Концепция системного построения процесса воспитания (Авторы:В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)

Понятие «воспитание» Это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.

Цель воспитания Всестороннее гармоничное развитие личности.

 

Принципы воспитания

1) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при​знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич​ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи​таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос​питательной деятельности на всю совокупность знаний о че​ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую​щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отно​шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

Средовой подход в воспитательной деятельности,

т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этни​ческими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими ус​ловиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания, которая предпола​гает обязательный учет половозрастных особенностей уча​щихся.

6) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспи​тательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательной работы Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации ­ пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.

Имплицитная концепция воспитания (Автор: И. С. Кон).

Понятие -Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

Цель -Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).

Принципы -Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания.

Содержание -имплицитных концепций воспитания во многом определяет позицию человека, как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности, и проявления субъективности в процессе социализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: