Группа как предмет психологии

Группа - любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход характерен в первую очередь для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае, группа - существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу или социальный агрегат» (П. Сорокин);

«Группа есть совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях» (Ф. Оллпорт);

«Социальную группу можно представить как собрание индивидов, которые разделяют социальную категоризацию себя и действуют на ее основе» (Дж.Тернер).

 

Классификация групп:

· По числу участников («размеру») различают: малые и большие группы

· По непосредственности взаимодействия и взаимоотношений - первичные и вторичные.

· По способу образования -- спонтанно возникшие, неформальные (неофициальные, «естественные») и институционально созданные, формальные (официальные) группы,

· По длительности существования - временные и постоянные.

· По степени регламентации групповой жизнедеятельности - организованные и неорганизованные.

По проницаемости границ - открытые и закрытые.

· По личностной значимости для участников - референтные группы и группы членства.

· По уровню развития - становящиеся (вновь созданные, «диффузные») и развитые группы (коллективы).

 

Г. М. Андреева выделяет три направления развития социально-психологической мысли, внесших наиболее значительный вклад в расширение и углубление наших представлений о малой группе:

Первое направление - социометрическое, оно изначально связано с именем Дж. Морено. Морено рассматривал общество состоящим из двух структур. Макроструктура - не психологическая по своей сути - задает человеку пространственное расположение в мире, среду жизнедеятельности. Микроструктура - это структура межличностных отношений, которые устанавливает человек с другими людьми. Такие отношения Морено рассматривал, прежде всего, как эмоциональные, построенные на симпатии или антипатии.

Второе направление - социологическое, оно связано с экспериментальной деятельностью Э. Мэйо. Ему мы обязаны выделением двух систем отношений, существующих в группе, -- формальных и неформальных, а также представлениями о роли неформальной группы в удовлетворении важных социальных потребностей человека (в принятии, подтверждении, принадлежности).

Третье направление - школа групповой динамики, созданная К. Левином и его учениками -- Р. Липпитом, Р. Уайтом, Л. Фестин-гером и другими. Рассматривая группу как динамическое целое, которое больше входящих в него частей и которое изменяется с изменением любой из его частей, приверженцы школы К. Левина обогатили социальную психологию такими понятиями, как групповая сплоченность, стили лидерства, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений и другие.

Традиционно принято выделять две группы параметров, достаточно полно описывающих особенности той или иной малой социальной группы:

* характеризующие группу как целое;

* характеризующие человека как члена группы.

Композиция группы - совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важных для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, каждый раз определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы.

Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некоторую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение, позицию. Принято выделять и изучать вертикальные и горизонтальные групповые структуры.

Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике. Групповые процессы - это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения.

Система групповых ожиданий - принципиально важное понятие, задающее тон в определении свойств и особенностей поведения человека как члена группы. В основе групповых ожиданий и тех представлений, которые есть - по поводу них у отдельных членов группы, лежат групповые нормы.Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Нормы - это некоторый свод законов данной группы, набор правил о том, что нельзя, что можно и что подобает «хорошему» члену группы.

Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций. Санкции - это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы

Групповая роль - понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека -- носителя определенного статуса. То есть роль - воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: