№ | Методы испытаний. | Выявляемые дефекты. |
Измерение сопротивления изоляции. | Увлажнение твёрдой изоляции. Поверхностное загрязнение. | |
Измерение диэлектрических потерь и ёмкости изоляции: а) измерение tgδ и ёмкости при приложенном напряжении (по зонам), б) определение зависимости tgδ и ёмкости от напряжения, в) измерение полной (комплексной) проводимости, tg δ и ёмкости при рабочем напряжении. г) Определение зависимости tgδ от температуры. | Увлажнение твёрдой изоляции и масла. Старение масла. Интенсивные частичные разряды иследы разрушения ими твёрдойизоляции Частичные разряды в твёрдой изоляции и в масле. Старение масла. Частичные разряды в изоляции остова и на поверхности остова. Развитие теплового и тепло-ионизационного пробоя. Развитие теплового пробоя. Старение масла | |
3. | Определение физико-химических характеристик масла. | Увлажнение, старение, перегревы, загрязнение масла. |
4. | Анализ газов растворённых в масле. | Термическое и электрическое разрушение материалов. |
Анализ производных фурана, находящихся в пробе масла | Старение твёрдой изоляции. | |
Измерение частичных разрядов. | Местные дефекты (включения). Ухудшение характеристик масла. Изменение распределения напряжения в изоляции. | |
Измерение давления (для герметизированных конструкций) | Интенсивные частичные разряды в масле и твёрдой изоляции. Нарушение герметичности. |
|
|
Основные причины повреждений вводов с бумажномасляной изоляцией.
Статистика аварийности силовых трансформаторов за последние годы показала, что около 50 % повреждений трансформаторов связано с маслонаполненными высоковольтными вводами. По имеющимся данным удельная повреждаемость трансформаторных вводов незначительна и не имеет тенденции к увеличению. Однако задача определения причин выхода из строя вводов с целью повышения их надёжности весьма актуальная, так как снижение повреждаемости вводов может дать заметный экономический эффект особенно с ростом единичных мощностей электрооборудования.
Установить непосредственную причину повреждения ввода весьма затруднительно из-за значительного разрушения, как самого ввода, так и элементов трансформатора в месте установки. Повреждённый маслонаполненный бумажномасляный ввод 110 кВ представлен на Рис. 8.
Рис. 8. Повреждённый трансформаторный бумажномасленный ввод.
Первоначально предполагалось, что повреждения вводов связаны в основном с нарушениями технологии их изготовления либо с их конструктивными особенностями. Однако в результате исследований конструкции и технологии не было установлено явной связи между технологическими и конструктивными особенностями вводов и их повреждаемостью в эксплуатации. Вместе с тем было отмечено изменение характера зависимости повреждаемости вводов от длительности эксплуатации и качества используемых материалов при изготовлении. Причём у каждого ввода ресурс эксплуатации определялся индивидуальной функцией зависящей от параметров эксплуатации: величин перенапряжений, тока нагрузки, температуры рабочей среды, влажности воздуха, количества и величины сквозных т. к. з., а также уровня обслуживания.
|
|
Анализ состояния герметичных вводов 110 - 220 кВ, эксплуатируемых в ряде энергосистем, показал, что тангенс угла диэлектрических потерь масла tg δМ в ряде случаев в процессе эксплуатации превышает предельно допустимые нормы, предусмотренные, действующими ПТЭ. Отмечено даже увеличение значения tg δМ90°C вплоть до 100 % при низком значении кислотного числа и сохранении высокого значения пробивного напряжения UПР.Разборка и осмотр около 100 герметичных высоковольтных вводов, забракованных по tgδM, показали, чтов большинстве случаев на внутренних поверхностях нижних фарфоровых покрышек вводов имелся смывающийся жёлто-бурый осадок разной интенсивности. На внутренних поверхностях покрышек просматривались следы ползущих разрядов. На нижних покрышках разрушенных в аварийных ситуациях вводов на внутренних поверхностях имелся осадок в виде жёлто-бурого налёта и присутствовали явные следы поверхностных разрядов.Сопоставление этих фактов с результатами расследования аварий свидетельствует об однотипности сопутствующих признаков, а именно: пробой внутренней изоляции фиксировался при рабочем напряжении;на нижних покрышках разрушенных вводов на внутренних поверхностях имелся осадок в виде жёлто-бурого налёта и следы поверхностных разрядов. Следов разрядов на чистых покрышках без жёлто-бурого налёта не наблюдалось. В то же время электрические испытания в объёме типовых со специально отобранными вводами 150 кВ с наиболее высокими значениями tg δМ при 90°С показали, что вводы успешно выдержали все испытания, хотя после их разборки на нижних покрышках также был обнаружен жёлто-бурый налёт различной степени интенсивности. Представленная совокупность фактов свидетельствует о том, что процессы, приводящие к аварии, определяются рабочим напряжением со специфическими механизмами нарушения изоляции, не воспроизводимыми при кратковременных воздействиях испытательных напряжений.К фактам, которые обращают на себя внимание, относится и наличие определённой связи с условиями эксплуатации и установкой вводов в трансформаторе, а именно, относительно высокая повреждаемость вводов на определённых типах трансформаторов. Например, 75 % аварий с вводами 150 кВ вследствие разряда по поверхности нижней покрышки произошли на фазах А и С трансформаторов ТРДН 63 000, составляющих 20% парка трансформаторов, на которых установлены эти вводы (Южные территории СССР). В то же время не наблюдалось повреждений этих вводов по данной причине в регионах страны с холодным климатом. Это указывает на связь, как с температурным режимом, так и с напряжённостью электрического поля Е. Для фаз А и С напряжённость поля во вводе по сравнению с напряжённостью фазы Вприблизительно на 20 % выше из-за условий установки. Выявлено, что интенсивность осадка с ростом температуры среды эксплуатации ввода увеличивается. Если при 70°С осадка практически не наблюдалось, то при 90 °С появлялся осадок жёлто-бурого цвета, а при 110 °С — коричневый. Сам осадок (без соприкосновения с маслом) не проводящий. Но если в масле появляются эмульсии с коллоидами, низкомолекулярными кислотами и другими продуктами окисления масла, которые, осаждаясь на эти отложения, делают поверхность проводимой. Результаты исследований свидетельствуют о том, что по составу элементов осадки во вводах содержат много серы, которая находилась либо в самом масле, либо вымывалась из резины, используемой во вводах в качестве уплотнений. Таким образом, результаты ряда исследований подтверждают, что образование и отложение осадка на фарфоровых покрышках связано с процессами старения масла из-за взаимодействия с резиной в присутствии медесодержащих материалов, а нес конструктивными особенностями высоковольтных вводов и технологическими отклонениямипри покрытии деталей лаком и грунтом. На основании уже имеющихся экспериментальных и расчётных данных можно полагать, что первопричиной ползущих разрядов являются ЧР, возникновение которых может быть связано со следующими механизмами:
|
|
1. наличием примесных частиц в заливаемом масле или образовавшихся в процессе старения, их скоплением в местах с неоднородной конфигурацией электрического поля;
2. перераспределением электрических полей из-за резко отличающихся значений поверхностной проводимости изоляционного остова, покрышки с налётом и без него,
3. объёмной проводимости масла;
4. электрохимической природой образования древовидных токопроводящих следов в осадке на поверхности фарфора.
Следует отметить, что только при наличии осадка на поверхности фарфора механизмы возникновения ЧР могут приводить к медленному развитию ползущего разряда. Все вышеуказанные факторы приводят к пробою основной изоляции ввода или поверхностным перекрытиям и, как следствие, разрушению фарфоровой рубашки ввода с возгоранием масла.