Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни обществ

Досуг – часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной К., любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентируемой деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие Л.

Существует множество концепций, рассматривающих досуг в современном обществе. В то время как феномен досуга продолжает претерпевать изменения, крупнейшие теоретики разработали много определений и концепций, которые содержат целый ряд закономерностей.

За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деят-ти. Характерно, что если прежде досуг четко дифференцировался на индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то сейчас возникла огромная по своему объему и структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. Практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значит. большее число людей, чем формальная. неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более динамичным, оперативно реагирующим на складывающуюся соц.-культ. ситуацию.

Стоит вопрос о повышении досуговой квалификации людей (формирование готовности людей к рациональному досугу)

Более 500 форм досуга.

Определения досуга распадаются на 4 основных группы:

1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души, в этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

2. Досуг как деятельность обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации. Многие профессионалы досуга употребляют здесь термин "восстановление".

3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой, или не связанной с ней. С этой точки зрения понятия "досуг" и "свободное время" становятся почти взаимозаменяемыми. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг с холистической точки зрения интегрирует три предыдущих, стирает грань между "работой" и "неработой" и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение. Досуг понимается не просто как деятельность, а включает также понятие времени, отношение к времени. Такой подход включает все возможные интерпретации досуга.

Такой холистический подход связан с изучением всех аспектов личного опыта, а также с изучением разных типов личности. Холистический подход представляет профессионалу досуга более широкое представление о людях, для которых он работает. Кристогер Эджингтон, Дэвид Комптон, Кэрол Хэнсон указывают, что имея концепцию потребностей индивида, включающую все аспекты его жизни, профессионал способен лучше понять и удовлетворить эти потребности.

По мнению Крауса, резкое различие между работой, учебой и досугом в последние годы стирается. Досуг, который когда-то в духе протестантской этики, рассматривался лишь как средство восстановления для последующей работы, учебы теперь понимается как наиболее ценный и влажный аспект существования человека, в то время как интерес к работе и ее значение снизились. Прежнее представление о досуге как о цели (классическое представление, согласно которому досуг это праздник жизни) или как о средстве для достижения цели (досуг как восстановление для последующей работы) сейчас сливаются в холистической концепции досуга. Однако Краус считает, что если принять за основу положение о том, что только свободное время проводится в желательной и духовно-обогащающей личность деятельности, то возникает вопрос: существует ли универсальный критерий для определения того, что является желательным использованием свободного времени. Многие люди занимаются деятельностью, которую общество в целом считает вредной или антиобщественной, например, употребление наркотиков, преступления и др. Понятно, что определить, является ли деятельность желательной, весьма трудно, если опираться при этом на суждения тех, кто занимается этой деятельностью. Также трудно определить это, используя в качестве критерия правила, установленные обществом, очевидно, крайне трудно определить досуг через понятие свободного времени, проводимого в желательной и конструктивной деятельности. Возможно, вернее было бы сказать, что досуг выключает все свободное время и возможность выбора.

Взгляды ученых 20 века – Ж. Фридман, Ж. Дюмазедье (компенсаторская концепция досуга – снятие усталости), Д. Роджерса, Д. Келли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: