Вопросы к экзамену зимней экзаменационной сессии
«История русской музыки»
II курс ОМ
1. Древнерусская музыкальная культура XI-XVI вв. Основные направления, периодизация.
2. Древнейший период развития древнерусской церковной музыкальной культуры: знаменный роспев.
3. Центральный период развития древнерусской музыкальной культуры: основные певческие школы и их представители.
4. Русская художественная и музыкальная культура XVII века. Церковное музыкальное искусство и светская музыкальная культура.
5. Партесный хоровой концерт.
6. Русская художественная и музыкальная культура XVIII века: общая характеристика и периодизация.
7. Музыка в России первой половины XVIIII века.
8. Музыкальный театр России XVIII века: иностранцы в России, формирование русского музыкального театра, история возникновения русской оперы.
9. Оперное творчество В. А. Пашкевича.
10. Оперное творчество Е. Фомина.
11. Камерная инструментальная музыка XVIII века.
12. Камерно-вокальная музыка XVIII века. «Российская песня».
|
|
13. Хоровая культура XVIII века. Русский духовный хоровой концерт.
Список рекомендуемой литературы
Древнерусская музыкальная культура XI-XVI вв. Русская художественная и музыкальная культура XVII века.
·Вагнер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. – М., 1996.
·Лихачев Д. Развитие древнерусской литературы X-ХVII вв. – СПб.,1998.
·Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.
·Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. – М., 1978.
·Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование. – Л., 1984.
·Бражников М.В. Русская певческая палеография. – СПб., 2002.
·Николай Дилецкий. Идея грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. И коммент. Вл. Протопопова. – М., 1979. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.7)
·Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. Никишова. – М., 1983. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.9)
·Гусейнова З.М. Фитник Федора Крестьянина / СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. – СПб., 2001.
·Федор Крестьянин. Стихиры / Публ., расшифровка и исслед. М. Бражникова. – М., 1974. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.3)
·Скребков С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII века. – М., 1969.
·Келдыш Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. / Сост. Ю.К. Евдокимова, В.В. Задерацкий. – М., 1978. – С.174-199.
·Орлова Е. О традициях канта в русской музыке // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. / Сост. Ю.К. Евдокимова, В.В. Задерацкий. – М., 1978. – С.174-199.
·Гиппиус Е. Ростовские колокольные звоны // Музыкальная жизнь. – 1966. - №18.
|
|
·Захаров Н. Кремлевские колокола. – М., 1969.
·Ярешко А.С. Русские колокольные звоны: история, стилистика, функциональность в синтезе храмовых искусств. – Саратов, 2005.
·Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. – М.,1983.
·Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох. – М., 1994.
·Конотоп А. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. – М., 2005.
Русская художественная и музыкальная культура XVIII века.
·Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков: Сб. трудов. Вып.83. / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1986.
·Русская вокальная лирика XVIII века / Сост., публ., исслед. и коммент. О.Е. Левашовой. – М., 1972. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.1)
·Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский: жизнь и творчество. – М., 1979.
·Рыцарева М. Композитор М.С. Березовский: жизнь и творчество. – Л., 1983.
·Фесечко Т. И.Е. Хандошкин. – Л., 1972.
·Музыка на Полтавскую победу / Сост., публ., исслед. и коммент. В.В. Протопопова. – М., 1973. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.2)
·Пашкевич В.А. Скупой. Опера. Партитура / Публ., вступ. ст. и коммент. Е. Левашова. – М., 1973. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.4)
·Пашкевич В.А. Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор. Опера. Партитура /Публ., вступ. ст. и коммент. Е. Левашова. – М., 1980. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.8)
·Фомин Е.И. Ямщики на подставе. Опера. Партитура / Публ. и перел. для ф-но И.М. Ветлицкой. Исслед. Ю.В. Келдыша и И.М. Ветлицкой. – М., 1977. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.6)
·Бортнянский Д.С. Сокол. Опера. Партитура / Публ., ред. текста, пер. с франц., перелож. для ф-но и исслед. А.С. Розанова. – М., 1973. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.5)
·Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М., 1965.
·Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура ХVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: Исследования и материалы. В 2-х т. – М., 1952-1953.
·Музыкальный Петербург. ХVIII век: Энциклопедический словарь. Т.I: кн.1-5. – СПб., 1996-2002.
·Огаркова Н. Церемонии, празднества, музыка русского двора. – СПб., 2004.
·Соколова Л.П. Музыкальный театр в русской усадьбе XVIII – начала XIX века // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб.51. – М., 2005.
·Максимова А.Е. Музыкальный стиль театрального танца на рубеже XVIII-XIX веков (к проблеме возникновения русского симфонизма) // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб.51. – М., 2005.
·Лепская Л.А. Театр графа Н.П. Шереметьева и реформа К.В. Глюка // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб.51. – М., 2005.
Вопросы к экзамену зимней экзаменационной сессии
«История русской музыки»
III курс ОМ
- Деятельность и творчество М.А. Балакирева.
- Симфоническое творчество М.А. Балакирева.
- А.П. Бородин. Характеристика творчества. Особенности стиля и художественного метода композитора.
- А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Музыкально-драматургические особенности.
- Симфоническое творчество А.П. Бородина. Основные принципы эпического симфонизма. Вторая симфония.
- Камерно-вокальное творчество А.П. Бородина.
- М.П. Мусоргский. Творческий портрет. Эволюция стиля. Специфика музыкального языка.
- М.П. Мусоргский. Эволюция камерно-вокального творчества.
- Оперное творчество М.П. Мусоргского. Опера «Борис Годунов». Новаторские черты драматургии.
- М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина». Особенности музыкальной драматургии.
- П.И. Чайковский. Основная проблематика изучения творчества композитора.
- П.И. Чайковский. Эволюция симфонического творчества.
- П.И. Чайковский. Четвертая симфония.
- П.И. Чайковский. Пятая симфония.
- П.И. Чайковский. Шестая симфония.
- Оперное творчество П.И.Чайковского.
- П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин».
- П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама».
|
|
Список рекомендуемой литературы
М.А. Балакирев.
·М.А. Балакирев. Исследования и статьи. – Л., 1961.
·М.А. Балакирев. Воспоминания и письма. – Л., 1962.
·М.А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. – Л., 1967.
·Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». – М.,1986.
·Зайцева Т. Милей Балакирев. Истоки. – СПб., 2000.
·Зайцева Т. М.А. Балакирев и русская опера // Отражения музыкального театра: в 2-х кн. – СПб., 2001.
·Слюсаренко Т. Линии судьбы: О творческих взаимоотношениях М. Балакирева и П. Чайковского // Музыкальная жизнь. – 1993. - №19-20.
А.П.Бородин
·Соллертинский И. Исторические типы симфонизма // Музыкально-исторические этюды. – Л., 1956.
·Сохор А. Бородин: жизнь, деятельность, музыкальное творчество. – Л., 1965.
·Иванов-Эхвет А. К прочтению «Слова о полку Игореве» // Советская музыка. – 1987. – № 5.
·Берков В. Вопросы художественной формы в русской классической опере // Избранные статьи и исследования. – М.,1977.
·Белза И. Вторая «Богатырская» симфония Бородина. – М., 1960.
·Фрадкин В. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма // Проблемы музыкальной науки. Вып.4. – М., 1979.
·Васильева С. Проблемы личной духовности в концепции оперы Бородина «Князь Игорь» // Музыкальный театр XIX-XX вв.: вопросы эволюции. Сб. научн. тр. РГК им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 1999.
·Левашов Е. Истоки эпического в художественном мышлении Бородина // Мир искусств. Альманах. – М., 1995.
· Бычкова А. Симфонии А.П. Бородина: стабильные и мобильные факторы эпического симфонизма композитора // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования. – Воронеж, 2005. – С.162-163.
· Бычкова А. Образно-смысловые константы русской эпической симфонии второй половины XIX в. // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов. – Воронеж, 2008. – С.54-61.
|
|
М.П.Мусоргский.
·Асафьев Б. Симфонические этюды. – М., 2008.
·М.П. Мусоргский. Статьи и материалы: К 50-летию со дня смерти (1881-1931) / Под ред. Ю. Келдыша и Вас. Яковлева. – М., 1932.
·Мусоргский М.П. Письма. – М., 1984.
·Мусоргский М.П. Письма и документы. – М., Л.,1932.
·Мусоргский М.П. Литературное наследие: Письма. Биографические материалы и документы. – М., 1971.
·Фрид Э. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества: Исследование. – Л.,1981.
·Фрид Э. Прошлое настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. – Л., 1974.
·Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. – М., 1981.
·Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. – М., 1975.
·Наследие М.П. Мусоргского. – М., 1989.
·Головинский Г., Сабинина М. Модест Петрович Мусоргский. – М., 1998.
·Головинский Г. Мусоргский и фольклор. – М., 1994.
·Головинский Г. Мусоргский и Чайковский. Опыт сравнительной характеристики. – М., 2001.
·Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского. – М., 1985.
·Трембовельский Е.Б. Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад. – М., 1999.
·М.П. Мусоргский и музыка ХХ века: Сб. статей / Ред.-сост. Г. Головинский. – М., 1990.
·Протопопов В. Образ Бориса в опере Мусоргского // Избранные исследования и статьи. – М., 1983.
·Сабинина М. К развязке драме совести в «Борисе Годунове» // Музыкальная академия. – 1993. - №1.
·Рахманова М. Мусоргский и его время // Советская музыка. – 1980. - №9-10.
·Рахманова М., Ермолаев М. Новая жизнь «Саламбо» // Советская музыка. – 1989. - №9.
·Рахманова М. Пророчество «неслыханных перемен» // Советская музыка. – 1987. - №12; – 1988. - №1.
·Рахманова М.П. Диалог: Мусоргский и Римский-Корсаков // Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой. – М., 1996.
·Головинский Г. М.П. Мусоргский: личность художника и его творческий метод // Мир искусств. Альманах. Вып.4. – СПб., 2000.
·Девуцкий В. О взаимодействии фактурных и фразировочных компонентов вокального сочинения (на примере песен М.П. Мусоргского) // Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования: Межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж, 1992.
·Варунц В. С.П. Дягилев: несостоявшиеся мемуары. Мусоргский «Борис Годунов». Мусоргский «Хованщина» // Музыкальная академия. – 2001. - №3.
·Щербакова Т. «Жизнь, где бы ни сказалась…»: Литургический элемент в творчестве Мусоргского // Музыкальная академия. – 1999. - №2.
·Валькова В. На земле, в небесах и в преисподней // Музыкальная академия. – 1999. - №2.
·Фролов С. «Славления»: интонационно-смысловой комментарий // Музыкальная академия. – 1999. - №4.
·Фролов С.В. «Славления» в опере Мусоргского «Борис Годунов» // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша. 1997. – М., 1999.
·Тетерина Н. Ветхозаветные мотивы в творчестве М.П. Мусоргского и его хор «Иисус Навин» // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. ст. Вып.1. – М., 2004.
·Виноградова А. О хоровых сочинениях М.П. Мусоргского (на примере автографов «Эдипа» и «Поражения Сеннахериба») // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. ст. Вып.2. – М., 2004.
·Берченко Р. Композиторская режиссура в операх М.П. Мусоргского // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. ст. Вып.2. – М., 2004.
П.И.Чайковский.
·Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л., 1972.
·Асафьев Б. Симфонические этюды. – М., 2008.
·Чайковский П.И. Избранные письма. – М., 2002.
·Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского (по документам, хранившимся в архиве в Клину): В 3-х т. – М., 1997.
·Тюлин Ю. Произведения Чайковского. – М.,1973.
·Альшванг А. П.И. Чайковский. – М.,1967.
·Протопопов В., Туманина Н. Оперное творчество П.И. Чайковского. – М., 1957.
·Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. – М.,1971.
·П.И. Чайковский: Вопросы истории и стиля (к 150-летию со дня рождения). Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып.108. – М., 1989.
·П.И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти: Материалы научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. – М., 1995.
·Климовицкий А. Заметки о Шестой симфонии Чайковского (К проблеме:Чайковский на пороге ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма: Сб. научн. тр. / ЛГИТМиК. – Л., 1987.
·Климовицкий А. Лейтмотив судьбы Вагнера в 5-й симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекстуальности // Музыкальная академия. – 1998. - №3-4. – Кн.2.
·Климовицкий А. Отзвуки русского сентиментализма в пушкинских операх Чайковского // Музыкальная академия. – 1995. - №1.
·Ганичева Н. «Евгений Онегин» в контексте большого стиля 40-х // Музыкальная академия. – 2001. - №1.
·Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. – 1999. - №2.
·Раку М. Миф о Чайковском и власть // Музыкальная академия. – 2001. – №1-2.
·Раку М.Г. Не верьте в искренность пастушки…// Музыкальная академия. – 1993. - №4.
·Сквирская Т.З. О самой петербургской опере П.И. Чайковского // Три века Петербурга: музыкальные страницы: Сб. ст. и тезисы. – СПб., 2003.
·Мазель Л. О 1-й части Шестой симфонии Чайковского // Мазель Л. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.
·Прибегина Г. О работе П.И. Чайковского над 6-й симфонией. По материалам рукописей // Из истории русской и советской музыки. Вып.2. – М., 1976.
·Барсова И. «…Самые патетические композиторы европейской музыки»: Чайковский и Малер // Советская музыка. – 1990. - №6.
·Ермолаева Т. Особенности творческого процесса П.И. Чайковского: На материале рукописи симфонии «Манфред» и увертюры-фантазии «Гамлет»: Автореферат дисс. … канд. иск./ ГИИ. – М., 2003.
·Турдатова Е. Образы Данте у Листа и Чайковского // Из истории зарубежной музыки. Вып.3. – М., 1979.
· Дранникова О.О. Тайны мира игры в скерцо симфоний П.И.Чайковского // Болховитиновские чтения – 2007. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-18 октября 2007 года). – Воронеж, 2007.
· Дранникова О.О. Поздние симфонии П.И.Чайковского: в поисках утраченного смысла… // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2008.