Лекция 11 КультурныепреобразованияПетраПервого
Вопросы:1.Развитие образования и науки.
Формирование новой государственной идеологии.
Появление и развитие светской культуры.
Культура публичного быта.
Строительство Санкт-Петербурга.
Вопрос 1. Развитие образования и науки.
1.1 Развитие образования.
· Культура и образование были отделены от церкви и религии: были закрыты монастыри и монастырские школы; монастырское имущество передано государству.
· На казённый счёт открыты общеобразовательные и профессиональные учебные заведения:
- в 40 городах циферные школы,
- пушкарские и артиллерийские школы,
- школы математических и навигационных наук,
- горные и инженерные,
- медицинские школы в Москве и Петербурге.
Из указа Петра Алексеевича: «Школы надо открывать, чтобы плотничьих и прочих мастеровых людей детей обучать грамоте и цифири, дабы потом могли добрыми мастеровыми стать». За не хождение в школу сурово наказывали: били батогами и сажали в тюрьмы.
· Высшие школы:
|
|
- существовавшая Славяно-греко-латинская академия готовила чиновников государственного аппарата; в это время открываются
- Высшая техническая навигационная школа, которая готовила специалистов для армии и флота,
- частное образовательное учреждение - Гуманитарная гимназия Эрнста Глюка, в которой изучали иностранные языки и готовили специалистов для дипломатической работы.
· Для подготовки специалистов широко практиковались поездки за рубеж, куда насильно отправляли боярских сынков за счёт самих боярских семей. В 1714 году Петром I был издан указ, запрещающий жениться неграмотным недорослям.
Издательская деятельность.
· Если до Петра I был один печатный двор в России, то в период его правления были открыты десятки типографий, в которых прежде всего издавались учебники и светская литература: романы и стихи.
· 2 января 1703 года вышел №1 первой газеты «Ведомости» тиражом 2 тысячи 500 экземпляров. Для первого номера газеты Петр Iсам подбирал материал: в газете разъяснялось значение петровских реформ. К концу 18 века в России выходило уже 200 периодических изданий: газет и журналов.
· В 1714 году открылась первая в России Государственная Публичная библиотека в городе Санкт-Петербург.
Развитие научных знаний.
· Начался поиск полезных ископаемых: были организованы экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.
· Началось развитие географии. С 1725 по 1730 год была организована первая Камчатская экспедиция под руководством Беренга. По результатам экспедиций составлялись карты: были составлены карты Азова, Каспия, Балтийского, Белого морей. С. Ремизов составил «Чертёжную карту Сибири».И. Кирилов составил «Атлас Всероссийской империи».
|
|
Многочисленные экспедиции имели огромное практическое значение: они способствовали развитию промышленности и торговли.
· 1725 год состоялояь открытие Петербургской Академии Наук с тремя факультетами: математическим, физическим и гуманитарным. Особенностью Петербургской Академии Наук было то, что она объединила сразу три заведения:
- академию («собрание учёных и искусных людей»),
- университет («собрание учёных людей, обязанных обучать молодых наукам»),
- гимназия: готовила учеников для обучения в университете.
Таким образом, Академия выполняла, и научно-исследовательские, и педагогические функции, что диктовалось необходимостью решения двуединой задачи: подготовки собственных научных кадров и развитие отечественной науки.
· Создание научных коллекций:
- в 1719 году был открыт первый музей – Куецкамера, вход для посетителей был бесплатным. Петр Iсам дляКунцкамерыприобрёл коллекцию чучел редких животных;
- созданы артиллерийская и военно-морская коллекции;
- были открыты 2коллекции в Эрмитаже: Царские фамильные
драгоценности и Скифское золото.
1719 год считается годом начала организации отечественного музееведения.