Преимущества перед другими СМИ:
— сверхвысокая оперативность
— отсутствие оплаты, доступность для широких слоев населения
— технологическая дешевизна информационного производства.
Классификация радиостанций:
1. Субъект управления.
Государственное радио. В сфере влияния государства находится крупнейшее монопольное образование России — ВГТРК. В ее состав входят компании «Маяк», «Радио России», «Голос России», около 100 региональных и 300 муниципальных компаний.
Коммерческое радио. Станции, не принадлежащие властным структурам, делятся на два вида — сетевые (франчайзинговые - «Европа плюс» и «Русское радио») и местные.
Общественное радио. Данного типа станций в России не существует. Одна из самых известных общественных радиосетей в мире — английская ВВС.
2.Контент. По содержанию материала можно выделить универсальные, информационные и музыкальные радиостанции.
Универсальное, или информационно-разговорное радио (от англ, news-talk). Здесь находят место передачи различного профиля — информационные, аналитические, развлекательные, музыкальные («Эхо Москвы»)
Информационное радио. Классический формат радиостанций предполагает беспрерывный поток новостей, изредка прерываемый музыкальными вставками.(«Маяк»)
Музыкальные радиостанции. Акцент в сторону развлечения сводит к минимуму присутствие в эфире информационного материала («Европа плюс», «Русское радио», «Наше радио», «Максимум»)
3. Формат.
- Adult Contemporary (AC) — мягкая ненавязчивая музыка, современные и недавние хиты, но без «тяжелой» музыки. Основная аудитория — слушатели от 25 до 49 лет. Новостные выпуски второстепенны. Ведущие активны с утра и пассивны вечером. Пример — «Русское радио»;
— Contemporary (European) Hit Radio (CHR), ранее именовавшийся как "Тор-40" — современная популярная музыка. Аудитория — 15-35 лет. Музыка: от джаза до рэпа, от блюза до трип-хопа, композиции, попадающие в первые десятки хит-парадов и интересующих людей разного возраста. Это очень быстрый, энергичный формат, не допускающий даже секундного молчания в эфире. Минимальное количество новостных выпусков («Европа плюс», «Радио Хит», «Хит-FM»);
— «Nostalgie» популярная в прошлом, качественная музыка. От 50 лет. Остальные программные элементы — новостные выпуски, рекламные перебивки — делаются абсолютно незаметными. («Ностальжи», «Ретро», «Канал Мелодия»);
— Album /Adult Oriented! Rock (AOR) — буквально «рок-музыка из альбомов / рок для взрослой аудитории». Композиции включаются полностью, без слов ведущего и накладок. Основная аудитория — слушатели от 18 до 34 лет, преимущественно мужчины. («Максимум», «Наше радио»);
— Easy Listening (EL) — легкая музыка. основа — инструментальная музыка, нередко с мягким вокалом, мелодии, исполняемые коллективами с большим количеством струнных. Основная аудитория — слушатели от 40 до 50 лет. Реплики ведущих сведены к минимуму. («Радио Эрмитаж»);
— Middle of the Road (MOR) — музыка для всех, наиболее свободен и безусловен. Его музыка «не слишком модная, но и не слишком старая, не слишком громкая, но и не слишком сладкая». Ведущие абсолютно свободны в эфире: они много общаются со слушателями. Основная аудитория — слушатели от 40 лет. Постоянно включаются большие блоки информации, информация о дорожных происшествиях, прогнозы погоды и последние спортивные события («Авторадио»).
Приведенные форматы достаточно условны. Чаще всего радиостанция сочетает два или более подходов, хотя существуют и «чистые» формы.