1.Особенности малого предпринимательства.
2.Франчайзинг как способ организации и развития малого бизнеса.
1. Особенности малого бизнеса и консалтинг. Преимущества малого бизнеса, обеспечивающиеего динамичное развитие и во многом определяющие консалтингв этой сфере следующие:
1. Особый, креативный тип экономического поведения.
2. Высокий уровень взаимозаменяемости работников.
3. Быстротой передачи информации.
4. Хорошая управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
5. Не требует крупных вложений в основные средства.
Однако для малого бизнеса характерен также и целый ряд недостатков:
1. Велика степень риска.
2. Низкая возможность накопления капитала.
3. Сложности и ограничения в получении кредита.
4. Ограничена сфера приложения.
5. Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции.
Основные проблемы малых предприятий обычно делят на обшие и специфические. Проблемы общего характера — это прежде всего ограниченность финансирования и затрудненный доступ к кредитным ресурсам, отсутствие квалифицированной технической и управленческой помощи, сложность, нестабильность и слабая разработанность законодательства в сфере малого бизнеса, слабо стимулирующая система налогообложения и др.
|
|
К специфическим проблемам относятся: трудности в использовании современных информационных систем вследствие необходимости экономии средств; сложности в привлечении высококвалифицированной рабочей силы, которой необходимо выплачивать высокую заработную плату; слабые гарантии занятости и ограниченные возможности карьерного роста; невозможность существенного увеличения ассортимента изделий и услуг; отсутствие отработанной системы маркетинга и многие другие.
В настоящее время данный вид управленческого консультирования в России только начинает развиваться. Многие руководители мелких и средних предприятий сами часто не хотят обращаться за помощью к внешним консультантам по управлению, так как они полагают, что только крупные предприятия способны позволить себе крупные затраты по оплате консультаций. Руководители малых предприятий также очень неохотно знакомят посторонних с конкретными материалами, касающимися их бизнеса, тем более, что эта информация часто носит и личный характер. Кроме того, большую роль играют и причины чисто психологического характера, так как приглашение внешнего консультанта нередко рассматривается руководителем как признание собственной некомпетентности и беспомощности. Для менеджера малой фирмы, кроме того, очень трудно привлечь компетентного консультанта, обладающего практическим опытом работы в своей области.
|
|
Несмотря на сложности работы с малым бизнесом, многие российские консалтинговыефирмы находят способы и методы работы с ним.
Франчайзинг как способ организации и развития малого бизнеса. Под франчайзингом понимаетсяпредоставление независимому предпринимателю на основе компенсации права пользования брэндом и концепцией бизнеса. Этоправо ограничено со стороны правообладателя полномочиямиотдавать распоряжения, опекой и контролем. Французское franchirозначает право на свободное ведение деятельности. Франшизодатель, или франчайзер (franchisor), устанавливает определенныеправила продажи продукта или услуги. А франшизодержатель,или франчайзи (franchisee), получает разрешение использовать имякомпании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу.
Различают три вида франшиз:
· промышленные франшизы (на производство товаров);
· сбытовые франшизы (на продажу товаров);
· франшизы на обслуживание, предусматривающие оказание
услуг.
За фиксированную плату типичный франчайзи получает консультации и содействие, которые в ином случае оказались бы слишком дорогостоящими:
· стратегию маркетинга и рекламу;
· первоначальное обучение работников и подготовку в области управления;
· дизайн предприятия и его оборудование;
· технологии;
· централизованные закупки по сниженным ценам;
· постоянное консультирование по вопросам управления;
· выбор места и рекомендации по размещению точки;
· финансирование.
Франчайзинг оказывается удобным способом запуска бизнеса и для тех, кто приобретает первый опыт в предпринимательстве, и для тех, кто из малого намерен переходить в большой бизнес. Для франчайзи решены многие организационные и маркетинговые вопросы.