Тема 1. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема.
План:
1. Основные этапы становления и развития домашнего воспитания в России.
2. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России.
3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения в семьях различных сословий (дворянство, купечество, мещанство, интеллигенция).
4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками и их воспитанниками (по материалам художественной и мемуарной литературы).
5. Представить конспект научно-педагогической работы П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение»
Методические рекомендации.
На основе изучения культурологической и исторической литературы необходимо выявить основные традиции домашнего воспитания в России, связанные с особенностями развития отечественной культуры и образования. Анализ рекомендуемой литературы позволяет определить основные группы населения, которые использовались в качестве домашних учителей и наставников.
|
|
Используя материалы исторических мемуаров и художественной литературы, следует выявить сложившиеся традиции воспитания детей в домашних условиях в семьях дворян, мещан, интеллигенции, обусловленные общими и сословными воспитательно-образовательными идеалами, и культурными стереотипами.
Анализ отдельных эпизодов художественных произведений отечественных авторов позволит охарактеризовать основные «типажи» педагогов-наставников и стиль их взаимодействия со своими участниками.
К контрольной можно приложить отрывки из культурологической, исторической
Мемуарной и художественной литературы, иллюстрированный материал и собственный проект программы подготовки гувернеров к работе в домашних условиях в соответствии с современными требованиями.
Рекомендуемая литература:
1. Барышкин П.А. Москва купеческая.- М., 1991.
2. Ганичева А. Каким быть домашнему воспитателю-гувернеру? //Дошкольное воспитание.-1995.-№ 9.
3. Герцен А.И. Былое и думы // Собр.соч.-М., 1988.-Тю1-4.
4. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти.-М., 1869.
5. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях.-М., 1977.
6. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России.- М., 1944.
7. Мудрость воспитания.-М., 1989.
8. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
9. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. 1 половина ХIХ в. – М., 1975.
10. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры 1 половины ХIХ в. – Л., 1989.
11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт — М.: Просвещение 1992. 200с.