Индивидуальная психология А.Адлера

Альфред Адлер (1870–1937) венский психолог и психиатр, был вторым (после Юнга) по значимости последователем Фрейда, который отошел от него, создав свою собственную теорию. И по сей день одна из трех венских психотерапевтических школ является “адлерианской”. Идеи Адлера оказали влияние на работы таких признанных психологов, как Э.Фромм, К.Хорни, Г.С.Салливан, Г.Оллпорт, В.Франл и др.

Альфред Адлер родился в обеспеченной семье в одном из пригородов Вены. Его детские годы прошли под знаком постоянных болезней, зависти по отношению к старшему брату и полного неприятия со стороны матери. Сам себя он считал слабым, тщедушным и непривлекательным. Он ощущал большую близость с отцом, нежели с матерью, и потому, как и Юнг, впоследствии не принял фрейдовской концепции эдипова комплекса, поскольку сам его в детстве не испытал. Ребенком он тратил много сил на то, чтобы завоевать признание и популярность в среде сверстников. Став старше, он сумел добиться высокой самооценки и был оценен по достоинству окружающими, чего ему так не хватало в собственной семье.

Поначалу Адлер был настолько слабым учеником, что, по мнению учителя, мог рассчитывать в будущем только на место подмастерья сапожника. Однако, благодаря усердию и настойчивости он сумел стать одним из первых учеников в классе. Он смог преодолеть свои многочисленные академические и социальные недостатки и комплексы, так что сам вполне может считаться хрестоматийным примером своей же собственной теории, созданной им впоследствии. В развитии личности существенную роль играет компенсация личных слабостей и недостатков. Лежащее в основе его системы чувство неполноценности является прямым наследием детских лет, в чем и сам Адлер охотно признавался.

В возрасте четырех лет, едва оправившись от смертельно опасной пневмонии, Адлер решил, что станет врачом. Он получил медицинское образование и свою первую научную степень в Венском университете в 1895 году. После специализации в офтальмологии и прохождения практики по общей медицине он стал заниматься психиатрией. В 1902 году Адлер присоединился к еженедельным заседаниям психоаналитического дискуссионного кружка на правах одного из четырех членов — основателей. Хотя он и был близким сотрудником Фрейда, личные отношения между ними так и не сложились. Фрейд однажды даже отозвался об Адлере как о зануде.

В течение нескольких последующих лет Адлер развивал свой вариант психоанализа, существенно отличавшийся от фрейдовской системы по целому ряду пунктов. Он также позволял себе открыто критиковать Фрейда за переоценку роли сексуальных факторов. В 1910 году Фрейд предложил кандидатуру Адлера на пост президента Венского психоаналитического общества, видимо, для того, чтобы уладить имевшиеся между ними разногласия. Однако уже в 1911 году неизбежный разрыв состоялся. Расставание было довольно драматичным. Адлер назвал Фрейда мошенником, а психоанализ — «мерзостью и непристойностью» (Roazen. 1975. P. 210). Фрейд тоже не остался в долгу и охарактеризовал Адлера как «ненормального», «человека, свихнувшегося на почве собственных амбиций» (Gay. 1988. P. 223).

Во время первой мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии. Позже он организовал детскую клинику в рамках венской школьной системы. В 20–е годы его социально — психологическая система, которую он сам называл индивидуальной психологией, привлекла большое число последователей. В 1926 году Адлер совершил несколько визитов в Соединенные Штаты и через 8 лет получил приглашение занять должность профессора медицинской психологии в медицинском колледже Лонг — Айленда в Нью — Йорке. Умер он в Абердине (Шотландия) во время одного из напряженных лекционных турне.

Фрейд в ответ на выражение сожалений по поводу смерти Адлера писал: «Не понимаю Ваших симпатий к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены умереть в Абердине — неслыханная карьера, о какой он не мог и мечтать. Мир его более чем щедро вознаградил за усилия по подрыву психоанализа» (цит. по: Scarf. 1971. P. 47).

Вскоре после разрыва с кружком Фрейда, Адлер попал под философское влияние Ганса Вейгингера (Vaihinger, Н.), чья книга "The philosophy of "as if"" вышла в 1911 году (перевод на английский – 1925 г.). Вейгингер развивал любопытную и многообещающую идею о том, что люди живут фиктивными представлениями, не имеющими соответствий в действительности. Эти фикции – например, "все люди созданы равными", "честность – лучшая политика", "цель оправдывает средства" – не дают возможности эффективно взаимодействовать с реальностью. Они представляют собой вспомогательные конструкты или допущения, но не гипотезы, которые можно было бы проверить. Когда они становятся бесполезны, без них можно обойтись.

А. Адлер воспринял эту философскую доктрину идеалистического позитивизма и использовал в собственных целях. Напомним, Фрейд подчеркивал роль конституциональных факторов и раннего детского опыта как того, что детерминирует личность. Адлер нашел у Вейгингера опровержение этого жесткого детерминизма: он обнаружил идею о том, что в мотивации большую роль играют ожидания, а не прошлые переживания.

Цели не существуют в будущем как часть телеологического плана – ни Вейгингер, ни Адлер не верили в предначертание или рок; нет, они существуют субъективно, ментально, здесь и сейчас – как влияющие на поведение стремления и идеалы. Например, если человек верит, что праведников примут небеса, а грешников – ад, можно предположить, что это окажет определенное влияние на его поведение. Эти фиктивные цели, по Адлеру, – субъективные причины психологических явлений. Подобно Юнгу, Адлер связывал теорию Фрейда с принципом причинности, а собственную – с принципом финализма.

«Индивидуальная психологии решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объяснения, но перспектива, в которой они видятся, индивидуальный способ видения, подчиняющий жизнь финальной цели, могут это сделать» (1930, с. 400). Эта финальная цель может быть фикцией, то есть недостижимым идеалом, но тем не менее является реальным стимулом и дает окончательное объяснение поведения. Адлер полагал, однако, что здоровый человек может освободиться от этих фикций и при необходимости открыто встретить реальность – невротик на это не способен.

Детские переживания

Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие ребенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора:

1) неполноценность ребенка;

2) "испорченность" ребенка;

3) отверженное положение ребенка.

Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали органической слабостью, которая затем была компенсирована.

Снова и снова Адлер говорил о зле избалованности, которое считал величайшим проклятием, довлеющим над ребенком. У избалованных детей не развивается социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям. Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества. Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последствиям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрослом возрасте становятся врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить. Эти три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение – продуцируют ошибочное представление о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле.

Комплекс неполноценности. Основная посылка адлерианской теории заключается в том, что человек является единым самосогласующимся организмом, представляющим собой единство тела и мозга, с одной стороны, и разных уровней психической жизни, с другой. Как один из выводов из этого положения можно назвать вывод о взаимовлиянии соматического здоровья и психологического состояния личности.

Еще до знакомства с З.Фрейдом, будучи практикующим врачом, Адлер отметил, что у каждого человека существуют органы, от рождения менее развитые, чем другие, “неполноценные”. Одновременно Адлер отметил, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию незаурядных навыков и умений в различных сферах деятельности.

В дальнейшем Адлер распространил эту закономерность и на психическую жизнь личности: он предположил, что каждый человек стремится компенсировать присущий ему комплекс неполноценности и зачастую достигает на этом пути выдающихся успехов.

Откуда же возникает этот комплекс неполноценности? – Согласно Адлеру, комплекс неполноценности возникает в детстве. Каждый ребенок появляется на свет слабым и беспомощным, неспособным понять окружающий мир и тем более управлять им. Для того чтобы выжить, он должен быть окружен заботой и опекой родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокое переживание неполноценности по сравнению с другими членами семьи, более взрослыми и сильными. Взрослея, ребенок пытается компенсировать свое чувство неполноценности, добиваясь успехов в игре, учебе, позднее – в работе. Таким образом, согласно Адлеру, буквально все, что делают люди, направлено на преодоление ощущения собственной неполноценности.

Однако у некоторых людей ощущение неполноценности может стать чрезмерным. В результате возникает комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида источников, могущих привести к возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение родителями. Независимо от источника комплекса неполноценности, у личности в ответ на него может сформироваться гиперкомпенсация – стремление достичь превосходства над другими любой ценой, зачастую преувеличивая свои способности и возможности. Гиперкомпенсация является преувеличенной формой естественного стремления самоутвердиться в жизни.

Стремление к превосходству. В своей концепции чувства неполноценности и компенсации Адлер настойчиво подчеркивает присущую личности тенденцию расти и развиваться (компенсировать). Это положение также стало одним из ключевых в адлерианской психологии. Согласно Адлеру, личность непрерывно движется в направлении роста и развития. Основной мотивационной силой этого движения является стремление к превосходству.

Какова природа этого стремления? В своих ранних работах он рассматривал в качестве основания данного стремления человеческую агрессивность. Позднее он переформулировал эту идею, выдвинув взамен агрессивности “стремление к власти”. В этой концепции слабость связывалась с феминностью, а сила – с маскулинностью. Адлер выдвинул идею “маскулинного протеста” - формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют, пытаясь преодолеть чувство неполноценности. Со временем Адлер отказался от концепции маскулинного протеста, выдвинув взамен идею врожденного стремления к превосходству.

Адлер считает стремление к превосходству врожденным потенциалом, который надо реализовать в течение жизни, если человек хочет самореализоваться. Он считает, что стремление к превосходству “пробуждается” на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус стремления к превосходству. Будучи в детстве неясной и неосознанной, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей жизнь и придающей ей смысл.

Адлер описал следующие особенности, присущие стремлению к превосходству:

1. это единый фундаментальный мотив, а не комбинация отдельных побуждений;

2. этот мотив универсален: он присущ всем, независимо от пола, расы, образования и т.д.;

3. стремление к превосходству может приводить к положительным и отрицательным результатам в зависимости от способности человека к адаптации;

4. оно связано с определенными усилиями и энергетическими тратами; однако, в результате действия этой силы уровень напряжения у индивида скорее растет, чем снижается;

5. оно проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества.

Стиль жизни. Каждый человек ощущает свою неполноценность и стремится компенсировать ее на пути к достижению превосходства. Его поведение направляется осознанием/и ощущением своей неполноценности. Его поведение определяется уникальными жизненными целями и способами их достижения.

Уникальные жизненные цели и способы их достижения, черты поведения и привычки личности образуют стиль жизни личности – следующее ключевое понятие адлерианской психологии. Стиль жизни формируется приблизительно в то же время, в которое проявляется стремление к превосходству – в 4-5 лет. В это время происходит осознание своих физических ограничений и постановка жизненных целей; стиль жизни настолько крепко усваивается индивидом, что впоследствии практически не поддается тотальным изменениям. Сформированный стиль жизни становится главным стержнем поведения в будущем; он организует в единое целое все психические процессы личности, объединяет постоянство личности на протяжении всей ее жизни.

Адлер считает, что стиль жизни может быть распознан только на основе знания путей и способов решения человеком его жизненных проблем. Каждый человек с неизбежностью сталкивается с тремя проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Порядок рождения. Основная детерминанта установок, складывающих стиль жизни связана с порядком рождения ребенка. Социальное окружение изменяется с рождением каждого нового ребенка и влияет на формирование стиля жизни.

Влияние порядка рождения ребенка на стиль жизни связано, прежде всего, с восприятием ребенком ситуации в семье, то есть, в принципе, у детей, находящихся в каждой позиции, могут вырабатываться различные стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности присущи каждой конкретной позиции ребенка в семье.

Старший ребенок – “монарх, лишенный трона”. Он помнит свое завидное положение в семье, существовавшее до рождения младших детей и всегда стремится вернуть его себе. Но это стремление всегда обречено на неудачу. В результате подобной борьбы первенец “приучает себя к изоляции” и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в привязанности или одобрении. Поэтому, став взрослым, старшие дети стремятся к власти и предрасположены к лидерству, часто консервативны. Могут становиться хранителями моральных установок и семейных традиций.

Единственный ребенок – “центр семьи”. Долгий контроль и опека матери приводят единственного ребенка к эгоцентризму. Отсутствие конкурентной борьбы за внимание и любовь в детстве может привести к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками позднее.

Второй (средний) ребенок – “догоняющий”, часто вынужден следовать за старшими и соревноваться с ними. Благодаря этому его темп развития может оказаться выше, чем у старшего ребенка. Средний ребенок часто вырастает ориентированным на достижения, соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяется стремлением доказать, что он лучше, чем старший ребенок.

Младший ребенок – “баловень”, окруженный вниманием со стороны родителей и старших детей. Однако в случае ограниченности в средствах он вынужден пользоваться одеждой и вещами старших детей, а также “играть по чужим правилам” как самому младшему. В результате у такого ребенка возникает сильное чувство неполноценности наряду с отсутствием чувства независимости. У младшего ребенка возникает высокая мотивация превзойти старших. В результате из него может выйти выдающаяся личность.

Социальный интерес. Адлер стремится к целостному видению природы человека, и он считает, что невозможно “отрывать” человека от общества и рассматривать его вне социума. Он неоднократно заявлял, что все поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы раскрывается только через социальные отношения.

В начале своего творческого пути Адлер рассматривал человеческое общество как арену борьбы индивидов за возможность доминировать друг над другом. Позднее он учел, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. Люди подчиняют свои потребности общественно-полезному делу и способны отказаться от собственных эгоистических целей во имя достижения целей социума. Данный феномен Адлер назвал “социальным интересом”. Социальный интерес – это врожденное стремление вступать во взаимные отношения сотрудничества, а также чувство идентификации с человечеством и сходства с другими людьми.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными, поэтому каждый человек – социальное существо. Однако подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес требует осознанного развития и тренировки. Социальный интерес возникает во взаимоотношениях ребенка с матерью. Ее любовь к ребенку и другим членам семьи является для ребенка моделью ролевого поведения, реализующегося впоследствии. Мать также может поощрять проявления социального интереса и направлять его за пределы их взаимоотношений.

Второй источник социального интереса – отец. Он должен обладать позитивным отношением к семье и работе, а также сам иметь сформированный социальный интерес и проявлять его в отношениях с детьми.

Третий источник социального интереса ребенка – отношения между родителями. Несчастный брак не способствует развитию у детей стремления к людям; они видят деформированную модель отношений, любви и конфликтов, и в результате учатся играть не в команде, а за себя – и против другого.

Адлер считает социальный интерес критерием оценки психического здоровья индивида. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других, их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию окружающих. У плохо адаптированных людей социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Они поглощены своими интересами и самозащитой.

Адлер говорил, что недостаточно выраженный социальный интерес может стать причиной формирования т.наз. “ошибочного стиля жизни” - ориентации на достижение превосходства без учета интересов окружающих людей. Это, согласно Адлеру, приводит человека к неспособности решить его основные проблемы – работу, дружбу и любовь.

Типология личности. Адлер считал стиль жизни неповторимым и очень неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни. Типология построена на основании 2-мерной схемы, где одно измерение представлено социальным интересом, а другое – степенью активности. Понятие “степень активности” совпадает с понятием “возбуждение “ или “уровень энергии”. (См. рис. на след. стр.)

Управляющий тип – самоуверен и напорист, с незначительным социальным интересом. Активен, но не в социальном плане; не заботится о благополучии других. Основные социальные задачи решает в антисоциальной манере.

Берущий тип – удовлетворяет свои потребности за счет других. Не интересуется жизнью социума вообще, и окружающих в частности. Малоактивен, поэтому не причиняет, как правило, большого вреда другим.

Избегающий тип – не имеет ни интереса к обществу, ни достаточной активности, чтобы решать свои проблемы. Он больше опасается неудач, чем стремится к успеху; он избегает решения жизненных задач. Иначе говоря, избегающий человек стремится убежать от всех проблем в жизни и поэтому ничего не достигает

Социально-полезный тип – воплощение личностной зрелости. Высокий уровень активности соединяется здесь с высоким социальным интересом. Социально ориентирован, проявляет заботу о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает три жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности действовать.

Психология мужчины и женщины. Адлер считал необходимой разработку проблем психологии пола. При этом он не соглашался с утверждением З. Фрейда о том, что “анатомия – это судьба”. Скорее, согласно Адлеру, различия в положении мужчины и женщины в современном обществе есть следствие древнего естественного разделения труда и последующей многовековой практики усиления этих различий в сторону придания мужчинам определенных привилегий. Эта ситуация неестественна сама по себе, она неоправданно ограничивает права и свободы женщин, но, что еще важнее, она закладывает источник будущих конфликтов между полами.

Дети очень рано начинают понимать “распределение сил” в своей семье. При этом мальчик стремится к достижению “привилегий мужского пола”, для него становится очевидным и неоспоримым главенствующее положение мужчины. Развитие девочек еще более противоречиво. Ситуация гендерного неравенства приводит к неудовлетворенности и неприятию девочками и девушками традиционной женской роли. Согласно Адлеру, психологическое развитие девочки, не приемлющей “женской доли”, может пойти по трем различным сценариям.

1. Девочка развивается в “мужском” направлении, у нее возникают мужественные черты характера, “мужские” модели поведения, стремление к достижению “мужских” целей. Она, таким образом, демонстрирует то, что Адлер назвал “обороной по-мужски”

2. Девочка (впоследствии – женщина) развивается слабой, беспомощной и неумелой; демонстрирует всем свою слабость, неспособность решать жизненные проблемы и т.д.

3. Девочка (женщина) убеждается в том, что она неполноценна по сравнению с мужчиной. Демонстрация покорности имеет скрытую цель отомстить мужчине – переложить на его плечи решение всех своих проблем.

Неофрейдизм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: