Цель: систематизировать знания по теме занятия.
Основные понятия: понятие научной парадигмы, нормальная наука, экстраординарная наука, парадигмальный кризис, научная революция, понимающая и объяснительная психология, естественнонаучная исследовательская парадигма, гуманитарная исследовательская парадигма, законы психологии, теории психологии, психологические теории и практика.
Задание.
1. Дайте подробный анализ любой из теорий (зарубежных или отечественных) постнеклассической психологии. Сделайте вывод о влияниипостнеклассической физической картины мира на психологию: теория детерминированного хаоса И.Пригожина, И.Стенгерс, принципы дополнительности и неопределенности Гейзенберга, физика микромира Н.Бора.
2. Дайте описание науки как:
- системы знаний
- познавательной деятельности
Социального института. Какая из «ипостасей» науки отражает содержательные характеристики науки, а какая – организационные? Почему вы там считаете?
При выполнении заданий можно опираться на предложенную выше основную и дополнительную учебную литературу, а также на электронные ресурсы:
- http://ibooks.ru/
- http://elibrary.ru/
- http://diss.rsl.ru/
Литература для конспектирования.
Аллахвердов В.М. От «методологического одичания психологов» к светлому теоретическому будущему // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 7. - № 4. – С. 61 – 67.
Литература.
1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 216 с.
2. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. – М.: Проспект, 2012.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 224 с.
5. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 521 с.
Тема 4. Категории психологии.
Цель: систематизировать знания по теме занятия.
Основные понятия: отражение, психика, деятельность, образ, сознание, личность, общение, психосфера, уровни категорий психосферы.
Задание.
- Законспектируйте предложенную литературу.
- Подготовьте подробный анализ одной из категории психологии.
При выполнении задания можно опираться на предложенную выше основную и дополнительную учебную литературу, а также на электронные ресурсы:
- http://ibooks.ru/
- http://elibrary.ru/
- http://diss.rsl.ru/
3. Составить библиографический список по основным категориям психологии.
4. Подготовьте развернутые ответы на вопросы:
· Содержание какой методологической проблемы (или проблем) объясняет сложность определения понятия «личность»? Почему вы так думаете? Дайте содержательную характеристику этой проблеме (или проблемам).
· Одной из наиболее важных методологических проблем в психологии является проблема объективного метода. В чем ее смысл? Как вы думаете: возможно ли становление объективного метода в психологической науке? Почему? Если возможно, то в каком направлении должна вестись работа методологов психологии?
Литература для аннотирования.
Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. – М.: Издательтсво ЛКИ, 2008. – 232 с.
Литература.
1. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии.// Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С.9-25.
2. Мазилов В.А. Становление метода психологии: страницы истории (метод интроспекции) // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 61-86.
3. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. М. - Воронеж, 2005. – 336 с.
4. Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Методологические проблемы современной психологии / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2004.
5. Олешкович В.И. Некоторые подходы к методологии психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 20-37.
6. Соколова Е.Е. Психологи на распутье: какая методология нужна современной психологии // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С. 25-43.
7. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. Ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 528 с.
8. Швырев В.С. Методологичексое содержание объяснения // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. С. 12-16.