С одной стороны — случайно, поводом стала купленная закомпанию с другими картами колола «Миби» (карты в ней состоят из двух частей — отдельно торсы и головы, которые можно комбинировать, создавая любые образы). Я рассматривала картинки, и в голову приходили разные идеи о том, как можно использовать эту колоду.По сути, я просто играла сама. Колода вызывала разные чувства и что-то напоминала. Воспоминании долго оформлялись в законченный образ. Когда-то давно (лет 7-9 назад) мы с моей подругой и художником Юлией изготовили игру (по подобию самоделки), которая у меня была в детстве. История этой самоделки отдельная.
Мне лет 7-8.Я отправлена к бабушке в Козельск, где жизнь течёт медленно и неинтересно. Развлечений мало, детей во дворе нет совсем. И я была счастлива, когда к соседке приехала внучка из Ташкента. Девочка была старше меня на несколько лет и тоже маялась от скуки, так мы и сошлись — два одиночества. Она потрясающе рисовала, а я придумывала, генерировала идеи. Так появилась игра, нарисованная простым карандашом. Это были головы животных, туловища и хвосты. Каждая голова подходила к каждому туловищу, которое в свою очередь совмещалось с любым хвостом. В моих детских воспоминаниях это были потрясающей красоты картинки. Из них мы собирали разных диковинных зверей, которые дружили, враждовали, охотились друг на друга. Я не помню, как зовут эту девочку, хотя мы с ней ещё долго переписывались. Эти карточки потерялись впоезде, когда мы ехали домой, и я их горько оплакивала. Так и не решилась написать автору о потере...
Идея всплыла, когда я впервые, много лет спустя, проводила проективную методику «Несуществующее животное». А потом знакомая художница Юля нарисовала карточки «Зверята», и я много лет пользовалась ими, играя с разными детьми.
Сейчас понимаю, что интуитивно делала что-то очень похожее на работу с метафорическими картами. Мы с детьми выбирали в закрытую карточки, составляли изображения животных, придумывали им истории про жилище, еду, повадки. Я помню, как мы сочинили историю про волшебника, который превращал людей в животных, и в открытую выбирали те части, которые бы представляли нас, соединяя их в единый образ, а затем объясняли свой выбор. Помню, как интересно мне было слушать детские рассказы, и с каким энтузиазмом фантазировали дети. Помню своё ощущение, что всё делаю правильно, потому что даже самые тихие и зажатые детки начинали спокойно говорить о себе.
А потом я забросила «Зверят». И вот, перебирая карты из колоды «Миби», я вспомнила о них. В этот раз набор нашёлся быстро. Мой 8-летний племянник, приходя ко мне в гости, обычно требует поиграть с ним. У нас с ним одна общая любовь — настольные игры. «Зверята» понравились и ему. Причём именно закрытый вариант. На мои провокационные реплики о том, что «каждое животное похоже на своего хозяина», он реагировал живо, быстро находя схожесть между собой и созданным им образом. На вопрос, в кого он хотел бы поиграть, был дан однозначный ответ — в роботов.
Роботы в разных модификациях — одна из самых популярных игрушек современного ребенка, подростка. Роботов покупают, роботов придумывают, их рисуют, мастерят. По сути, робот — это фантазия на тему человека, его возможностей и отношений, это составляющая мира фантастики, которая популярна среди детей и подростков.
Именно этим обоснован выбор «главного персонажа» комплекта, и этим же объясняется интерес детей разного возраста к работе с материалами.
Удивительный сплав моих воспоминаний, моего детства идетства вообще.
Надо сказать, что эту идею я долго вынашивала, никому про неё не рассказывала. Замысел оформлялся постепенно — сначала был создан черно-белый вариант. Я решила, что это просто «арт-материал», исключительно для своего пользования. Замахнуться на собственную колоду я не решалась.
И снова стечение событий — я начала обучаться НЛП. У нас была хорошая взрослая учебная группа и преподаватель, который добирался к нам издалека. Пока мы его ждали, мы играли в метафорические карты. Однажды он застал нас за этим занятием. И я показала ему эскизы своих роботов. Он был первым, кто сказал, что это «стоит того, чтобы дальше думать». Он же торопил, подавал идеи и поддерживал меня, а часто провоцировал на ускорение темпа. Как важно, когда всё сходится в одной точке — нужная книга, воспоминания, люди.
Я начала работать с чёрно-белым вариантом. Ловила себя на мысли, что предложение поиграть в «Роботов» «укорачивает» дистанцию между мной и детьми, вызывает живой интерес, энтузиазм.
Но, по сути, работа сводилась к оформлению образов: склеивание, раскрашивание, создание антуража. Это трудоемкий процесс, который занимает много времени. С другой стороны, эта работа делала встречи со мной как со специалистом ожидаемыми, желанными. Как сказала одна из мам, приводящих ко мне на занятия своего сына-первоклассника, «он просто приходит к вам поиграть в роботов и не замечает, что происходит что-то ещё». Что и требовалось доказать — именно этого мне и хотелось. Ощущение «одного языка» для разговора с ребенком.
Меня не покидало чувство, что в «Роботах» чего-то не хватает. Не получался экспресс-вариант, так необходимый в работе любого психолога. Тогда пришла идея — совместить в одном наборе готовые «уже раскрашенные» карточки и оставить место, пространство для творчества в виде раскрасок, которые могли бы в полной мере дублировать любую раскрашенную часть. В результате получился этот набор.
Мне кажется, что именно это сочетание дает огромное поле для творчества специалистов.