Многочисленные экспедиции имели огромное практическое значение: они способствовали развитию промышленности и торговли

Лекция 11 КультурныепреобразованияПетраПервого

Вопросы:1.Развитие образования и науки.

Формирование новой государственной идеологии.

Появление и развитие светской культуры.

Культура публичного быта.

Строительство Санкт-Петербурга.

Вопрос 1. Развитие образования и науки.

1.1 Развитие образования.

· Культура и образование были отделены от церкви и религии: были закрыты монастыри и монастырские школы; монастырское имущество передано государству.

· На казённый счёт открыты общеобразовательные и профессиональные учебные заведения:

- в 40 городах циферные школы,

- пушкарские и артиллерийские школы,

- школы математических и навигационных наук,

- горные и инженерные,

- медицинские школы в Москве и Петербурге.

Из указа Петра Алексеевича: «Школы надо открывать, чтобы плотничьих и прочих мастеровых людей детей обучать грамоте и цифири, дабы потом могли добрыми мастеровыми стать». За не хождение в школу сурово наказывали: били батогами и сажали в тюрьмы.

· Высшие школы:

- существовавшая Славяно-греко-латинская академия готовила чиновников государственного аппарата; в это время открываются

- Высшая техническая навигационная школа, которая готовила специалистов для армии и флота,

- частное образовательное учреждение - Гуманитарная гимназия Эрнста Глюка, в которой изучали иностранные языки и готовили специалистов для дипломатической работы.

· Для подготовки специалистов широко практиковались поездки за рубеж, куда насильно отправляли боярских сынков за счёт самих боярских семей. В 1714 году Петром I был издан указ, запрещающий жениться неграмотным недорослям.

 

Издательская деятельность.

· Если до Петра I был один печатный двор в России, то в период его правления были открыты десятки типографий, в которых прежде всего издавались учебники и светская литература: романы и стихи.

· 2 января 1703 года вышел №1 первой газеты «Ведомости» тиражом 2 тысячи 500 экземпляров. Для первого номера газеты Петр Iсам подбирал материал: в газете разъяснялось значение петровских реформ. К концу 18 века в России выходило уже 200 периодических изданий: газет и журналов.

· В 1714 году открылась первая в России Государственная Публичная библиотека в городе Санкт-Петербург.

 

Развитие научных знаний.

· Начался поиск полезных ископаемых: были организованы экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

· Началось развитие географии. С 1725 по 1730 год была организована первая Камчатская экспедиция под руководством Беренга. По результатам экспедиций составлялись карты: были составлены карты Азова, Каспия, Балтийского, Белого морей. С. Ремизов составил «Чертёжную карту Сибири».И. Кирилов составил «Атлас Всероссийской империи».

Многочисленные экспедиции имели огромное практическое значение: они способствовали развитию промышленности и торговли.

· 1725 год состоялояь открытие Петербургской Академии Наук с тремя факультетами: математическим, физическим и гуманитарным. Особенностью Петербургской Академии Наук было то, что она объединила сразу три заведения:

- академию («собрание учёных и искусных людей»),

- университет («собрание учёных людей, обязанных обучать молодых наукам»),

- гимназия: готовила учеников для обучения в университете.

Таким образом, Академия выполняла, и научно-исследовательские, и педагогические функции, что диктовалось необходимостью решения двуединой задачи: подготовки собственных научных кадров и развитие отечественной науки.

 

· Создание научных коллекций:

- в 1719 году был открыт первый музей – Куецкамера, вход для посетителей был бесплатным. Петр Iсам дляКунцкамерыприобрёл коллекцию чучел редких животных;

- созданы артиллерийская и военно-морская коллекции;

- были открыты 2коллекции в Эрмитаже: Царские фамильные

драгоценности и Скифское золото.

1719 год считается годом начала организации отечественного музееведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: