Выделим наиболее значимые факторы, влияющие на семейное благополучие, вследствие которых у детей может возникнуть трудная жизненная ситуация

 

Первым фактором являются плохие материальные условия жизни семьи. Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени оказываются наиболее депривированными по причине высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низких заработков молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

Второй фактор, влияющий на благополучие это потеря связи с рынком труда. Семьи с детьми показывают высокую степень экономической активности и занятости чаще оказываются в числе бедных. Повышенный риск бедности и, как следствие, семейного неблагополучия во всех остальных ракурсах испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы. В неполных семьях женщины с экономической точки зрения выполняют ту функцию, которая характерна для мужчин в полных семьях. Семьи с детьми, в которых есть безработные, хотя и попадают в бедность, но имеют высокий шанс выхода из нее в результате успешного поиска работы, в отличие от семей, в которых мужчина экономически неактивен.

Третий фактор - внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье Ошибочно предполагать, что все семьи, в которых случаются разногласия, являются группой риска, а детей, проживающих в них, относить к категории находящихся в трудной жизненной ситуации. Только детей находящихся в критическом положении, в обстановке жестких конфликтов, имеющих под собой множество оснований можно считать детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуацию. Эти дети, безусловно, нуждаются в помощи, и их семьи непременно должны попасть в целевую группу программ по профилактике социального сиротства.

Ещё одним не маловажным фактором, влияющим на семейное благополучие является жестокое обращение в семье. Большой проблемой в работе по выявлению и профилактике семей, где практикуется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи, как родители, так и дети скрывают этот факт: родители - потому что боятся наказания и осуждения, дети - потому что стыдятся своего положения и испытывают страх.

Следующий фактор это алкоголизм и наркомания в семье. Алкоголизм и наркомания это те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все остальные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода.

Существует ещё такой фактор как неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми. В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто должен нести ответственность за воспитание детей. Несмотря на то что большинство респондентов считают, что забота о ребенке должна ложиться на плечи семьи или, по крайней мере, должна быть разделена между семьей и обществом, существуют родители, которые перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество. Родители, считающие, что забота о детях должна быть делегирована обществу, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности.[«Семья и родительство в современной России. Отчет о результатах исследования». М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Институт социологии РАН. 2009.]

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для семей являются критично плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом все остальные виды неблагополучия. В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия.

Смерть родителей. - Отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений.

Самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку.

Невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям.

Длительное отсутствие родителей.

Ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями или с одним из них опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей или одного из них не зависящим.

Лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами.

Невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности:

 

В системе социально-педагогического сопровождения используются такие понятия как процесс сопровождения и метод сопровождения. Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения, существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежат четыре этапа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: