Ознакомительное чтение

ЛЕКЦИЯ

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

ПЛАН

I. Письменная форма общения (ПР)

II. Чтение как ВРД

1) психологическая структура чтения

2) умения чтения

3) функции чтения как ВРД

I. Письменная форма общения

Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П.р. включает в себя два ВРД: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П.р. может осуществляться средствами массовой информации (книга, пресса и др.) и индивидуально (письмо, заявление, поздравление, план и др.). Письменная монологическая форма общения имеет те же характеристики, что и устная. Однако по сравнению с устным монологом П.р. более развернута, структурно сложна, организована, логически связана. П.р. не имеет средств звукового и интонационного выделения, характерных для УР. Благодаря дистантному характеру ПР может сохранять свое значение в течение длительного времени.

Для письменной формы общения характерны несколько иные черты:

а) специфический набор речевых средств (в ПР часто используется то, что в устной не имеет место);

б) большая, чем в устной форме, структурная сложность;

в) большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего - подумать;

г) полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

д) иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов.(Пассов Е.И.).

М.-Б. также подчеркивает особенности ПР:

-письменная регистрация звуковой оболочки речи чаще всего регистрирует речь труднодоступную для понимания с ее словами- паразитами, нарушениями норм речи, эллиптичностью, а главное с "пропавшей" ситуативностью;

- далеко не всякая ПР построена на фонетической основе, а потому не всегда фиксируется звуковая сторона речи;

- ПР также выражает понятия и суждения, но в более развернутой в эксплицитной форме.

М.Б. подчеркивает характеристики, присущие только ПР: это ее нормативность и многократность. ПР не терпит никаких отклонений от литературных норм языка, правил грамматики и орфографии, она всегда является организованной и полной. ПР как одна из форм выражения языка в речи характерна для двух ВРД- чтения и письма. Если письмо - продуктивный ВРД, то чтение - рецептивный, имеющий своей целью извлекать информацию из письменного текста

Чтение как ВРД

Известно, что читать, в том числе и на ИЯ, значит осуществлять сложное речевое умение для получения информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике-тексте- и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения. Целью Ч. является получение и переработка информации. Одна из основных целей обучения ИЯ - выработка умения в процессе Ч. извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет активно использовать ИЯ после окончания курса обучения. Как и все ВРД, Ч. имеет следующую структуру:

1.На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т.е. решаются вопросы, для чего, зачем читать.

2.Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом и т.д.

3.На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста.

4.На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед Ч. текста.

1) с психологической точки зрения Ч. представляет собой неразложимый процесс, состоящий из техники Ч. и понимания при Ч. Понимание при Ч. соотносится с техникой Ч. как цель и средство. Понимание при Ч. есть процесс проникновения в сущность текста путем установления между его элементами связей; один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями.

Установлены следующие факторы, влияющие на понимание при Ч.: информационная насыщенность текста, композиционно-логическая структура, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации, степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности читающего.

Как и другие ВРД, чтение - вид психической деятельности, которая подобно аудированию, осуществляется посредством перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных действий. В целях обучения чтению важно расчленить указанные действия на те операции, которым следует обучать с тем, чтобы эти действия и деятельность, компонентами которой они являются, состоялись. Обучая перцептивным действиям, следует учить выполнять операции по восприятию, узнаванию и пониманию графически представленной языковой (фонетической, лексической, и грамматической) информации текста. Речь идет о механизме внутреннего проговаривания (при Ч. человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения).

Владение перцептивно-мыслительными, мыслительными и мыслительно-мнемическими действиями предполагает умение совершать операции по языковому (вербальному) и смысловому прогнозированию текста; операции по декодированию (вычленению) единиц смысловой информации- анализу; операции завершающего синтеза, представляющие собой различного рода компрессию и интерпретацию (смысловую переработку) воспринимаемой информации.

Задачи обучения чтению на ИЯ состоят в том, чтобы научить осуществлять эту деятельность, т.е. развивать умения воспринимать и перерабатывать (с разными целями) читаемый иноязычный текст.

2) Умения чтения

Умение читать предполагает овладение техникой Ч., т.е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) Ч. являются следующие: высокая скорость Ч. (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость Ч., т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Высокая скорость и гибкость Ч.. являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса Ч. Это такие умения, как

- умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания

- умение предвидеть в процессе Ч. то, что будет сказано дальше;

- умение определять ключевые места текста;

- умение вычленять основную мысль высказывания;

- умение определять логику, структуру высказывания и т.д.

Различают несколько групп умений:

В первую группу входят умения перцептивной переработки информации, содержащейся в тексте:

1) владение средствами осуществления деятельности чтения - наличие у обучаемого:

- определенного объема языковых знаний;

- навыка быстрого узнавания при чтении языкового материала;

- умения ориентироваться в структуре текста, устанавливать смысловые связи между отдельными его частями - элементами разных уровней;

2) владение специфическими умениями чтения:

- определять значение неизученной языковой единицы, входящей в состав потенциального словаря читающего;

- точно понимать строевые элементы языка;

- пользоваться словарем

Во вторую группу входят следующие умения: умения смысловой переработки информации текста на уровне декодирования значения. Смысловую переработку текста с указанными целями можно осуществлять с помощью следующих умений:

- выделять в тексте отдельные элементы смысла - основную мысль,смысловые вехи/ опорные (ключевые) слова; факты/детали, иллюстрирующие, подтверждающие, поясняющие основную мысль, относящиеся к какой-либо теме, и др.;

- обобщать (синтезировать) отдельные факты устанавливать их иерархию (главное - второстепенное), объединять их в смысловые куски путем установления связи между ними и др. При этом особую роль играет прогнозирование, позволяющее предвидеть продолжение и возможное завершение каждой смысловой части.

- соотносить друг с другом отдельные части текста - смысловые куски, факты, относящиеся к одной теме, выстраивать факты в логической последовательности, группировать их по какому-либо признаку, определять связь между событиями, явлениями, находить начало и конец темы (Фоломкина С.К., Лившиц О.Я.).

К третьей группе относятся умения переработки информации текста на уровне смысла, а именно:

- интерпретировать содержание текста, когда читающий воспроизводит текст как целостное речевое произведение и осуществляет смысловую переработку фактической, полученной при чтении информации, подвергает ее дальнейшему осмыслению и оценивает факты, реконструированные в процессе чтения, принимает на этой основе решения и т.д.

Наличие такого умения обеспечивает глубину понимания содержания текста, что связано с другими, следующими умениями:

- вынести суждение/сделать вывод на основании фактов текста, установить его идею/замысел, которые не выражены словесно, предположить возможное развитие содержания;

- оценить изложенные факты, содержание текста в целом, характер реализации авторского замысла и др.

Владение всеми этими умениями и означает зрелое владение деятельностью чтения на ИЯ.

Итак, формирование перечисленных умений является целью на разных этапах обучения чтению на ИЯ в различных учебных заведениях. В соответствии с разной степенью сложности указанных умений на более ранних этапах овладения ИЯ объектами обучения и контроля как его компонента в области чтения яв-ся умения перцептивной переработки информации при чтении. На продвинутых этапах обучения - это умения осуществлять смысловую переработку информации текста на уровне значения. А на завершающем этапе - это умения реализовать извлечение информации, деятельность, в процессе которой читающий должен уметь дифференцировать чтение по видам (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое и др.) в зависимости от целей.

Следовательно, при обучении Ч. учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется Ч: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.

Функции чтения

При этом следует учитывать функции, которые присущи Ч. как ВРД и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Выделяются три функции: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта; поступать в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт. Ценностно-ориентационная функция Ч. связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня. Обучение Ч., развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного - важнейшая задача, стоящая перед учителем. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.

 

ЛЕКЦИЯ № 2

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

ПЛАН

I. Виды чтения

II. Cистема заданий, направленных на обучение чтению

III. Система упражнений обучения различным видам чтения

 

I. Виды чтения

В современной методике выделение видов обучающего Ч. производится:

а) на основе психологической установки (аналитическое и синтетическое);

б) по степени участия родного языка в понимании читаемого (беспереводное и переводное Ч.);

в) по степени помощи учащемуся (подготовленное и неподготовленное Ч., со словарем, без словаря);

г) по форме организации учебной работы (индивидуальное и фронтальное, классное и домашнее Ч.);

д) от владения скоростными приемами (скоростное и не скоростное Ч);

е) от техники- Ч. Вслух и Ч. Про себя

ж)по целевой направленности и характеру протекания процесса (просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее Ч.)

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

 

ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ

Предполагает получение общего представления о читаемом материале. Это беглое, выборочное чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его "фокусирующими" деталями и частями. Оно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе необходимо принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала. Полнота понимания при ПЯ определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением др. видов чтения.

Для обучения ПЧ необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость ПЧ не д. быть ниже 500 слов в мин., а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретными КЗ.

 

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, cтатья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение " для себя", без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т.д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом яв-ся построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.

Для достижения целей ОЧ, по данным С.К. Фоломкиной, бывает достаточно понимания 75% предикаций текста, если в остальные 25% не входят ключевые положения текста, существ-е для понимания его содержания.

Темп ОЧ не д.б. для анг. и фр. языков ниже 180, для немецкого -150, для русского -120 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения испол-ся сравнительно длинные тексты, легкие в языков. отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной. второстепенной информации.

 

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Предполагает целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой наязыковые и логические связи текста. Его задачей яв-ся также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании текста. Объектом " изучения" при этом виде чтения яв-ся информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно ИЧ учит бережному отношению к тексту.

По данным С.К. Фоломкиной, темп при этом ВЧ составляет 50-60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативная значимость и представ-е наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языков. отношении.

 

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, хара-к, цифровых показателей, указаний).Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой стр-ры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При ПЧ извлечение смысловой информации происходит автоматизированно. Такое чтение, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой стр-ре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

В учебных условиях ПЧ выступает скорее как упр-е, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя (С.К. Фоломкина). Поэтому оно обычно яв-ся сопутствующим компонентом при развитии др. видов чтения.

5. Реферативное чтение предполагает извлечение основного содержания текста с установкой на последующую передачу его в форме резюме, аннотации или реферата. Р.ч. в соответствии с коммуникативной установкой складывается из действий по извлечению информации и членению текста, отбору смысловых единиц и т.д.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное- изучающее- просмотровое- поисковое;

б) изучающее - ознакоми-е- просмотровое- поисковое. По мнению отечественных. методистов (Е.А. Маслыко, П.К. Бабанской, А.Ф.Будько и

др.) последний вариант пред-ся более эффективным, так как в

большей степени подготавливает все другие ВЧ.

М. отмечает, что владение разными видами чтения яв-ся свидетельством зрелого чтения, однако степень этой зрелости может б. различной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: