Конкретная цель: практически использовать теоретические знания о направленности в структуре личности, с цель воспитания инициативы в их применении и развитии необходимых профессиональных компетенций.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - обучающиеся способны воспроизвести учебный материал с требуемой степенью точности: сформулировать и записать основные теории направленности как ведущего компонента структуры личности, ее проявления с этическими и методическими основами практической реализации. Правовые и этические принципы работы клинического психолога.
«Уметь» - самостоятельно прогнозировать изменения направленности, мотивационно-потребностной сферы, оценивать их динамику при психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида.Использовать методы психологического консультирования при работе с мотивационно-потребностной сферой личности у групп и представителей различных субкультур.
«Владеть» - стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами. Методами исследования мотивационно-потребностной сферы.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса: 1. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. 2. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. 3. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта (из курса дисциплины общая психология).
Индивидуальность – системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации (из курса дисциплины общая психология).
Личности черта – предрасположенность человека вести себя сходным образом в разное время и в разных ситуациях (из курса дисциплины общая психология).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
1. Охарактеризуйте направленность как ведущий компонент структуры личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
2. Охарактеризуйте потребности личности (понятие потребности; этапы формирования, функции потребностей, классификация и виды потребностей).
3. Охарактеризуйте мотивы личности (понятие мотива; структура, характеристики и функции мотива; классификация мотивов; мотивационные образования и понятия дедукция и индукция.
4. Охарактеризуйте проявление направленности в интересах человека.
5. Охарактеризуйте деятельность как элемент анализа строения личности (А.Н. Леонтьев).
Задания для СРС во внеучебное время:
Составить сравнительную таблицу наиболее удачных способов мотивации личности.
Дополнительное задание для творческой личности, повышенной сложности.
На основании известных Вам способов мотивации личности подготовьте эссе по теме: «Способы работы консультирующего психолога, преподавателя-психолога, с низким уровнем мотивации личности».
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Цель – выявлениепонимания основных функций мотивовличности.
Вам необходимо выбрать и дать определение основным функциям мотивов:
Побуждающая
Направляющая
Регулирующая
Стимулирующая
Управляющая
Организующая
Структурирующая
Смыслообразующая
Контролирующая
Защитная