Эта плата установлена в двух формах: за право пользования водными объектами и на восстановление и охрану вод.
Плата за право пользования вносится водопользователями в виде регулярных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользование поверхностными водами поступает в бюджеты субъектов Федерации, на территории которых осуществляется пользование водами. Плата за право пользования подземными водами поступает в бюджеты Федерации и субъектов Федерации и распределяется органами государственной представительной власти субъектов Федерации. Порядок начисления платы, ее размеры определяет Правительство РФ. В настоящее время это прерогатива Министерства природных ресурсов РФ (МПР).
Плата на восстановление и охрану водных объектов устанавливается Верховным Советом РФ. Она взимается с водопользователей и поступает в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Надо отметить, что в этой части Основы водного законодательства противоречат Закону о недрах, ибо он не рассматривает подземные воды как составную часть недр, а пользование или как вид недропользования. Более того, Основы водного законодательства включают подземные воды в состав государственного водного фонда, а не фонда недр. Поэтому все отчисления за пользование подземными водами должны направляться в фонды восстановления и охраны водных объектов.
|
|
Расчет платы за использование водных ресурсов
Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды базируется на Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) и Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (28 августа 1992 г. № 632).
Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
|
|
размещение отходов.
Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, а также от уплаты штрафных санкций за экологические нарушения и возмещение ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.
Плата за загрязнение - это одна из форм возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Базовые нормативы платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от них в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества и на коэффициент индексации платы.
Показатель относительной опасности веществ (Аi) рассчитывается на основе нормативных документов «Предельно допустимые концентрации» (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и «Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения» по соотношению
. (8.3)
Для атмосферного воздуха ПДКi принимается как среднесуточная величина ПДКсс; для водных объектов - ПДКi для рыбохозяйственных водоемов как ПДКрх; i - загрязняющее вещество.
При отсутствии указанных значений используются максимальная разовая концентрация ПДКмр или ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ), для водоемов вместо ПДКрх можно использовать значения для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопотребления или ОБУВ.