Одним из путей достижения установленных нормативов качества в приземном слое воздушной среды в районах расположения промышленных предприятий является выброс вредных примесей через высокие трубы с целью создания условий их эффективного рассеивания.
С увеличением высоты и скорости выброса эффективность рассеивания увеличивается, а концентрация примесей в приземном слое уменьшается. Поэтому трубы строят как можно выше (для ТЭС — 180-250 м и выше). Для повышения скорости истечения газов из устья трубы применяют факельный способ выброса, который предусматривает наличие на конце трубы конфузора с направляющей насадкой для увеличения дальнобойности выходящей струи.
►Выбросы рекомендуется делать на эффективную высоту (Нэ), которую можно найти по формуле:
Нэ = Н тр + ∆ H, где
Н тр - высота трубы от поверхности земли,
∆ H - высота подъема струи загрязненного воздуха над устьем трубы или факельной насадки.
Величину ∆ H находят из выражения:
∆ H = 1,24 wo ∆ TD2/(U3 Тв), где
|
|
wo - начальная скорость газовоздушной смеси в устьев трубы, м/с
∆ Т - разница в температуре газов и атмосферного воздуха, °С
D - диаметр устья трубы, м
U - скорость ветра, м/с,
Тв - температура атмосферного воздуха, °С/
Если выбросы холодные ( ∆ Т = Тг - Тв =0, где Тг - температура газов, °С), то величину ∆ Н определяют по выражению:
∆ Н = 4,77 * w / (1 + 0,43 U/w), где
v - количество газовоздушной смеси, выбрасываемой в атмосферу, м3/с.
►С целью обеспечения чистоты воздуха жилых районов, выброс основных количеств вредных веществ предприятиями, расположенными на расстоянии от источников выброса до жилых домов не более 5 Нзд (Нзд - средняя высота зданий и сооружений предприятия), рекомендуется осуществлять на высоту не менее 2,5 Нзд.
Вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу из труб, переносятся и рассеиваются в ней по-разному в зависимости от метеорологических условий: они могут осаждаться на поверхности земли, растительности, воды, вымываться из атмосферы дождями или улетучиваться в космическое пространство.
На процесс рассеивания выбросов влияют следующие факторы:
- состояние атмосферы;
- рельеф местности и характер расположения на ней предприятий;
- высота, размеры производственных зданий, их взаимное расположение;
- высота трубы;
- скорость газа в трубе, его температура и плотность;
- агрегатное состояние загрязняющих веществ и др.
Горизонтальное перемещение примесей определяется в основном скоростью ветра, а вертикальное - распределением температуры воздуха в вертикальном направлении вблизи трубы.
К метеорологическим факторам относят: скорость ветра, температурную стратификацию, влажность воздуха, атмосферное давление. Наибольшее значение имеют данные об изменении метеоусловий в приземном слое воздуха до высоты 50-250 м над поверхностью земли.
|
|
Установлено, что наибольшие загрязнения воздуха наблюдаются только при слабых ветрах (в пределах 0-1 м/с) от низких источников. При выбросах из высоких источников максимальные концентрации загрязнения наблюдаются при опасных скоростях движения ветра в пределах 1-7 м/с в зависимости от скорости выхода газовоздушной смеси из устья источника.
Рельеф местности, даже при наличии сравнительно невысоких возвышенностей, существенно изменяет микроклимат в отдельных районах, а также характер рассеивания вредных веществ. Исследования загрязнения атмосферного воздуха оксидами азота показали, что на пересеченной местности распространение вредных примесей носит неравномерный характер: в пониженных местах образуются застойные, плохо проветриваемые зоны с высокой концентрацией.
Динамика распределения концентраций вредных веществ на различных расстояниях от источника выброса позволяет говорить о наличии зон неодинакового загрязнения атмосферы:
► Зона переброса факела - расстояние между источником высокого выброса и началом приземления дымового облака за счет переноса воздушными массами и постепенного расширения факела. Данное расстояние характеризуется относительно невысоким содержанием вредных веществ в атмосфере. Непосредственно у источника организованного выброса теоретическое значение концентраций токсических веществ в приземном слое должно быть минимальным, однако по материалам натурных наблюдений в ближайшей зоне промышленных предприятий (в том числе и теплоэлектростанций) постоянно обнаруживается наличие загрязнителей в атмосфере, поступающих за счет неорганизованных источников (зона неорганизованного загрязнения). Протяженность ее определяется условиями поступления вредных веществ в атмосферу; именно она обусловливает необходимость создания санитарно-защитной зоны (для обеспечения установленных ПДК).
► Зона задымления - это расстояние, на котором возможно обнаружение максимального для данного источника выброса содержания вредных веществ в приземном слое атмосферы, создаваемого по направлению ветра значительно рассеянным и приблизившимся к поверхности земли дымовым факелом. По данным натурного изучения динамики загрязнения атмосферного воздуха в районе организованного источника выброса, зона задымления в зависимости от метеорологических условий определяется расстоянием, равным 10-40 высотам трубы (Н тр).
►Зона снижения загрязнения - характеризуется постепенным снижением концентраций загрязняющих веществ по мере удаления от источника загрязнения (рис.1).
Рис. 1. Схема рассеивания и распределения концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы под факелом высокого и мощного источника выброса (ТЭС):
1 - максимальная концентрация вредных веществ; 2 - расчетные концентрации вредных веществ в соответствии с ОНД-86.
Задание:
► Рассчитать наиболее эффективную высоту рассеивания выбросов (Нэ) источником загрязнения в практически безветренную погоду, если температура воздуха +25 °С. Промышленный источник загрязнения имеет следующие технические характеристики:
- высота трубы - 120 м,
- диаметр устья трубы -10м,
- скорость выброса газовоздушной смеси - 15 м/с,
- температура выбрасываемых газов - +30°С.
Средняя высота всех зданий и сооружений промышленного объекта 90 м.
Будет ли соответствовать рассчитанная Нэ требованиям, предъявляемым для населенного пункта, если сам источник выбросов удален от него на расстоянии 1 км?
|
|
►В каком радиусе от источника загрязнения будет отмечаться наибольшая концентрация вредных веществ, если из трубы высотой 100 м осуществляются выбросы газовоздушной смеси со скоростью 20 м/с?
Контрольные вопросы
1. Критерии качества атмосферного воздуха, нормирование выбросов.
2. Рассеивание выбросов вредных веществ в атмосфере, зоны рассеивания.
ЗАНЯТИЕ 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АНТРОПОГЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, ПОПАДАЮЩИХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА.
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Согласно оценкам специалистов загрязнение воздуха городов на 30-70 % (в зависимости от времени года) обусловлено использованием транспортных средств.
К основным загрязняющим веществам, поступающим в атмосферный воздух при работе двигателей внутреннего сгорания и дизельных двигателей, относятся оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота, оксиды серы. Помимо этого, первая группа двигателей поставляет в окружающую среду ионы свинца, а вторая – сажу с адсорбированными на её поверхности разнообразными загрязнителями, в том числе и крайне опасными для здоровья человека.
Наибольшее количество токсинов выбрасывается при частых остановках автомобиля и движении с малой скоростью поэтому наиболее неблагополучными с экологической точки зрения являются: участки высокой интенсивности движения, на которых велика вероятность образования «пробок», перекрёстки, остановки общественного транспорта.
Помимо всего выше перечисленного, транспорт является источником шумового и вибрационного загрязнения окружающей среды, что также в значительной степени нарушает нормальное функционирование биологических систем разного уровня.
Задание. Выберите участок автотрассы длиной 0,5-1 км, имеющий хороший обзор. Определите число единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, 1 часа. Ведите учёт транспортных средств по следующим категориям: легковой, грузовой бензиновый, грузовой дизельный, автобусы.
|
|
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчётным методом. Исходными данными для расчёта количества выбросов являются:
-число единиц автотранспорта, проезжающего по выделенному участку автотрассы в единицу времени;
-нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице 1).
Таблица 1. Нормы расхода топлива
Тип автотранспорта | Средние нормы расхода топлива (л на 100 км) | Удельный расход топлива Yi (л на 1 км) |
Легковые автомобили | 11-13 | 0,11-0,13 |
Бензиновые грузовые автомобили | 29-33 | 0,29-0,33 |
Дизельные грузовые автомобили | 31-34 | 0,31-0,34 |
Автобусы | 41-44 | 0,41-0,44 |
Значения эмпирического коэффициента (К), определяющего выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Коэффициенты выброса вредных веществ от автотранспорта
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Дизельное топливо | 0,1 | 0,03 | 0,04 |
Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу (л/км).
Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км), по формуле:
где i – обозначение типа автотранспорта;
L- длина участка, км;
Ni-число автомобилей каждого типа за 1 час.
Рассчитайте количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин по формуле:
где Li– общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час;
Yi – удельный расход топлива определённый типом автомобиля, л/км.
Определите Общее количество сожжённого топлива каждого вида (∑Q) и занесите результаты в таблицу 3:
Таблица 3. Расход топлива автотранспортом исследуемой территории
Тип автомобиля | Qj | ||
Легковые автомобили | Nj | бензин | дизельное топливо |
Бензиновые грузовые автомобили | |||
Дизельные грузовые автомобили | |||
Автобусы | |||
Всего | |||
∑Q |
Рассчитайте объём выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего, занесите результат в таблицу 4:
Таблица 4- Объём выбросов от автотранспорта исследуемой территории
Вид топлива | Количество вредных веществ, л | |||
∑Q, л | Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | ||||
Дизельное топливо | ||||
Всего | (V), л |
Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ (m, r) по формуле:
где V- объём выбросов;
M- молекулярная масса вещества.
Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении по данной улице Mi рассчитывается по формуле:
где mi – приведенный пробеговый выброс г/км, который определятся с учётом технического состояния автомобиля и изменения выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населённых пунктов (таблица 5).
- суммарный суточный пробег автомобилей по данной улице, км. Он рассчитывается по следующей формуле:
где Nx-число автомобилей, прошедших по данной улице за время измерения;
L-длина улицы, км
Таблица 5. Пробеговый выброс для различных видов автотранспорта
Тип транспорта | Загрязняющее вещество | |||||
Оксид углерода | Диоксид азота | Углеводороды | Диоксид серы | Свинец | Сажа | |
Легковые | 19,8 | 1,4 | 3,5 | 0,1 | 0,03 | - |
Грузовые бензиновые | 63,7 | 2,7 | 6,4 | 0,3 | 0,04 | - |
Грузовые дизельные | 2,9 | 6,2 | 1,6 | 1,5 | - | 0,4 |
Автобусы дизельные | 5,3 | 10,9 | 1,7 | 1,5 | - | 0,7 |
Контрольные вопросы:
3. Критерии качества атмосферного воздуха, нормирование выбросов.
4. Рассеивание выбросов вредных веществ в атмосфере, зоны рассеивания.
ЗАНЯТИЕ 16. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ. ВОЗДЕЙСТВИЕ СБРОСОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД