Филигрань (от лат. «проволока») или скань представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких или рифленых проволок, которые сворачивают в спирали, усики, решеточки и припаивают к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из- за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдавали филиграни из серебра. Дешевые сканные изделия делали также из медной проволоки, а затем золотили или серебрили.
Зернь или гранулирование (от лат. «зернышко») — способ украшения, который заключается в напаиваниитна предмет золотых или серебряных зернышек (золото — на золото, серебро — на серебро). Эта техника увеличивает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные; пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства[6]. При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важней- ; ших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти незаметен — будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомнен-: но, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых, и в 1952 г., в результате: опытов, Ф. Я. Мишуковым утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.
|
|
Изготовление изделий, декорированных зернью и. сканью, требовало большого искусства от мастеров и занимало много времени. Ремесленники часто упрощали,' ускоряли и удешевляли процесс изготовления украшений, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком.
Д) чернь
Техника черни состоит в том, что на гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав серебра, на первый взгляд, похожий на уголь. Ее толкут в порошок и в таком виде хранят. Так как чернь — это металл, она легче и прочнее соединяется с поверхностью металлического предмета, чем эмаль. Когда перед мастером встает задача выявить рисунок после обжига, он сначала осторожно спиливает лишнюю чернь, затем шлифует пемзой для сглаживания неровностей. Таким образом, в зависимости от того, как был задуман и вырезан рисунок, получается черневой орнамент на блестящей поверхности, иди наоборот — черный фон, на котором развертываются узоры или изображения.
|
|
При покрытии позолотой отдельных деталей фона или рисунка всю черневую поверхность приходится закрывать лаком или глиной, чтобы не повредить чернь.
Существует множество рецептов для изготовления состава черни. Не только в разное время и в разных странах они отличались друг от друга, но почти каждый крупный мастер вносил более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав частей. От этого зависела прочность черни и ее цвет, колеблющийся от светло-серого до черного.
В XIX в. на всю Европу прославились изделия из Тулы, декорированные чернью. Ни в одной стране чернь не получила такого длительного, широкого и разнообразного применения, как в России, где она славилась особой прочностью.
Е) резьба
Благодаря мягкости золота и серебра любые украшения могут быть сравнительно легко нанесены на их поверхность. Среди технических приемов, применявшихся в русском золотом и серебряном деле, резьба всегда занимала значительное место. В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся на расстоянии, так как их красота основана на контрасте светлых и темных пятен или сочетании различных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.
Искусство резьбы — искусство особенно утонченное; тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание вблизи. В русском ювелирном деле резьба всегда применялась очень широко не только в чистом виде, но и в сочетании с другими техниками, главным образом, чернью (на темном фоне резные узоры особенно хорошо видны). Кроме того, резьба часто служила подготовительным процессом перед покрытием предмета чернью или эмалью. Резьбой выполнялись и надписи декоративным письмом на золотых и серебряных предметах.
Каждый ювелир в той или иной степени владел резцом, но были мастера, которые специализировались на этой технике.