Основание для классификации | Виды тестов |
по форме тестирования | · по количеству испытуемых: индивидуальные и групповые · по форме ответа: устные и письменные · по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные · по наличию ограничений времени: скорости и результативности · по характеру стимульного материала: вербальные и невербальные |
по содержанию (направленности) тестирования | · интеллекта · общих и специальных способностей · достижений · личности |
по особенностям интерпретации (оценки) результатов тестирования | · ориентированные на статистическую норму · ориентированные на социально-психологический норматив · критериально-ориентированные |
Вопрос 19. Понятие о стандартизации. Этапы стандартизации.
Стандартизация – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). Это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.
- Первый этап: создание единообразной процедуры тестирования
· условия тестирования
· Содержание инструкции и особенности ее предъявления
· Наличие стандартного стимульного материала
· Временные ограничения выполнения теста.
· Стандартный бланк для фиксации результатов
· Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования
· Учет влияния опыта испытуемого в тестировании.
- Второй этап: создание единообразной оценки выполнения теста: предварительной обработки и интерпретации полученных результатов. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.
- Третий этап: определение норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.\
Вопрос 18. Понятие о норме. Виды норм.
Статистическая норма — тот уровень психосоциального развития человека, который соответствует среднестатистическим (количественным) показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возрастного диапазона, пола, культуры и т.п.
Статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений какого-либо качества, находящийся в пределах среднего арифметического со стандартным отклонением в ситуации, когда распределение всех значений признано нормативным.
Главной трудностью использования понятия статистическая норма при диагностике уровня развития ребенка становится еще и то, что подобные оценки требуют поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов и т.п. Более того, исследования необходимо проводить систематически.
Отказ от статистической нормы при оценке результатов обследования заставляет искать новые содержательные критерии оценки развития.
Социально-психологический норматив - система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН, являются идеальной моделью требований социальной общности к личности. Такие требования закреплены в виде правил, норм, предписаний. Они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Время их существования зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой.
В то же время можно говорить и об идеальной норме — как некоем оптимальном варианте развития личности, реализуемом в оптимальных для нее социокультурных условиях (в практике не встречается).
Функциональная норма – индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от имеющихся у него особенностей.
Идеальная норма (идеальный онтогенез) — несуществующее в реальности образование, имеющее исключительно теоретическую значимость как объект, обладающий набором свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования.
Такая модель служит целям исключительно теоретического, «программного» описания развития и позволяет определить ту позицию, которая является точкой отсчета вначале индивидуального варианта нормативного развития (условно-нормативное развитие), а затем, «на выходе», показателей развития отклоняющегося. Идеальную норму (идеальную модель развития) мы рассматриваем как «генетическую программу развития» ребенка в идеальных социокультурных условиях.
Часто встречается ситуация, когда из нескольких оцениваемых показателей развития ребенка одни удовлетворяют статистической норме, а другие выходят за ее рамки. Подобное противоречие может быть разрешено обращением к типологическому анализу и использованию типологической модели.
Может быть выстроена трехуровневая система: идеальная модель дизонтогенеза, описывающая дефект «в чистом виде»; типологическая модель — учитывающая специфические для конкретного варианта отклоняющегося развития особенности; индивидуальная модель — определяющая конкретные индивидуальные особенности развития отдельного ребенка, вбирающая в себя все влияния и негативные факторы, реализованные в конкретном случае.
Понятие «типологический норматив» определяет совокупность наиболее частотных качественных и количественных характеристик ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития — своего рода «психологический синдром».
Виды психодиагностических норм:
1. Школьные нормы - разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.
2. Профессиональные нормы - устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп, например: механиков разного профиля или машинисток.
3. Локальные нормы - устанавливаются и применяются для узкой категории людей отличающихся наличием общего признака, например возраста или пола, географического района, национальности, экономического статуса.\
Вопрос 17.Характеристика психологического теста.Показатели качества
психологического обследования: надежность, валидность, достоверность,
репрезентативность.
Надёжностью - один из критериев качества теста, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов.
Валидность – степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен.
Достоверность теста - способность теста защищать информацию от мотивационных (сознательных и бессознательных) искажений и социальной желательности ответов (это достигается через введение в тест проверочной шкалы лжи).
Репрезентативность тестовых норм -правомерность применения тестовых норм в большой группе людей. Так, если тестовые нормы были вычислены на выборке школьников, то эти нормы нельзя автоматически переносить на студентов — надо провести рестандартизацию теста, проверить его на студентах и вычислить тестовые нормы для студентов.\
Вопрос 20. Понятие о надежности психологического теста. Основные типы
надежности, коэффициент надежности.
Надёжностью - один из критериев качества теста, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов.
Типы:
1. Ретестовая – характеристика надежности пс. д. методики, получаемая путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста.
2. Надежность параллельных форм – хар-ка надежности пс.д. методики с помощью взаимозаменяемых форм теста.
3. Надежность частей теста – хар-ка надежности пс.д. методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов теста.