Основы изменения поведения: норма и патология

Норма (от лат. norma -- признанный обязательный порядок, образец) - является правилом поведения между людьми, тогда как социальная норма средство социальной регуляции поведения людей и социальных групп.

Социальная норма -- это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Современное общество ещё не погрязло в хаосе лишь потому, что во время своего развития руководствовалось выработанными в процессе социального взаимодействия определёнными правилами. Эти нормы определяли, как следует вести себя индивиду, в какой либо конкретной ситуации. Система норм позволяет не только соотносить свои поступки с требованиями окружающих, но и представлять, что будут делать в той или иной ситуации другие, и иметь возможность корректировать своё собственное поведение.

Норма, правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое эта группа контролирует санкциями. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Ссылаясь на мнение другого российского социолога М.А. Кисселя, В.И. Игнатьев (2000) заявляет о социальной норме, включающей в себя следующие такие компоненты, как:

- общезначимые правила поведения;

- санкции (награда или наказание, похвала или осуждение);

- возможность нормы совершить нарушение, иначе она была бы независимой от выбора субъекта;

- субъективность социальной нормы, как в решении следовать ей, так и в ожидании аналогичного поведения от других людей;

- постоянная угроза конфликта, вследствие сложности социальных связей, многообразии нормативных систем, разнообразии механизмов регуляции социальной системы;

Эмиль Дюркгейм (1995) подразделяет нормы на внутренние, приобретённые привычки и внешние, социальные обычаи.

Л.И. Кравченко (1998) делит нормы на 2 типа. 1) «Групповые привычки» - т.е. нормы, возникающие в малых группах. 2) «Общие правила» - нормы, существующие в обществе.

Социальные нормы в зависимости от степени строгости соблюдения:

- привычки

- обычаи

- традиции

- нравы

- законы

- табу

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они представлены: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Нормы являются стражниками порядка и хранителями ценностей. Даже простейшие нормы поведения представляют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается следующим образом: нормы - правила поведения; ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы»:

Статистический подход:

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Адаптационный подход:

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях.

Культурно-релятивистский подход:

Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Психопатологический подход:

Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. Гуманитарный Гуманистический подход:

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

Выделяют различные виды норм - статистические, физиологические, индивидуальные и др:

Статистическая норма. Большинство свойств, характеристик или достижений у людей тождественны. Самое большое количество случаев расположено около средней величины и уменьшается по направлению к крайним величинам и экстремальным вариантам. Но само «среднее» не тождественно «частому», оно может быть даже исключительным или реально вовсе не проявляться. Например, среднеарифметический вес исследуемой группы людей составил 74,8 кг, а реально такого веса не было ни у одного человека этой группы.

Функциональная, или индивидуальная норма. Нормальным считается то, что обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности.

Социальная норма. Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами - объективностью, историчностью, универсальностью, схематичностью, безусловностью.

Групповая норма. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм позволяет ей соотнести поведение каждого ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление социального контроля активности членов группы.

 

Чаще всего «ненормальным» считают человека, поведение которого явно и значительно отклоняется от обычных норм, идет вразрез с привычками, установками, ценностями других людей. И тем он «ненормальней», чем опаснее - реально или потенциально - представляется его поведение окружающим.

М. Совак определяет дефективность (аномальность) как нарушение целостности человека, его связей и отношений с обществом, в том числе в сфере воспитания и образования, профессиональной деятельности. При этом дефективность характеризуют пять признаков.

1. Изменения в структуре личности из-за нарушений высшей нервной деятельности, отражающие влияние первичных органических, функциональных или социальных нарушений.

2. Долговременность состояния.

3. Нарушения связей аномальных лиц по отношению к обществу здоровых.

4. Изменения отношения к аномальным лицам, когда общество чувствует себя обремененным, обязанным заботиться о них и занимает определенную позицию, по которой судят о его гуманности. (Общество исключает аномальных из своего круга, изолирует их или проявляет преувеличенную заботу.)

5. Непостоянство состояния дефективности, поддающееся изменениям как в лучшую, так и худшую сторону.

В этих охарактеризованных признаках речь идет о двух психологических феноменах: о чувстве неполноценности, могущем возникнуть как следствие первичных дефектов, и проблемах социальной адаптации аномальных людей к обществу здоровых.

Подходы:

С позиций адаптационного подхода развитие определяется как необратимый процесс изменения способов взаимодействия с окружающей средой. Такой процесс охватывает все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.

В рамках гуманистической психологии развитие предполагает стремление к какой-либо цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований.

Развитие с противоположными проявлениями следует считать аномальным. Задачи развития - это требования, с которыми индивид должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс продолжается всю жизнь, последовательно решая неотложные задачи переадаптации и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его самооценка.

В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент..

Отклоняющееся развитие - это любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «--» (опережение или запаздывание).

Это обычное развитие, разворачивающееся в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида. При этом целостность психики не нарушается, но уровень ее опосредованности модифицируется. Вследствие этого относительно устойчиво изменяются когнитивные, эмоциональные, регуляторные параметры и стороны микрогенеза (актуального развития), что приводит к трансформациям в процессе возрастного развития. Эти трансформации проявляются прежде всего в замедлении процесса социализации, усвоении культурно-исторического опыта, именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются в специальной медико-социальной и психологической помощи.

По определению В.М. Сорокина, отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, представляет собой стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: