Вопрос 14 Психологический эксперимент и его основные виды

 

Психологический эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

 

Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

 

Виды психологического эксперимента:

1.лабораторный. Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных.

2.естественный. Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

 

Вопрос 13 Психодиагностические подходы.

 

Метод — широкий класс методик, обладающих родством основного приема или теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик.

Психологический метод имеет измерительно испытательную направленность, за счет которой достигается качественная и количественная квалификация явления.

 

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов):

1. объективный (диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности):

· Тесты

2. субъективный (диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности):

· Опросники

3. проективный (диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, становящимся объектом проекции):

· Проективные методики

 

Вопрос 12 Группы методов в психодиагностике: обсервационные методы, метод
измерения функциональных показателей и т. д.

 

Классификация методов психодиагностики по Ананьеву:


1. Организационные

· Сравнительный (заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению: две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой)

· Лонгитюдный (состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе)

· Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности)

2. Эмпирические

а) Обсервационные методы:

· наблюдение (метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.)

· самонаблюдение (наблюдение человека за собственными психическими явлениями)

б) Экспериментальные методы:

· Эксперимент (отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого)

§ Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

§ Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

§ Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

в) Психодиагностические методы:

· Анализ продуктов и процессов деятельности

· Моделирование

· Биографический метод

· Анкета

· Социометрия

· Интервью

· Беседа

· Тесты

г) Ассоциативные методы

д) Проективные методы

е) Субъектно-оценочные

· Опросники

3. Методы обработки данных

· Количественная обработка

· Качественная обработка

4. Интерпретационные методы

· Генетические (фило- и онто-)

· Структурные (классификация, типологизация)

Вопрос 15-16. Типы диагностических методик: малоформализованные и
высокоформализованные.

 

Высокоформализованные методики:

· тесты

· опросники

· некоторые методики проективной техники

· психофизиологические методики

 

Признаки:

· регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов

· стандартизация

· надежность

· валидность

Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: