Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления

В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.

Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, – это сложный и многообразный тип информации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характеризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан.

Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:

1) информация, циркулирующая внутри органов государственной власти;

2) информационные потоки между органами управления разного уровня;

3) информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.

Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.

Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы – правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Все информационно-аналитические службы регионов можно разделить на три класса:

Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы).

Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспериментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

5.3.1 Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 1088 (в ред. от 8 сентября 2011 г. № 759) утверждено Положение о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление".

Система "Управление" представляет собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Система «Управление» предназначена для решения следующих задач:

- обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов;

- осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства РФ и выполнения приоритетных национальных проектов;

- осуществление мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов РФ;

- обеспечение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Система "Управление" обеспечивает систематизацию и анализ:

- информации об уровне социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе в сопоставлении с мировой статистикой;

- информации об эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- информации о ходе реализации программ, проектов и комплексов мероприятий, реализуемых за счет средств федерального бюджета;

- информации о бюджетных проектировках и об исполнении федерального бюджета, о кассовом исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также о бюджетной отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований;

- официальной статистической информации, сбор которой осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 671-р;

- картографической информации и связанных с ней данных об объектах и о ресурсах на территории Российской Федерации;

- нормативной и справочной информации, которая содержится в ведомственных информационных системах;

- иной информации, необходимой пользователям системы «Управление».

Основными принципами формирования и функционирования системы «Управление» являются:

- централизация сбора и предоставления информации для всех заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также исключение запросов информации, содержащейся в системе "Управление", непосредственно у источника информации;

- актуальность и достоверность, адаптируемость к изменяющимся требованиям пользователей;

- открытость для интеграции с системой «Управление» существующих и создаваемых государственных и иных информационных ресурсов, ведомственных и межведомственных информационных систем на основе единой системы показателей и единых стандартов информационного взаимодействия;

- единство используемых в системе «Управление» терминов, нормативной справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности, единство стандартов технологий, форматов для участников создания и эксплуатации системы «Управление»;

- безвозмездность доступа государственных органов власти и органов местного самоуправления к информации, содержащейся в системе «Управление»;

- безопасность системы «Управление» с учетом требований обеспечения информационной безопасности;

- открытость информации, содержащейся в системе «Управление», за исключением информации ограниченного доступа.

Система «Управление» имеет следующую структуру:

- центральная информационная подсистема «Федерация», предназначенная для сбора, систематизации, обработки, хранения и предоставления информации, осуществления форматно-логического контроля информации, выявления несогласованностей и расхождений в данных, поступивших из различных источников, и проведения гармонизации информации, содержащейся в системе «Управление». Также она обеспечивает интеграцию с информационными системами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции которых в систему «Управление» определяется функциональными требованиями к ней;

- центральная информационная подсистема «Контур», предназначенная для организации защищенного доступа структурных подразделений Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений, а также при планировании деятельности этих органов;

- подсистема ведения реестров, справочников и классификаторов, предназначенная для централизованного ведения и распространения реестров, справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах, и формирования сведений, необходимых для принятия управленческих решений;

- информационно-аналитическая подсистема, предназначенная для сопоставления и анализа информации, содержащейся в системе «Управление», а также обеспечивающая информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений, в том числе с использованием визуальных средств мониторинга, оценки и контроля данных;

- портал системы «Управление», являющийся публичным информационным ресурсом, обеспечивающим свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления и местного самоуправления.

Функционирование системы «Управление» осуществляется с использованием инфраструктуры электронного правительства (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия), за исключением случаев невозможности такого функционирования в связи с техническими ограничениями.

5.3.2 Рассмотрим такой инструмент информационного обеспечения, как единый портал государственных и муниципальных услуг, который входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. На этом портале можно ознакомиться с порядком предоставления услуг на государственном уровне.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

- доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;

- предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ;

- учет обращений граждан, связанных с функционированием единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Правительством РФ в качестве оператора единого портала определено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Информационные системы (ИС) в настоящее время используются во всех структурах государственной власти и местного самоуправления. Реестр ФГИС обеспечивает полный учет всех действующих федеральных государственных информационных систем, государственный контроль за своевременностью актуализации записей реестра о них, а также обеспечивает информированность представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, граждан и организаций о действующих информационных системах и их содержании.

5.3.3 Электронное правительство – это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в т.ч. сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением (уменьшения количества вынужденных очных обращений, снижения количества предоставляемых документов и др.). Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:

1)повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

2)повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

3)повышение качества административно-управленческих процессов, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности функционирования государственных органов.

Таким образом, электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В России деятельность по созданию электронного государства в целом и электронного правительства в частности осуществляется в рамках ФЦП «Электронная Россия» и основывается на ряде нормативно-правовых актов, перечень которых постоянно обновляется и пополняется.

С конца 2006 года вопросы использования информационных технологий для оптимизации и упрощения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданами и организациями стали предметом регулярного рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Одновременно в 2006 году были внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия», направленные на обеспечение концентрации выделяемых бюджетных средств на решении задач формирования электронного правительства. Так, начиная с 2007 года, в рамках программы предусмотрено финансирование работ по переводу первоочередных государственных услуг в электронный вид, а также по формированию необходимой инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия и документооборота для предоставления услуг гражданам и организациям на принципах «одного окна» и сокращения сроков межведомственных согласований.

Окончательно политическая воля на самом высшем уровне к проведению необходимых преобразований в системе отношений «ведомство – потребитель государственной услуги» на основе массового перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде в начале 2008 года сформировалась и была реализована в виде целой системы поручений и решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе принявших законодательный и нормативный правовой характер. Уже в начале 2008 года началось формирование перечня приоритетных государственных услуг для перевода в электронный вид и подготовки плана выполнения таких работ с учетом софинансирования из средств, предусмотренных на реализацию Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия».

Вместе с тем, несмотря на формирование необходимых предпосылок, значимых практических результатов в сфере формирования электронного правительства пока добиться не удалось.

Отсутствие прогресса в этом направлении наглядно показывают результаты анализа действующих web-сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Узловым элементом инфраструктуры электронного правительства является Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Он обеспечивает организацию информационного взаимодействия ведомственных систем между собой в автоматизированном режиме (например, в случае изменения данных в одной системе – источнике эти данные автоматически меняются в других системах, их использующих).

В настоящее время продолжается формирование единой инфраструктуры выдачи сертификатов ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП), на практике отработаны технологии и условия взаимодействия отдельных удостоверяющих центров в области электронной центров между собой с использованием федерального удостоверяющего центра. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие необходимые условия для организации взаимодействия удостоверяющих центров между собой.

Одновременно ОГИЦ является инфраструктурой, обеспечивающей функционирование портала государственных услуг, призванного стать единой точкой доступа к реестру государственных услуг, содержащему перечень услуг и описания порядка их получения, в том числе бланки необходимых документов.

Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) представляет собой систему передачи файлов конфиденциальных документов по защищенной электронной почте через специальные абонентские пункты, устанавливаемые в категорированных помещениях. В действующей системе МЭДО не предусматривается интеграция с ведомственными системами электронного документооборота, использование электронной цифровой подписи. Это приводит к дополнительным трудозатратам по ручному переносу из ведомственной системы и вводу документов в МЭДО через абонентский пункт. В результате на практике отсутствует возможность регламентированного доступа к единому архиву официальной переписки ведомств между собой и отслеживания пути прохождения конкретного документа в другом ведомстве, не говоря уже о невозможности проверки подлинности полученного через МЭДО документа из-за отсутствия ЭЦП и как следствие его неформальном статусе.

Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Оценка web-сайтов федеральных органов исполнительной власти проводилась в январе-феврале 2013 года Институтом развития свободы информации. Для обследования и анализа уровня развития отдельных web-сайтов федеральных министерств и ведомств использовалась методология, основанная на методологии Департамента экономического и социального развития ООН, используемой для составления индекса развития государственных web-сайтов. В соответствии с подходом ООН оценка web-сайтов государственных органов осуществляется с точки зрения наличия отдельных функциональных возможностей.

Критерии оценки web-сайтов объединены в пять групп, соответствующих основным стадиям их развития:

Начальное присутствие. Начальное присутствие характеризуется наличием web-сайта, содержащего базовую справочную информацию о государственном органе, ссылок на другие органы власти, подразделения самого органа государственной власти и неправительственные организации.

Продвинутое присутствие. Эта стадия характеризуется расширенным содержанием web-сайта: наличием архивов документов (законов, постановлений и т.п.), текущей информации, баз данных (статистической и другой информации), новостного раздела, раздела часто задаваемых вопросов, наличия сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предусматривающая получение информации населением.

Интерактивное присутствие. Эта стадия характеризуется возможностью загружать формы, необходимые для получения оказываемых ведомством услуг, наличием образцов этих форм, контактной информации и возможности связаться с представителями государственного органа через сайт, использования аудио- и видео-файлов для информирования населения.

Транзакционное присутствие. Это стадия двухстороннего взаимодействия органов власти с населением и организациями, предусматривающая использование web-сайта для получения государственных услуг без необходимости последующего очного обращения в органы власти – оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем и др.

Сетевое присутствие. Эта стадия характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений – web-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам реализуемой ведомством государственной политики, онлайновых опросов, а также возможностью подписаться на получение информации по электронной почте.

Для целей проведения анализа web-сайтов федеральных органов исполнительной власти в методологию ООН был внесен ряд изменений – в основном добавление уточняющие вопросы и дополнительные параметры (возможность доступа к учетным системам, онлайновой записи на прием, наличие образцов заполнения форм и др.).

Для каждой стадии сформулирован набор требований к наличию функциональных возможностей. Всего каждый web-сайт оценивался по 48 критериям. Каждой функциональной возможности присвоен соответствующий балл в зависимости от сложности ее реализации. Максимальный интегральный балл составляет 64 единицы. Интегральный бал свидетельствует о количестве реализованных функций.

Рейтинг по уровню развития web-сайтов федеральных органов исполнительной власти, построенный по результатам обследования за 2013 год: Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти - 2013

С января 2013 по февраль 2013 года Фонд Свободы Информации провёл девятый по счету ежегодный мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти. Представляем вашему вниманию отчет по результатам исследования.

Объектом исследования выступили 79 официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Предметом исследования является соответствие официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти:

- Федеральному закону от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

- Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»;

- Указам Президента РФ от 10 августа 2011 года, устанавливающим перечни размещаемой в Интернете информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

- Приказу Министерства экономического развития РФ от 16 ноября 2009 года № 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти».

В ходе мониторинга был предусмотрен период взаимодействия, продолжительность которого составила 10 рабочих дней (с 28 января до 11 февраля 2013 года). В течение периода взаимодействия представители ФОИВ могли регистрироваться в автоматизированной информационной системе ЕХМО. В АИС ЕХМО было зарегистрировано 59 представителей от 41 ФОИВ, что составляет 52 % от общего числа ФОИВ. В общей сложности было оставлено 942 комментария от 31 представителя ФОИВ (от 26 федеральных органов исполнительной власти) и 967 комментариев от экспертов. Т.о. в рамках взаимодействия по данному циклу мониторинга в общей сложности было оставлено 1909 комментариев от органов власти и экспертов.

Следует отметить, что, несмотря на существенное сокращение периода взаимодействия в данном цикле мониторинга, интенсивность взаимодействия с ФОИВ существенно возросла, что является несомненной заслугой ФОИВ и свидетельствует, что указанные органы власти стремятся учитывать рекомендации экспертов при наполнении сайтов и соответствовать требованиям закона о доступе к информации.

На все комментарии представителей ФОИВ, оставленные в АИС ЕХМО, эксперты Фонда дали ответы в срок, не превышающий 3 рабочих дней. Представителям ФОИВ была предоставлена возможность задавать вопросы, оспаривать выставленные оценки и, самое главное, уведомлять экспертов о проведенной коррекции сайтов. В ходе периода взаимодействия содержание некоторых сайтов корректировалось и, как следствие, существенно изменились выставленные им оценки.

Диаграммы, приведенные ниже, иллюстрируют среднюю степень информационной открытости официальных сайтов ФОИВ до и после периода взаимодействия (рис.1 и 2).

По итогам первоначальной оценки на совокупности сайтов ФОИВ было представлено 56,096 % информации от всего объема сведений, которые должны быть представлены на официальных сайтах этих органов государственной власти. Коррекция, проведенная в ходе Периода взаимодействия, позволила увеличить данное значение до 60,042 %, что представляется весьма существенным. Однако мы вынуждены констатировать, что 39,958 % сведений о деятельности ФОИВ по-прежнему остаются недоступными для посетителей их официальных сайтов.

Если отдельно рассматривать 26 ФОИВ, активно участвовавшие в периоде взаимодействия, то результаты этого взаимодействия оказываются еще заметнее: для данных ФОИВ средний коэффициент информационной открытости увеличился с 63,125 % до 74,847 %.

В результате мониторинга, проводимого Фондом Свободы Информации, рассчитывается коэффициент информационной доступности (КИД), значения которого изменяются от 0 % (обычно значит, что сайт отсутствует) до 100 % (полное соответствие сайта требованиям, предъявляемым к нему законодательством). По итогам мониторинга был составлен итоговый сводный рейтинг информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной властиРоссийской Федерации в 2013 году.

Поиск web-сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации затруднен отсутствием выверенного и регулярно обновляемого перечня. На сервере органов государственной власти Российской Федерации www.gov отсутствуют ссылки на web-сайты многих федеральных министерств и ведомств, часть информации носит устаревший характер.

На официальном web-сайте Правительства Российской Федерации (www.government.) ситуация значительно лучше, однако часть ссылок на сайты федеральных министерств и ведомств также отсутствует.

Проведенное обследование показывает, что информация о порядке и условиях получения населением и организациями государственных услуг размещается на web-сайтах 50 федеральных органов исполнительной власти (59,5 % от общего количества).

В большинстве случаев отсутствуют в простом и понятном виде сведения о порядке получения услуг, последовательности необходимых действий и порядке обжалования действий ведомства, составе предоставляемых в органы государственной власти сведений.

Контактная информация и адреса мест приема граждан для предоставления гос.услуг присутствует на web-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52,4 %), при этом графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, представлены только для 21 ведомства (25 %).

Утвержденные в виде нормативных правовых актов регламенты выполнения возложенных на них функций (в том числе по оказанию услуг) размещаются на web-сайтах 46 ведомств (54,8 %).

Лишь чуть более половины организаций – 43 ведомства (51,2 %) предоставляют возможность загрузки бланков документов (форм), представляемых населением при обращении в соответствующий федеральный орган власти за конкретной услугой.

Помимо публикации бланков форм документов и регламентов государственных услуг одним из показателей удобства web-сайта для пользователей, является публикация образцов заполненных форм. Такие услуги оказывают только 6 ведомств: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство связи, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по оборонному заказу.

Возможность получения конечным пользователем информации из учетных систем, используемых в федеральном органе исполнительной власти, или оказываемых на их основе услуг (например, проверки действительности паспорта, определения величины налога на земельный участок по кадастровому номеру, доступ к реестрам) также служит важным индикатором развития функциональных возможностей web-сайтов, их удобства для пользователей и открытости органов власти. Такая возможность предоставляется на сайтах лишь 16 органов власти (19 %).

Наличие инструментов поиска и навигации сайтов относится к числу показателей их удобства для пользователей. Поисковые системы имеются на web-сайтах 66 органов власти (78,6 %). Примерно такая же часть федеральных ведомств органов власти обеспечивает удобную навигацию по структуре web-сайта.

Карту сайта публикуют 62 ведомства (73,8 %). Функции помощи, подсказок или разделы часто задаваемых вопросов существенно облегчают работу с web-сайтом и быстрый поиск необходимой информации по типовым вопросам. Однако они представлены на web-сайтах в меньшей степени, чем перечисленные выше инструменты поиска и навигации. Они встречаются только на web-сайтах 30 органов власти (35,7 %).

Возможность участия граждан в деятельности правительства – важный элемент взаимодействия граждан и государства. Развитие принципов электронной демократии пока не получило должно отражения на web-сайтах федеральных органов власти и так называемое сетевое присутствие нуждается в существенном совершенствовании.

Среди показателей сетевого присутствия федеральных органов исполнительной власти наибольшее распространение получили публикация проектов нормативных правовых актов, концепций, программ, решений (71,4 %).

Возможность приема обращений граждан в электронной форме (например, наличие разделов типа «интернет-приемная», «обращения граждан» с возможностью заполнить он-лайн форму для обращений или отправить письмо по электронной почте) обеспечивают сайты больше половины (57,1 %) федеральных органов исполнительной власти.

Значительно меньшее распространение получила публикация планов предстоящих мероприятий федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечение возможности подписки на получение информации по электронной почте (будь то официальный список рассылки или просто новости).

Планы работы представлены на web-сайтах 26 органов власти (31 %), а возможность подписки на получение уведомлений о новостях деятельности федеральных структур предоставляют только 24 органа власти (28,6 %).

Важной формой взаимодействия органов власти с населением является так называемые онлайновые консультации с населением. Лишь 6 органов власти: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Федеральная антимонопольная служба (7,1%) предоставляют на своих web-сайтах инструменты для всеобщего обсуждения принимаемых решений.

Проведенный анализ подтверждают вывод, полученный на основе данных представленных выше, отставание некоторых сайтов в использовании технологий электронного правительства в основном происходит по показателям интерактивного, сетевого и, особенно, транзакционного уровней присутствия федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет.

 

5.4 В информационном обеспечении государственной власти наибольшая значимость принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики видов информации, свойственной отдельным звеньям управления, установление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.

В современной системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы – правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Специалисты для информационно-аналитических центров готовятся в Институте проблем управления РАН и проходят стажировку в Аналитическом центре при Президенте РФ и Центре экономической конъюнктуры.

В задачи информационно-аналитических центров входит:

- информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;

- анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управленческого процесса;

- поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;

- экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;

- подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обоснование;

- подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Рассмотреть место информационно-аналитической службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффективной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Федерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким образом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации, т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных проблем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласованные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

В связи с этим основной задачей аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации – в части формирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации объективной и полной информацией, необходимой для принятия взвешенного решения с учетом интересов Российской Федерации. Можно выделить следующие значимые виды информации:

- о положении в сфере, регулируемой законопроектом;

- о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Государственной Думе;

- насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;

- к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ведет работу по нескольким направлениям:

- готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;

- оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;

- активно участвует во всех парламентских слушаниях;

- организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;

- разрабатывает информационно-аналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;

- делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации.

Деятельность информационно-аналитических центров тесно связана с пресс-службами - новым и не менее значимым для процесса государственного управления элементом информационной структуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: