История развития понятия «метафора». Функции метафоры. Виды метафоры. Метафорические модели

МЕТАФОРА

Копьева Е.М.

(в редакции Бебчук М.А.)

 

История развития понятия «метафора». Функции метафоры. Виды метафоры. Метафорические модели.

Что такое метафора? В словаре мы найдем следующее определение:

Мета́фора (от др. греч.μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.

Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

 

Для понимания теории метафоры следует обратиться к таким областям науки как лингвистика, философия, филология. В психологии понятие «метафора», как правило, вводится авторами без теоретических пояснений самого феномена и механизма его создания.

Традиционен идущий еще от Аристотеля взгляд на метафору как на "сокращенное сравнение" или один из способов "украшения" речи.

Существуют и другое представление о метафоре (Н. Хомский, Л. Н. Мурзин и др.) как о, своего рода, взаимодействии двух глубинных (базисных) структур.

Так же существует взгляд на метафору как «основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира». Это следует из утверждения о том, что «человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, создает при помощи метафор тот мир, в котором он живет.» [1].

Анализ метафорических образов - это «способ изучения ментальных процессов и постижения индивидуального, группового и национального самосознания.» [1].

 

Современная когнитивная лингвистика подчеркивает, что метафора является формой мышления, в отличие от тропа, призванного украсить речь и сделать образ более понятным.

Троп (от греч. trоpos — поворот, оборот речи), употребление слова или выражения в переносном, образном смысле; в более узком значении — словопреобразование, посредством которого достигается эстетический эффект выразительности в речи.

 

Метафора трактуется как перенос когнитивной структуры, прототипически связанной с некоторым языковым выражением, (например, «тише едешь - дальше будешь») из той содержательной области, к которой она исконно принадлежит, в другую область (например, в область отношений).

Когнитивная структура - это внутренняя психологическая система представления, извлечения и анализа текущей информации.

 

В настоящее время наибольшее распространение получила когнитивная «Теория концептуальной метафоры» [2].

Основные моменты «Теории концептуальной метафоры»:

· метафора - когнитивная операция над понятиями;

· метафора – средство позволяющее осмыслить ту или иную область действительности в терминах понятийных структур, изначально сложившихся на базе опыта, полученного в других областях;

· «переносу» подвергается целостная концептуальная структура (схема, фрейм, модель, сценарий). [3].

 

Различают три типа метафорических моделей:

1. ориентационные метафоры (они опираются на пространственные оппозиции типа верх-вниз, центр-периферия, больше-меньше и т.п.),

2. онтологические метафоры (например, представление человеческой души как некого вместилища чувств, представление неодушевленных предметов как живых существ),

3. структурные метафоры, которые дают возможность использовать одну понятийную сферу для описания другой. Например, течение спора нередко описывается как боевые действия, жизнь человека как путешествие.

 

Итак, посредством метафоры происходит перенесение содержания одной области понятий на другую область понятий, что приводит к «расширению сфер влияния» содержания понятий области-источника и распространению их на область цели. «Происходит проекция одной концептуальной области на другую, своего рода экспансия концептов области-источника, в результате которой происходит захват и освоение ими новой области — области цели.» [3].

Именно последнее обстоятельство обеспечивает главные функции метафоры:

· эвристическую (конструктивную) функцию, т.е. осмысления новых реалий,

· деконструктивную функцию, т.е. разрушения сложившихся стереотипов сознания.

[3].

Кроме того, следует помнить, что в коммуникативной деятельности метафора - важное средство воздействия на интеллект, чувства и волю адресата.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: