«Перерисовка» — форма работы с чёрно-белым вариантом карт, которая даёт возможность самостоятельно выбрать цвета и дополнить изображения собственными деталями и объектами Перерисовка расширяет творческий потенциал карт, позволяет сделать его «своим», осмыслить значения цвета, тех или иных деталей, своих телесных ощущений.
«Перерисовка» может использоваться в ситуациях:
· неудовлетворенности имеющимся выбором;
· наличия потребности в большем самовыражении;
· возникновения сложностей в осознании себя, своего «Я»;
· необходимости осознания телесных изменений.
Случай 2
Детско-родительская группа, целью которой является психологическое развитие детей, существует уже два года. В ней когда-то объединились семьи, воспитывавшие детей-дошкольников. Сейчас они уже заканчивают первый класс. Родители подружились ещё на этапе подготовки детей к школе. При этом дети конфликтуют друг с другом и с ровесниками в целом. Причин для этого много. Все дети «домашние», не ходили в детский сад, семьи благополучные, с детьми много и целенаправленно занимались взрослые. Опыт общения с ровесниками у большинства невелик. Обычно дети находились под бдительным контролем взрослых. Школьная ситуация обострила отношения между детьми в группе. Ссоры и конфликты в группе — живая иллюстрация отношений в классах, того привычного поведения, которое демонстрируют участники. Поэтому целью нашей работы являлось развитие коммуникативных навыков участников, умение принимать компромиссные решения, прислушиваясь к мнению других людей.
Ребятам было предложено всем вместе поиграть в роботов. Это вызвало энтузиазм. Участники объединились в пары: получилось три пары — мальчики, девочки и двоюродный брат с двоюродной сестрой. Парам была дана инструкция создать одного общего робота так, чтобы он устраивал обоих людей в паре. Участники вели себя по-разному. Пара, в которой совместно должны были работать двоюродные брат и сестра, создала робота за считанные минуты (рис. 2.1). При этом все детали быстро выбрал брат, вообще не обращая внимания на сестру, которая молча перебирала головы, рассматривая женские варианты изображений. На вопрос о том, нравится ли мальчику получившийся робот, он ответил утвердительно, назвав его «крутым, сильным, классным». Сестра же сказала, что робот ей не нравится, он «страшныйи некрасивый». Я напомнила детям, какая перед ними стоит задача. Брат раздражённо обратился к сестре: «Что тебе не нравится?». Сестра предложила поменять роботу голову, однако новое изображение не устроило мальчика. Пришлось потратить много времени на то, чтобы помочь детям договориться. В результате брат с сестрой пришли к единому мнению— компромиссным решением стала мужская голова (чёрно - белоеизображение), которую они вместе раскрасили фломастерами в более мягкие тона (рис. 2.2).
В паре, где объединились мальчики, началось соревнование «у кого робот получится круче», в результате возникло два изображения (рис. 2.3). Вновь пришлось напоминать, что пара должна создать лишь одного робота. При этом каждый стал приводить доводы в пользу своего варианта. Я предложила каждому выбрать ту часть своего робота, которая ему больше всего нравится. Так появились голова и торс. Ноги участникам было предложено выбрать вместе, тем не менее, каждый мальчик всё равно действовал обособленно. В результатепоявилисьдве пары ног (рис. 2.4 ). Страсти накалялись,риск открытого конфликта возрастал. Я предложила следующее решение: выбрать вслепую чёрно-белое изображение и совместно его раскрасить. На этом этапе мальчики сумели договориться о том, что каждый из них будет раскрашивать одну ногу так, как захочет (рис. 2.5.).
В паредевочек тоже возниклисложности, которые касались торса и головы робота. Спор разгорелся из-за того, что одна решила, что робот «должна быть большая и взрослая», вторая говорила, что «это тогда не робот, а женщина». Девочкам были предложены чёрно-белые варианты их выборов, которые можно объединить путём аппликации. Девочки начали совместно работать, но получившийся результат их не устроил (рис. 2.6). Обе пришли к решению, что надо поискать среди готовых вариантов что-то ещё, что понравилось бы обеим. При выборе ног сложностей во взаимодействии не возникло (рис. 2.7).
Надо отметить, что в дальнейшем в группе продолжалась работа с роботами, которых участники заселяли в совместно нарисованные в парах дома, на совместно созданную всей группой планету. Эта работа уже проходила в мирной обстановке, участники прислушивались к мнению друг друга.