Принципы:
1) Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2) Принцип единства коррекции и диагностики.
3) Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
4) Деятельностный принцип коррекции.
5) Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6) Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7) Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8) Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9) Принцип программированного обучения.
10) Принцип усложнения.
11) Учет объема и степени разнообразия материала.
12) Учет эмоциональной сложности материала.
Виды:
· В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы.
· Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции
|
|
Вопрос 39. Психодиагностика индивидуально-типологических особенностей личности
Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Древнейшими являются теории Гиппократа и Галена, связывающие темперамент со свойствами четырех циркулирующих в нем жидкостей – крови, желчи, черной желчи и слизи. Гипотетическое преобладание одной из них в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому,холерическому, флегматическому и меланхолическому.
И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.
Для выявления индивидуально-типологических особенностей применялись:
а) методика диагностики темперамента Я. Стреляу
Тест – опросник направлен на изучение двух основных характеристик: временные характеристики и энергетические характеристики. К временным характеристикам относятся: динамичность и настойчивость.
К энергетическим характеристикам относятся: сенсорная чувствительность, выносливость, эмоциональная реактивность и активность.
б) тест – опросник Г. Айзенка
Тест – опросник направлен на изучение двух главных факторов: экстраверсии – интраверсии и нейротизма.
в) методика определения акцентуации К. Леонгарда
Целью этого исследования является изучение типов и степени выраженности черт характера.