Психологический эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.
Виды психологического эксперимента:
1.лабораторный. Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных.
2.естественный. Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.
|
|
Вопрос 13 Психодиагностические подходы.
Метод — широкий класс методик, обладающих родством основного приема или теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик.
Психологический метод имеет измерительно испытательную направленность, за счет которой достигается качественная и количественная квалификация явления.
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов):
1. объективный (диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности):
· Тесты
2. субъективный (диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности):
· Опросники
3. проективный (диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, становящимся объектом проекции):
· Проективные методики
Вопрос 12 Группы методов в психодиагностике: обсервационные методы, метод
измерения функциональных показателей и т. д.
Классификация методов психодиагностики по Ананьеву:
1. Организационные
· Сравнительный (заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению: две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой)
|
|
· Лонгитюдный (состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе)
· Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности)
2. Эмпирические
а) Обсервационные методы:
· наблюдение (метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.)
· самонаблюдение (наблюдение человека за собственными психическими явлениями)
б) Экспериментальные методы:
· Эксперимент (отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого)
§ Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
§ Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.
§ Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.
в) Психодиагностические методы:
· Анализ продуктов и процессов деятельности
· Моделирование
· Биографический метод
· Анкета
· Социометрия
· Интервью
· Беседа
· Тесты
г) Ассоциативные методы
д) Проективные методы
е) Субъектно-оценочные
· Опросники
3. Методы обработки данных
· Количественная обработка
· Качественная обработка
4. Интерпретационные методы
· Генетические (фило- и онто-)
· Структурные (классификация, типологизация)
Вопрос 15-16. Типы диагностических методик: малоформализованные и
высокоформализованные.
Высокоформализованные методики:
· тесты
· опросники
· некоторые методики проективной техники
· психофизиологические методики
Признаки:
· регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов
· стандартизация
· надежность
· валидность
Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.