Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют

Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:

- обеспечить временное проживание детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены;

- предоставить возможность посещать учебное заведение, обучаться по индивидуальной программе либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного учреждения, на период пребывания в приюте;

- оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействовать в определении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (помощь в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоустройство подростков, нуждающихся в этом).

 

Структура приюта определяется с учетом задач, возможностей, наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по основным направлениям работы (приемное, стационарное отделения, отдел социально правовой службы и т. п.), а также подразделения внутри отделов.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

- собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости – со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);

- собирает и ведет документацию на каждого ребенка;

- анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возможности для социализации ребенка и его устройства;

-устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей;

- готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором и другими сотрудниками);

- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, профессиональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);

- помогает директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;

- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте;

- берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании приюта.

Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб.На фоне обострения современных проблем детства очевидна необходимость дальнейшего развития и совершенствования деятельности социальных педагогов в системе социальной защиты населения.

 

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды. Социальная педагогика — это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.Социальная педагогика - теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию.

Общая цель социальной педагогики - научно-педагогическое обеспечение социальной работы как профессиональной деятельности и формирование педагогически регулируемых отношений в макро- и микросоциуме. Предметом социальной педагогики являются педагогические аспекты социального становления и развития человека, приобретение социального ориентирования и социального функционирования. Объектом социальной педагогики являются закономерности социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития, во всех формах бытия и жизнедеятельности с учетом его индивидуально-психологических и возрастных особенностей. В целом, социальная педагогика раскрывает значение и влияние на человека социально-культурных условий, социальной среды (макро-, мезо-, микро-) и выполняет роль посредника между человеком и его средой, социумом. Задача профессиональной социально-педагогической деятельности — гуманизация и педагогизация социокультурной среды, оказание компетентной педагогической помощи в процессе социального формирования личности.

В качестве основных функций социальной педагогики можно выделить:

воспитательную ( обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность клиентов.Ставится задача максимально использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, потенциальные возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.);

организационную (организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профориентации и адаптации, координации деятельности подростков и молодежных объединений, организационная работа по взаимодействию с педагогическими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общественными и благотворительными организациями);

прогностическую (программирование, прогнозирование, проектирование процессов социального развития конкретного микросоциума, различных институтов, участвующих в социальном формировании личности);

предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую (социальные педагоги предусматривают и повсеместно приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, оказывают социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивают защиту прав в обществе, поддерживают подростков и молодежь в период их социального и профессионального самоопределения);

организационно-коммуникативную (включение добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, информирование и налаживание взаимодействий между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

охраннозащитную (использование всего арсенала правовых норм для защиты прав, интересов клиентов, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента);

диагностическую (изучение личности, среды, сельской общины, школьных проблем, процессов, факторов, влияющих на воспитание и развитие личности, выбор форм и методов социально-педагогической поддержки индивида, социальной группы, общины);

просвещенческо-образователъную (широкое просвещение жителей в вопросах, связанных с жизнедеятельностью человека, таких, как права человека, планирование семьи, воспитание детей, здоровый образ жизни, экология и пр.);

интегративную (объединение усилий государственных организаций, негосударственных учреждений, коммерческих, религиозных структур, всего населения в целях социальной поддержки нуждающихся, воспитании детей); аиалитико-проектную (анализ воспитательно-образовательных и социальных процессов в социальной среде, определение приоритетных направлений социального воспитания и социальной работы, проектирование вопросов управления развитием социально-педагогической деятельности).

 

Социальный педагог выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями, учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами. Особая роль отводится им защите интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Социально-педагогическая помощь оказывается им на всех этапах развития индивида, в разных сферах микросреды, при участии всех субъектов воспитания.

Разнообразие направлений, принципов, задач и методов социальной педагогики как интегративной отрасли знаний становится системой, если они связываются в единое целое при помощи функций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: