Металлообрабатывающие ремесла были известны с давних времен, но совсем захирели во второй половине XIX в., а после революции были восстановлены заново.
Как и гончарное производство, обработка металла в Узбекистане сохранила в советское время остатки средневековой цеховой организации мастеров. Традиционные виды и формы изделий выполнялись, как и прежде, только вручную, причем существовала строгая специализация среди мастеров: одни — «мискяры» — выковывали посуду, другие — «наккоши» — оформляли ее чеканным узором с помощью простейших инструментов — зубила и молоточка.
Иногда чеканный узор разной глубины дополнялся просечным ажуром, инкрустацией другими металлами, раскраской эмалями, реже — чернью. Рисунки исполнялись по памяти, каждый новый предмет сохранял индивидуальный характер, неповторимость почерка мастера.
Сильно геометризованный растительный и чисто геометрический орнамент медно-чеканной посуды узбекских мастеров отличается сложным ритмическим строем и рисунком, характерным для искусства Востока.
|
|
Национальный узбекский орнамент, украшающий медную посуду, имел сходство с мотивами и композиционным построением вышивки, резьбы по ганчу, резьбы по дереву, архитектурной облицовочной керамики. Но с течением времени все в большей степени чувствовалось влияние европейского искусства. Основными видами медной посуды были кувшины для воды и чая, водоносные кувшины, рукомойники, а главное — подносы, обильно украшенные орнаментом и надписями. Многие виды медно-чеканных предметов — специальные ритуальные сосуды, подсвечники, охотничьи барабаны для вспугивания дичи и т. п. — как утратившие свое практическое применение вообще уходят из быта.
Искусство северной черни было по существу заново воссоздано в советское время. К концу XIX в. в Великом Устюге работал единственный мастер, владевший секретом черневого состава и приемами выполнения черни на серебряных изделиях, — М. Кошков, который передал эти знания своему внуку и ученику М. Чиркову. Он продолжил традицию сюжетных черненых изображений на браслетах, линейках, продолговатых коробочках и других серебряных предметах, в частности создал свои варианты панорамы Великого Устюга — одного из наиболее популярных сюжетов XIX в.
Все это определило многолетнюю стабильность как ассортимента изделий (броши, подстаканники, стопки, пудреницы, ложки и т. п.), так и черневых рисунков на них. Это имело свои положительные и отрицательные стороны: росло исполнительское мастерство граверов, но не было стимулом к творческому развитию традиции. Основой работы становилось массовое воспроизведение образцов, данных одним художником.
|
|
Формы вещей 1930-х гг. довольно простые, скромные, приятных мягких очертаний, все предметы небольшого размера. С ними хорошо соединяется цветочный орнамент — изящный, плоскбстный, соразмерный предмету.
Несколько иными путями развивался промысел ростовской живописной финифти. В 1920—30-х гг. в его судьбе большое участие приняли художники-графики. Это определило в значительной степени направление творчества местных мастеров. До революции мастера финифтяного промысла в Ростове-Ярославском выполняли небольшие иконки, кресты и другие предметы, ставшие ненужными в советское время. Но само мастерство живописи по эмали с ее тонким рисунком, чистотой цвета несло в себе большие художественные возможности, которые нужно было сохранить и направить по новому пути.
Основной круг изделий ростовской финифти в послереволюционные годы — это небольшие памятные предметы типа нагрудного знака, вещицы для туалетного стола (пудреницы, коробочки, рамки для зеркала, женские украшения).
В большинстве промыслов, занятых художественной обработкой металла, основное внимание в эти годы обращали на орнаментально-изобразительную сторону декора и меньше думали о целостной форме предмета, приспособленного для нового быта. Отсутствовал ясный адрес вещи, Осознание ее места в современном интерьере.
При этом нередко утрачивалось смысловое содержание традиционных элементов узора, их сочетание становилось случайным, рисунок терял непосредственность, живость.
Основным центром художественной обработки металла является Чует в Ферганской долине, есть даже такое выражение — «Чустские ножи». Основным отличием кокандской школы является то, что они работают исключительно в национальном стиле и создают богато орнаментированные изделия. Формы их разнообразны. Различаются локальные особенности лезвий — узких и широких, прямых или изогнутых, а также особенности рукояток — цельных или наборных, деревянных или костяных, инкрустированных или раскрашенных.
Узбекская чеканка представляет собой различные приемы гравировки. Глубокая гравировка носит название кандакори, чистая гравировка — чизма, кроме гравировки применяется прорезная чеканка — шабака. Наибольшей известностью пользуются мастера из Бухары и Хивы, отличающиеся пластичностью формы, строгостью и отра- ботаностью мотивов орнамента, глубиной чекана.
К числу наиболее развитых видов народного искусства относится ювелирное искусство, имеющее широкое рас- прастронение и богатейшие традиции, уходящие в глубокую древность. Мастера — заргары — создавали свои изделия в основном из серебра, реже из золота. Разнообразны технические приемы: резьба, ковка, литье, чеканка, гравировка, накладная и ажурная филигрань. Искусно владели мастера и техникой зерни, золочения, инкрустации, чернения и эмалирования.