Ориентировочная основа действия по проведению практического занятия

Вводная часть занятия

На этапе 1. Преподаватель мобилизует внимание студентов

На этапе 2. Преподаватель определение тему, цели, задачи занятия, мотивирует студентов (описание дано в пунктах 2 и 3 методических рекомендаций)

Основная часть занятия состоит из нескольких частей.

На этапе 3. Преподаватель спрашивает, что студенты знали до сегодняшнего дня, до подготовки к занятию, что они знали о педагогике как науке, о педагогическом процессе и методике педагогических исследований.

На этапе 4. Преподаватель организовывает работу

В две части:

1 часть – работа в 5 группах для рассмотрения вопросов, вынесенных на самостоятельную работу при подготовке к практическому занятию.

Тема 1 Структура педагогического знания.

Тема 2. Педагогика в системе научного знания.

Тема 3. Основные категории педагогики («педагогический квадрат»)

Тема 4. Педагогический процесс (определение и свойства)

Работа организуется так, чтобы студенты побывали и в роли наблюдателя за процессом предъявления информации и эксперта. Выступает первая группа – наблюдатели и эксперты третья группа. Выступает вторая группа - наблюдатели и эксперты первая группа. Выступает третья группа - наблюдатели и эксперты вторая группа и т.п.

2 часть – работа в 3 группах

Тема: Методы научного исследования в педагогике

Все студенты делятся на 3 группы, и каждая группа получает для анализа автореферат конкретного педагогического исследования. Каждой группе выдаётся инструкция с указанием, что они должны проанализировать и как доложить результаты.

В инструкции указано: Назвать тему конкретного педагогического научного исследования, в двух предложениях сформулировать актуальность, указать объект и предмет исследования, цель и задачи, методологическую основу (основные теории и авторов этих теорий, основные положения, на которых базируется исследование) далее указать методы исследования; прокомментировать их (общенаучные и специальные; количественные и качественные), сделать вывод о результативности исследования.

На этапе 5. Преподаватель даёт ориентировочную основу действий, он объясняет, что каждая группа должна устно в течение 5 минут представить в виде схем основную информацию. После каждого выступления должны следовать вопросы со стороны студентов о степени понятности материала и комментарий преподавателя.

На этапе 6. Преподаватель руководит ходом занятия, вносит коррективы, если это необходимо. Активизирует работу слушающих, задаёт им вопросы по изложенному материалу для выяснения того, насколько материал понят. Преподаватель комментирует работу группы.

Вся работа 2 этапа занимает 30 минут (15 минут на подготовку и по 5 минут на выступление каждой группы).

На этапе 7. Контролю подлежат определения основных категорий и понятий педагогики:

образование, воспитание, развитие, обучение, педагогическая действительность, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая диагностика, педагогическая деятельность, педагогическая технология, педагогическое взаимодействие, также свойства педагогического процесса, виды педагогической деятельности, методы педагогического исследования.

На этапе 8. Преподаватель даёт оценку каждой группе и отдельным студентам.

Заключительная часть

На этапе 9. Преподаватель комментирует полученные результаты с точки зрения соответствия формируемым педагогическим умениям – аналитическим, коммуникативным, организационным, фиксирует оценки каждого студента, указывает на неточности и ошибки. Проводит устный опрос на выявление понимания и усвоения знаний

На этапе 10.

Преподаватель даёт домашнее задание для подготовки к занятию № 4 «Воспитание личности».

1. Задание для всех:

- Проработать текст лекции на тему «Воспитание и развитие личности»

- Прочитать текст учебника Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. - М.: ВЛАДОС, 2008. // ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ Глава о воспитании.

Обратить внимание на вопросы, соответствующие:

- темам сообщений, материалу о теории коллектива А.С. Макаренко,

- классификации современных технологий воспитания (основание классификации – степень свободы личности – от принудительного воспитания до бесконтрольной самореализации)

- авторской модификаций технологии свободного воспитания - системе В.А. Караковского или системе М.П. Щетинина

Задание для подгрупп

Все разбиваются на 5 подгрупп

1) Трём подгруппам подготовить на 10 минут сообщения на темы:

· Виды и задачи воспитания

· Принципы воспитания и правила их реализации.

· Методы воспитания

2) Двум подгруппам подготовиться к дискуссии на тему: «Сочетаются ли воспитание в коллективе и свобода личности?»

Дополнительно прочитать А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».- М.: Правда, 1971 г. - Ч.1. Гл. 25. Командирская педагогика. Гл.28. Начало фанфарного марша. (В качестве пожелания: посмотреть художественный фильм «Педагогическая поэма»).

Более тщательно изучить классификации современных технологий воспитания (основание классификации – степень свободы личности – от принудительного воспитания до бесконтрольной самореализации) и авторские модификации технологии свободного воспитания - систему В.А. Караковского и систему М.П. Щетинина

При подготовке ответьте на вопросы:

· Возможна ли полная свобода личности от коллектива?

· Какие бывают взаимоотношения у личности с коллективом?

· Как влияет коллектив на личность?

· Что лучше – принудительное воспитание или бесконтрольная самореализация?

· Имеет ли право коллектив защищать себя от личности?

· Какие плюсы и минусы вы видите в командирской педагогике А.С. Макаренко? Приведите конкретные примеры.

· Удалось ли В.А Караковскому совместить коллективное воспитание и личностную самореализацию?

· Какие позитивные мысли вам приходят в голову при анализе системы М.П. Щетинина? Что вам кажется неверным?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: