Конкретная цель: практически использовать теоретические знания о развитии личности в социогенезе и персоногенезе, с цель воспитания инициативы в их применении и развитии необходимых профессиональных компетенций.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные теории социогенеза и персоногенеза личности с этическими и методическими основами их практической реализации.
«Уметь» - прогнозировать изменения самооценки, я-концепции личности, оценивать их динамику при психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида.
«Владеть» - процедурами организации и проведения современных научно-практических работ в исследованиях социогенеза и персоногенеза личности.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Деятельность – 1) внешняя или внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью; 2) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека (из курса дисциплины общая психология).
|
|
Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий и отношений, направленный на познание окружающей действительности (из курса дисциплины общая психология).
Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения (из курса дисциплины общая психология).
Личности черта – предрасположенность человека вести себя сходным образом в разное время и в разных ситуациях (из курса дисциплины общая психология).
Конформность – соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения (из курса дисциплины общая психология).
Общение – взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (из курса дисциплины общая психология).
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
Охарактеризуйте культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.
Осветите ролевые теории личности.
Осветите концепцию А.В. Петровского.
В чем, по Вашему мнению, заключается смысл тренинговых упражнений в консультативной деятельности практического психолога.
Охарактеризуйте аспекты, включающие в себя самосознание как процесс?
Осветитеиз каких отдельных образов состоит образ Я
Осветите, чем определяется самооценка.
|
|
Охарактеризуйте, в чем вы видите недостатки эволюционно-генетического подхода к проблеме жизненного пути личности.
Осветите теории воли.
Охарактеризуйте волю как способность преодолевать препятствия.
Осветите волевую регуляцию личности.
Охарактеризуйте самосознание как процесс и результат.
Охарактеризуйте эмоции: функции, виды эмоций.
Охарактеризуйте психологические защиты и совладающее поведение.
Осветите основные признаки человека как субъекта жизни.
Осветите различие между инициативной и ответственностью.
Осветите черты функционально-генетического подхода к проблеме времени личности.
Охарактеризуйте измерения психологического возраста в событийном подходе.
Определите основные различия между имплицитной и эксплицитной концепциями к проблеме времени.
Задания для СРС во внеучебное время:
Написать психологическую интерпретацию по методике оценки уверенности в себе.
Подготовить доклады по темам: «Имплицитные концепции личности», «Самоутверждение подростка», «Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности», «Социальные представления в работах С. Московичи», «Проблема социальных представлений в отечественной психологии», «Агрессия как социальное научение», «Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте», «Половая идентичность в период юности», «Проблемы половой идентификации подростка», «Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера», «Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера», «Воля и саморегуляция», «Характер и волевые качества личности», «Основные подходы к проблеме воли в психологии», «История изменения взглядов на волю», «Проблема социализации и ее решение в теориях научения», «Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах».
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Цель – выявление компетентности при определении социальных типов характера по Э.Фромму.
Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера:
Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
Рыночная ориентация (обменивающая) – …………….
Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.
|
|
Цель – выявление понимания основных понятий развития личности в социогенезе.
Вам необходимо дать определение следующим понятиям:
Социализация — ……………
Социогенезе — ……………
Роль (франц. гоIе — список) — ……………
Статус (лат. status — положение) — ……………
Цель – выявление компетентности при описании функций Я-концепции личности.
Я-концепция представляет собой сложную систему, основными модальностями которой являются Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное, а компонентами - образ Я, самооценка и самоутверждение. Я-концепция выполняет определенные функции:
обеспечивает внутреннюю согласованность (конгруэнтность по Роджерсу) личности.
осуществляет интерпретацию опыта по типу атрибутивной проекции, уподобляя социум своему внутреннему миру.
……………
Цель – выявление знаний об основных стадиях волевого акта.
Продолжите перечень стадий:
С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.
2. …………….
3. Решение. Процесс принятия решения может протекать различно. В первом случае, когда нет «борьбы мотивов», оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Л.С. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию». Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. В третьем случае (мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов. Акт принятия решения характеризуется своеобразным субъективным переживанием. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. «Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».
|
|
4. …………….