошо видны). Кроме того, резьба ча­сто служила подготовительным процессом перед покры­тием предмета чернью или эмалью. Резьбой выполнялись и надписи декоративным письмом на золотых и серебря­ных предметах.

Каждый ювелир в той или иной степени владел рез­цом, но были мастера, которые специализировались на этой технике.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: