Раздел программы деятельности психолога
По развитию толерантности
«Радуга доброты»
Для учащихся 5-9 классов
Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями
Здоровья (нарушением интеллекта)
На 2017-2018 учебный год
Составитель:
Кияшко Е.В.
педагог-психолог
МБОУ «С(К)ОШ № 57
г. Челябинска»
г. Челябинск, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными целями психологических занятий по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся.
«Толерантность» (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям). Толерантность, с точки зрения А.Г.Асмолова и Г.У. Солдатовой, это уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. По мнению А.Г.Асмолова, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) (МБОУ «С(К)ОШ № 57 г.Челябинска») учатся дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) из разных социальных и культурных слоев, разные по национальности, материальному положению, что может создать потенциально конфликтную среду, поэтому педагогически целесообразно заниматься воспитанием толерантности черт толерантной личности, открытой восприятию других людей, способной уважать человеческое достоинство и индивидуальность. Педагог-психолог проводит свои занятия в рамках общешкольной программы развития толерантности.
Задачи психологического раздела программы:
ü воспитывать гуманное отношение к людям и ко всему живому;
ü развивать умение слушать и слышать других людей;
ü научить детей принятию и пониманию богатого многообразия культур разных народов;
ü формировать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными методами.
Формы работы соответствуют возрастным особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных тем:
ü проведение теоретически-практических занятий;
ü проблемно-игровые ситуации;
ü беседы;
ü показ слайдов;
ü диагностическое исследование;
ü выпуск памяток-буклетов.
Принципы проведения занятий
ü Принцип добровольности: учащиеся добровольно изъявляют желание присутствовать на занятии.
ü Принцип доступности: информация выстроена на доступном и понятном уровне.
ü Принцип наглядности: используются тематические презентации, слайд-шоу, памятки-буклеты, фильмы и отрывки из художественных фильмов.
ü Принцип опоры на целостное развитие личности: он означает, что нельзя рассматривать отдельно тот или иной симптом негативного интереса (проявления) от целостной личности.
ü Принцип активности всех сторон: вовлечены участники воспитательно-образовательного процесса: классные руководители, учителя- предметники. учителя-логопеды, социальный педагог, педагог-психолог и обучающиеся 5-9 классов.
Данный раздел программы состоит из 5 занятий, по одному для каждого класса, (5-9) которые проводятся к Международному Дню Толерантности 16 ноября, на каждое из которых, приглашаются учащиеся одного класса. Продолжительность одного занятия 40 минут. Такое количество занятий объясняется тем, что педагог-психолог включает свои занятия в общешкольную программу развития толерантности в соответствии с принципом активности всех сторон (см. принципы проведения занятий).
Программа рассчитана:
5 класс – 1 час; 6 класс – 1 час; 7 класс – 1 час; 8 класс – 1 час; 9 класс – 1 час.
Все занятия построены в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья среднего и старшего школьного возраста, уровня их умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
· воспитание гуманного отношения к окружающим;
· обогащение опыта толерантного взаимодействия.
Эффективность реализации программы определяется с помощью методики В.В. Бойко «Диагностика общей коммуникативной толерантности». См. приложение 1.
Цель диагностики: определение толерантных и интолерантных установок личности.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема | Цель | Кол-во часов | Классы |
1. | «Понятие о толерантности» | Ознакомление учащихся с понятием толерантность, развитие способности понимать себя и других людей. Знакомство обучающихся с Международным днем толерантности (16 ноября) | ||
2. | «Мир вокруг тебя» | Формирование доброты, гуманного отношения к животным и всей природе. | ||
3. | «Мы – разные» | Получение знаний о многочисленных сообществах людей, как носителях различных культур. | ||
4. | «Мы – вместе» | Формирование уважения и сочувствия к людям с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание у детей чуткости и ответственности. | ||
5. | «Вот что значит настоящий, верный друг» | Развитие осознанного отношения к дружескому общению |
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – 120с.
3. Засыпкина Н.Н. Воспитание толерантности у обучающихся. // Практика административной работы в школе–2014г,–№3.–С. 37-40.
4. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования/Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с.