Правоотношения между родителями и детьми

1. Правовое положение ребенка определяется его гражданством.

Согласно ст. 12 Федерального закона о гражданстве 2002 г. ребе­нок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют граж­данство Российской Федерации (независимо от места рождения ре­бенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федера­ции, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (не­зависимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федера­ции, а другой родитель является иностранным гражданином, при ус­ловии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Фе­дерации, являются иностранными гражданами или лицами без граж­данства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родите­ли, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федера­ции и родители которого неизвестны, становится гражданином Рос­сийской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Федеральным законом 2002 г. предусмотрен также в ряде случа­ев прием ребенка в гражданство Российской Федерации в упрощен­ном порядке (ст. 14), а также правила об изменении гражданства ребенка при изменении гражданства родителей (опекунов и попечи­телей).

Согласно ст. 9 Федерального закона о гражданстве 2002 г., граж­данство ребенка приобретается или прекращается при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями.

Для приобретения или прекращения гражданства Российской Фе­дерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть пре­кращено, если в результате он станет лицом без гражданства.

Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения

§ 5. Правоотношения между родителями и детьми

гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

2. Установление и оспаривание отцовства (материнства) опреде­ляется законодательством государства, гражданином которого яв­ляется ребенок по рождению (п. 1 ст. 162 СК РФ). Практически на территории России чаше всего возникают вопросы по установлению отцовства в отношении детей — российских граждан, и потому при­меняется законодательство России; однако в отношении детей, яв­ляющихся иностранными гражданами, будет обеспечена защита в соответствии с законодательством страны их гражданства. Эта норма, как и другие коллизионные нормы СК РФ, исходит из ин­тересов детей.

Порядок установления или оспаривания отцовства (материнства) на территории России определяется российским законодательством.

В тех случаях, когда но российскому законодательству допускает­ся установление отцовства в органах записи актов гражданского со­стояния, проживающие вне пределов РФ родители ребенка, из кото­рых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства в дипломатические предста­вительства или консульские учреждения РФ (ст. 162 СК РФ).

Нормы об установлении отцовства есть и в договорах о правовой помощи. Так, согласно ст. 29 договора с Эстонией по делам об уста­новлении или оспаривании отцовства применяется законодательство страны, гражданином которой ребенок является по рождению.

3. До принятия в России нового Семейного кодекса коллизионные вопросы отношений между родителями и детьми, и прежде всего каса­ющихся алиментных обязательств, законодательно не регулирова­лись. Суды применяли к этим отношениям законодательство, дейст­вующее в России. Теперь ст. 163 СК РФ предусматривает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они 'имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей их права и обязанности определяются законодательством государства, гражда­нином которого является ребенок. По требованию истца к алимент­ным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на тер­ритории которого постоянно проживает ребенок.

Таким образом, закон исходит из того, что отношения родителей и Детей наиболее тесно связаны с законодательством страны их со­вместного места жительства. Иными словами, независимо от граж­данства сторон к отношениям родителей и детей, проживающих в России, должно применяться российское семейное законодательство. Лишь при отсутствии такого совместного проживания подлежащее' применению право будет определяться на основе принципа граждан­ства ребенка. Во главу угла поставлены интересы ребенка. Поэтому дается возможность но требованию истца в порядке изъятия из этих положений применять законодательство страны, где ребенок постоян­но проживает.

В комментариях Н.И. Марышевой к Семейному кодексу подчер­кивается, что в нем говорится не об обязанности суда применять но требованию истца законодательство страны места жительства ребен­ка, а лишь о возможности такого применения. По смыслу закона дол­жен приниматься во внимание тот факт, что законодательство страны места жительства ребенка действительно более благоприятно для него. Здесь могут учитываться: способ взыскания алиментов (в про­центном отношении к заработной плате ответчика или в твердой де­нежной сумме), сроки взыскания (до достижения 18 лет или до дости­жения экономической самостоятельности, как это принято в ряде стран) и т.п. Российский закон, в отличие от законодательства ряда других государств, не делает различия при определении применимого права к отношениям родителей и детей, рожденных в браке, и к отно­шениям родителей и внебрачных детей.

В случае выезда за границу на постоянное жительство лица, обя­занного выплачивать алименты, при отсутствии договора о правовой помощи, обеспечивающего взаимное исполнение судебных решений, возникают сложности. Известно, что больше всего иммигрантов из России и других стран СНГ выехало в США, Германию, Израиль и некоторые другие государства, с которыми договоры такого рода не были заключены. Можно привести такой пример.

По решению российского суда с Ф. взыскивали алименты на содержание сына. После выезда Ф. на постоянное жительство в ФРГ суд этой страны отказал в исполнении решения, сославшись на отсутствие взаимной договоренности.

Остается возможность предъявления иска в суд государства, куда переехало лицо, обязанное платить алименты. На практике применя­ется и такой способ решения проблемы, как суммирование полагаю­щихся ребенку до достижения им совершеннолетия сумм и заключе­ние соглашения сторон о их выплате.

Вопрос о законе, которым должны регулироваться правоотноше­ния между родителями и детьми, решен в договорах о правовой помо­щи, заключенных с Болгарией, Венгрией, КНДР, Вьетнамом, Румы­нией, Монголией, Польшей, Эстонией. Эти договоры устанавливают, что Правоотношения между родителями и детьми определяются зако-

ном того государства, на территории которого родители и дети имеют совместное место жительства.

Однако если место жительства родителей пли одного из них нахо­дится на территории одного договаривающегося государства, а место жительства ребенка — на территории другого, то правоотношения между родителями и детьми регулируются законом того государства, гражданином которого является ребенок. Если, например, отец — рос­сийский гражданин проживает в РФ, а ребенок — российский гражда­нин живет в Эстонии, то обязанности отца, включая обязанности вы­плачивать алименты, определяются российским правом.

Договоры с Вьетнамом и Монголией предусматривают в случае раздельного проживания применение законодательства страны места жительства ребенка.

Статья 32 Минской конвенции 1993 г. (в ред. протокола от 28 марта 1998 г.), а также ст. 35 Кишиневской конвенции 2002 г. предусматривают следующие правила.

• Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязатель­ства родителей по содержанию детей, определяются законодательст­вом договаривающейся стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоян­ного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством договариваю­щейся стороны, гражданином которой является ребенок.

По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство договаривающейся стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок.

• Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством договаривающейся стороны, на тер­ритории которой они имели совместное место жительства. При отсут­ствии совместного места жительства такие обязательства определяют­ся законодательством договаривающейся стороны, гражданином кото­рой является истец.

• По делам о правоотношениях между родителями и детьми ком­петентен суд договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению.

• Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием Детей, производится в порядке, установленном законодательством до­говаривающейся стороны, на территории которой проживает ребенок.

• Договаривающиеся стороны оказывают друг другу помощь в ро­зыске ответчика но делам о взыскании алиментов, когда есть основа­ние полагать, что ответчик находится на территории другой договари-вающейся стороны, и судом вынесено определение об объявлении его розыска.

В целях большей гарантии обеспечения интересов детей в дого­ворах с Венгрией, Болгарией и Польшей закреплено правило, позво­ляющее применить закон страны места жительства ребенка, если законодательство этой страны является для него более благоприят­ным. Договор с Вьетнамом предусматривает по делам о взыскании алиментов с родителей в пользу детей и с совершеннолетних детей в пользу родителей применение законодательства страны, на терри­тории которой имеет место жительства лицо, претендующее на по­лучение алиментов.

Таким образом, российская гражданка может обратиться в наш суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, если отец ре­бенка — иностранный гражданин проживает в РФ или в стране, с ко­торой имеется договор о правовой помощи, предусматривающий вза­имное исполнение судебных решений.

Правоотношения между ребенком, родившимся от лиц, не состоя­щих в зарегистрированном браке, и его матерью и отцом определяют­ся законодательством той договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок.

Большие сложности на практике при отсутствии международных соглашений вызывают вопросы, связанные с осуществлением роди­тельских прав при распаде семьи.

Так, у России нет такого договора с Францией, поэтому в 1998—2001 гг. боль­шой общественный резонанс вызвали решения французских судов, ограничиваю­щие права гражданки России — актрисы Н. Захаровой на свидания с ее маленькой дочкой Машей, помещенной в детский приют, несмотря на то, что при расторжении брака Н. Захаровой с французским гражданином Улри — отцом девочки, Маша должна была находиться у матери.

Известны случаи, когда дети незаконно вывозились из России одним из родителей или незаконно удерживались за рубежом отцом ребенка при наличии судебного решения о том, что ребенок должен проживать со своей матерью в России. Приведем пример из практики.

Российская гражданка вышла замуж за гражданина США Д. Блисса, работав­шего в Москве в одной из американских фирм. Их сын родился в США и в соответ­ствии с законами этой страны стал се гражданином. Без согласия матери отец в ее отсутствие вывез ребенка в США, когда семья находилась в России.

Сложность ситуации в таких случаях объясняется тем, что РФ не участвует в Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах по­хищения детей в международном масштабе 1980 г. Эта Конвенция ре­гулирует гражданско-правовые вопросы, ее цель — способствовать не­медленному возвращению незаконно перемещенных или похищенных

детей. Перемещение или удержание ребенка считается незаконным, «если это нарушает право попечения, которым наделено соответст­вующее лицо (это может быть мать, отец, опекун и т.д.) в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно про­живает». В Конвенции участвуют 45 государств, в том числе США, Великобритания, Греция, Израиль, Польша, Молдавия и др.

Усыновление

Усыновление или удочерение (в дальнейшем изложении применя­ется термин «усыновление») — это такой юридический акт, в силу ко­торого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, приняв­шими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Такие семей-но-правовые отношения, осложненные наличием так называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного част­ного права, которое устанавливает юридические связи данного отно­шения с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, приме­няется понятие «международного», или «иностранного» усыновления.

Снижение рождаемости в странах Западной Европы и США и ряд других факторов, прежде всего связанных с ухудшением экономичес­кого положения в странах Юго-Восточной Азии, привели в конце XX в. и в начале XXI в. к распространению международного усынов­ления. В последние годы особенно актуальным международное усы­новление стало для России, поскольку многих российских детей усы­новляют граждане США, Италии, Испании, Германии и других стран. В ряде случаев усыновлялись тяжелобольные дети, и для них были созданы в новых семьях, в частности в США, соответствующие ус­ловия.

Однако иногда при усыновлении иностранцами российских детей нарушались права ребенка, а также его родственников в России, осу­ществлялась преступная «торговля детьми», другие злоупотребления. К сожалению, имели место и случаи, когда иностранные граждане, усыновив ребенка, увозили его за границу, а затем отказывались от него и бросали на произвол судьбы.

Все это привело к необходимости внести изменения в законода­тельство в этой области. В СК РФ 1995 г. были установлены новые правила, Правительством РФ принят ряд постановлений по вопросам усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражда­нами РФ. Правительством утверждены правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., ратифициро­ванной нашим государством, «государства-участники, которые при­знают и/или разрешают существование системы усыновления, обес­печивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в перво­степенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с при­менимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осо­знанное согласие на усыновление на основе такой консультации, кото­рая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматри­ваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помешен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если, обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяют­ся в отношении усыновления внутри страны;

(1) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связан­ных с этими лицами» (ст. 21).

Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранны­ми гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории.

В отношении усыновления на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, являющихся российски­ми гражданами, российское законодательство предусматривает, что усыновление производится в соответствии с законодательством госу­дарства, гражданином которого является усыновитель (при усыновле­нии ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодатель­ством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (ст. 165 СК РФ).

Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возрас­та, материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в даль­нейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, по­скольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну.

Например, если усыновители — граждане США, то они должны соответство-

вать требованиям, которые предъявляются к усыновителям законом об усыновле-

нии соответствующего штата США, поскольку в этом стране мет федерального за-

конодательства оо усыновлении

В соответствии со ст. 165 СК РФ должны быть также соблюдены требования ст. 124—126, 129—132, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Согласно п. 4 ст. 124 СК, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допус­кается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно про­живающих на территории РФ. либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родствен­ников.

В практике работы судов известны случаи несоблюдения этих правил.

Гражданка России Д. из Дагестана —• педагог по профессии, имеет высшее об­разование, воспитывает без мужа двоих детей. Третий ребенок, девочка но имени Лйзанат, родилась вне брака. Потгому до разрешения вон роса о признании удоче­рения маленькой Лйзанат дагестанскими родственниками мать решила временно поместить ее в Санкт-Петербургский дом ребенка, о чем и указала в своем заявле­нии в суд.

Санкт-Петербургский городской суд Я нюня 1998 г. вынес решение об удочере­нии супружеской парой из США Лйзапат при отсутствии согласия ее матери на удочерение. Дееспособная мать не была лишена родительских прав, место ее нахож­дения всем было известно. Она узнала об удочерении своего ребенка, только когда судья извести.1! ее о вынесенном решении телеграммой.

Таким образом, усыновление детей иностранными гражданами до­пускается только в случае, если не представилось возможным, несмот­ря на принимаемые меры, передать детей в российские семьи (на усы­новление, под опеку (попечительство), в приемную семью). При этом дети могут быть нереданы на усыновление иностранным гражданам лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента поста­новки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядок которого в соответствии со ст. 124 был определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996г. «Об организа­ции централизованного учета детей, оставшихся без попечения роди-тел ей». Учет ведется органами исполнительной власти субъектов Фе­дерации, и в масштабах Российской Федерации — Министерством просвещения РФ. Приведем пример из судебной практики, касаю­щейся последствий несоблюдения этого порядка.

Верховным Суд Российской Федерации признал правильным вывод суда об отказе и удовлетворении заявления об установлении усыновления гражданам США — супругам Р., обратившимся в суде просьбой об усыновлении Дмитрия III., 27 сентября 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка № 2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся рядом обстоятельств, в том числе несоблюдением поряд­ка организации учета детей, подлежащих усыновлению. Мальчик не был поставлен в установленные законом сроки па региональный и федеральный учет. Органы ис­полнительной власти г. Омска не предпринимали меры к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось, в семью российских граждан. Кроме того, супруги Р. позна­комились с Дмитрием заочно по фотографиям и кассетам, а личное их знакомство состоялось накануне судебного разбирательства дела и было непродолжительным. (Решение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по гражданским делан от 12 янва­ря 1999 г.)

В отношении усыновления применяется утвержденное Правитель­ством РФ 15 сентября 1995 г. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам. Уч­реждение, производящее усыновление ребенка — иностранного граж­данина, должно в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа го­сударства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государст­ва, согласие ребенка на усыновление.

В случае если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усынов­ление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165).

В соответствии со ст. 166 СК РФ иностранные усыновители сами вправе представить в суд документы, подтверждающие содер­жание соответствующих норм права государства, гражданами кото­рого они являются. Если такие документы заявителем не представ­лены, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве юстиции РФ или в консульском учреждении Рос­сии за рубежом. Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлечения экспертов — специалистов в области иностранного права. При неустановлении, несмотря на предприня-

§ 6. Усыновление

тые меры, иностранного права суд вправе применить при усыновле­нии нормы российского закона, т.е. соответствующие положения СК РФ.

Таким образом, приоритет при усыновлении в соответствии с Кон­венцией ООН о правах ребенка 1989 г. всегда должен оставаться за усыновителем — российским гражданином, проживающим в России. Согласно этой Конвенции, участником которой является и Россия, усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве аль­тернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обес­печить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Усыновление иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в пдрядке, установленном Семейным ко­дексом РФ для российских граждан, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В России установлен следующий порядок передачи детей, являю-.щихся российскими гражданами, на усыновление гражданам РФ, по­стоянно проживающим за пределами России, иностранным гражда­нам или лицам без гражданства. Такое усыновление допускается толь­ко в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих в Рос­сии, либо на усыновление родственникам детей, независимо от их гражданства и местожительства. Усыновление производится судом по месту жительства или нахождения ребенка. Иностранные граждане должны получить предварительное разрешение на усыновление соот­ветствующим органом исполнительной власти (в том числе и заклю­чение компетентного органа своего государства об обоснованности усыновления или о его соответствии интересам усыновляемого ре­бенка).

Для рассмотрения в суде вопроса об усыновлении к заявлению с просьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены: заключе­ние компетентного органа страны гражданства усыновителя об усло­виях его жизни, содержащее биографические данные, сведения о со­ставе семьи, характеристику; документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о со­стоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы им­миграции и натурализации, и другие сведения. Согласно российскому законодательству, в России допускается усыновление иностранными гражданами, проживающими на ее терри­тории, детей, являющихся иностранными гражданами.

При усыновлении должны соблюдаться все нормы российского за­конодательства, определяющего, в отношении каких детей допускают­ся усыновление, порядок усыновления, ведение учета нуждающихся в усыновлении детей и лиц, желающих усыновить ребенка, т.е. обеспе­чивающего интересы усыновляемых детей.

Несоблюдение положений российского законодательства об усы­новлении влечет за собой отказ в разрешении усыновления. Если усы­новление состоялось, то оно подлежит отмене в судебном порядке.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином России и прожива­ющего за ее пределами, произведенное компетентным органом ино­странного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предвари­тельного разрешения на усыновление от органа исполнительной влас­ти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России (п. Зет. 165СКРФ).

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российски­ми гражданами и усыновленными иностранцами, за пределами Рос­сии осуществляется в пределах, допускаемых нормами международ­ного права, консульскими учреждениями РФ, в которых эти дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. В 2000 г. были также утверждены правила постановки на учет консульскими учреж­дениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Рос­сийской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ре­бенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа го­сударства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством такого государства, со­гласие ребенка на усыновление.

В России не допускается посредническая деятельность по усынов­лению детей. В качестве такой деятельности не рассматривается дея­тельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родите­лей. Не рассматривается в качестве такой деятельности и деятель­ность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Все эти органы и

организации не могут преследовать в своей деятельности коммерчес­кие цели.

Для сравнения с правилами pwoiiicKoro законодательства приведем коллизи­онные нормы Закона о международном частном прайс Эстонии 2002 г. Согласно этому Закону, и отличие от принятого в России принципа применения закона граж­данства усыновителя к усыновлению применяется и рано государства местожитель­ства усыновителя. К усыновлению супругами применяется право, применимое к общим правовым последствиям брака, действующее но время усыновления.

Ксли согласно праву государства местожительства ребенка для усыновления требуется согласие ребенка или иного лица, находящегося с ребенком в ссмспио-правовых отношениях, то в отношении усыновления применяется право пх'ударст-на местожительстна ребенка.

1хли к усыновлению применяется право иностранного государства или если усыновление было осуществлено на основании решения суда иностранного госу­дарства, то такое усыновление имеет в Эстонии такое же значение, какое оно имеет согласно праву, па основании которого усыновление было осуществлено.

Статья 165 СК РФ, в отличие от ранее действовавшего законода­тельства, не содержит норм, предоставляющих возможность усынов­ления детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях РФ. Это связано с изменени­ем порядка усыновления детей: согласно ст. 125 СК РФ, усыновление должно производиться судом по правилам, предусмотренным ГПК РФ. Однако до введения судебного порядка усыновления в действие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтому усыновление детей, являющихся российскими гражданами и прожи­вающих за границей, могло быть до введения в действие судебного порядка усыновления осуществлено, и в консульских учреждениях России.

Согласно консульским конвенциям, заключенным нашей страной с некоторыми государствами (например, с Болгарией), консул имеет право оформлять усыновление в соответствии с законодательством представляемого государства и договором о правовой помощи. По другим конвенциям (например, с Австрией) предусмотрено, что кон­сулы имеют право производить усыновление, когда усыновитель и усыновляемый являются гражданами государства, назначившего кон­сула. Действительность такого акта усыновления, совершенного в стране пребывания консула, будет определяться исключительно зако­нами этой страны.

Положения об усыновлении содержатся также в двусторонних до­говорах о правовой помоши. Приведем в качестве примера ст. 30 До­говора с Польшей. В ней говорится следующее:

• по вопросам усыновления применяется законодательство стра­ны, гражданином которой является усыновитель на момент подачи заявления. Если усыновитель является гражданином одной страны, а проживает на территории другой страны, то применяется законода­тельство последней;

• для усыновления применяется также законодательство страны", гражданином которой является усыновляемый, относительно его со­гласия, согласия его законного представителя, разрешения компетент­ного государственного органа, а также ограничений усыновления в связи с переменой местожительства усыновляемого в одном государ­стве на местожительство в другом государстве;

• если ребенок усыновляется супругами, один из которых являет­ся гражданином одной страны, а второй гражданином другой страны, должы быть выполнены требования, предусмотренные законодатель­ством обоих государств. Если, однако, супруги имеют местожительст­во на территории одного государства, применяется законодательство этого государства;

• по делам об усыновлении, изменении, прекращении и призна­нии усыновления недействительным компетентен орган страны, граж­данином которой является усыновляемый на момент подачи заявления. Если усыновляемый является гражданином одной страны, а местожи­тельство имеет на территории другой страны, где имеет местожитель­ство также усыновитель, компетентен и орган этой страны.

Положения об усыновлении, предусмотренные договорами о пра­вовой помощи, заключенными Россией со странами СНГ и государст­вами Балтии, fie всегда идентичны. Так, договор с Эстонией наряду с применением законодательства государства гражданства усыновителя предусматривает, что если усыновители ребенка являются граждана­ми разных государств, то усыновление должно отвечать требованиям законодательства обеих стран.

Согласно договорам о правовом статусе граждан, постоянно про­живающих на территории другой страны, заключенным Россией с Казахстаном (1995), Туркменистаном (1995), исходным является не гражданство усыновителя, а его постоянное место жительства.

Согласно Минской конвенции 1993 г. (ст. 37) и Кишиневской кон­венции 2002 г. (ст. 40), так же как и по российскому законодательству, усыновление или его отмена осуществляются по законодательству страны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходимо, кроме того, получить со­гласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой яв­ляется ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усы-

Koi it рол ы i ые в< >п рос ы

новление, согласие усыновляемого является обязательным условием усыновления.

Если усыновителями являются супруги, имеющие гражданство разных стран — участниц Конвенции, в отношении условий усыновле­ния применяется законодательство и той и другой страны.

Органом, правомочным производить усыновление и его отмену, является компетентный орган страны гражданства усыновителя. Если супруги-усыновители не имеют общего гражданства, вопросы усынов­ления рассматриваются в стране, в которой они имеют или имели пос­леднее совместное место жительства или место пребывания.

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления устанавливает материально-правовые нормы, предусматривающие гарантию того, что усыновление должно осуществляться в интересах ребенка, предусматривает признание усыновлений в договаривающихся государствах, совершенных в соот­ветствии с этой конвенцией.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: