ТЕМА 1. Экономическая психология как отрасль научного знания

Вопросы для контроля и самоконтроля

 

1. Экономическая психология, ее предмет и место среди других наук.

2. Психология и экономическая деятельность.

3. Модель экономического человека в классической экономической школе.

4. Современные проблемы психологии бизнеса.

5. Психологические проблемы перехода к новым формам собственности в период реформ.

6. Психологические проблемы управленческой деятельности.

7. Психологический портрет руководителя предприятия. Стиль руководства.

8. Проявление психологических факторов в сфере производства.

9. Системный подход к исследованию поведения субъектов организации. Ситуативная составляющая в поведении субъектов организации.

10. Характеристика внешних и внутренних факторов, влияющих на поведение хозяйственной организации, группы, личности. Рыночные факторы и элементы рыночной среды и их влияние на поведение субъектов рынка.

11. Администрация и трудовой коллектив организации, их интересы и основы поведения

12. Факторы и типология предпринимательского поведения.

13. Подходы к определению личностных и профессиональных качеств, способствующих предпринимательскому успеху. Выявление предпринимательского потенциала и сферы приложения сил предпринимателя.

14. Социокультурные особенности отношения к деньгам.

15. Влияние денег на личность и личностных качеств на отношение к деньгам

16. Проблемы психологии денег

17. Изменения в организации, роль и поведение лидера в период изменений в организации: ситуативный подход к стилю руководства. Управление нововведениями: лидеры реорганизации и их опыт.

18. Стратегии эффективного прогнозирования развития и принятия решений. Системность и ее проявления в принятии сложных управленческих решений.

19. Роль экономической культуры организации как регулятора поведения ее субъектов.

20. Факторы, определяющие, формирующие и воспроизводящие культуру организации: рыночная ситуация, специфика деятельности, размер организации, этапы и перспективы ее развития, личность руководителя, система организационно -культурологических мероприятий.

21. Подходы к типологии поведения организации. Роль и элементы имиджа организации.

22. Поведенческий маркетинг: выявление, формирование, поддержание и использование позитивного имиджа организации. Организация глазами клиента.

23. Конструирование организации с учетом личностного фактора, “под руководителя”, “под ключевого специалиста”; гибкая организационная структура организации.

24. Обеспечение достижения организационных целей: система сквозных показателей - от миссии до показателей результативности на рабочем месте.

25. Особенности финансово-кредитной системы и поведения ее субъектов: клиентов, акционеров, сотрудников.

26. Психология накопления и заимствования, выбора партнера для решения проблем кредитования и накопления.

27. Психологические факторы и особенности экономического поведения в сфере производства.

28. Психология экономического поведения в торговле.

29. Психология потребления, спроса и маркетинга: мотивация потребительского поведения, исследование и формирование потребностей, система формирования спроса.

30. Психология страхования экономических рисков, имущества, здоровья.

31. Психологические особенности поведения субъектов организаций на разных этапах их развития: пионерная стадия, эволюция, стабилизация, кризис, инволюция, реорганизация.

32. Особенности экономической психологии малого бизнеса, семейного бизнеса, крупного бизнеса, среднего бизнеса, бизнеса с иностранным участием.

33. Проблемы взаимодействия культур и пути их решения на совместных предприятиях.

34. Психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости и незанятых.

35. Организация психологической консультации и профессиональной ориентации в стране и в хозяйственной организации.

36. Регуляторы поведения субъектов рынка и организации.

37. Факторы, определяющие поведение покупателя.

38. Психологическая характеристика основных видов покупок и стадии покупки.

39. Психологические особенности восприятия рекламной продукции и цены потребителем.

40. Сущность явления «престижного потребления» и «социальной самоидентификации».

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

 

1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической мысли). - М., 1993.

2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М., 1991.

3. Альбрехт С., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество: Луч света на темные стороны бизнеса. -СПб.: Питер, 1995. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. – М., 1989.

4. Андерсен Р., Шихирев П. Акулы и дельфины. Психология и этика российско- американского делового партнерства. - М.: Дело ЛТД, 1994. –С.90-91.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Изд-во МГУ,1997.

6. Андреева И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. – СПб.:СПбГУЭФ, 1999.

7. Аршавский В.В., Роттенберг В.С. Поисковая активность и адаптация. – М., 1984.

8. Ахиезер А. Думы о России. От прошлого к будущему. - М.: Наука, 1994.

9. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.

10. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1988.

11. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. - М., 1998.

12. Бурдье П. Духи государства (структура бюрократического поля). - М., 1994.

13. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Юрист, 1994.

14. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. – Харьков, 2002.

15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб., 1995.

16. Дейнека О.А. Экономическая психология. – СПб., 2000.

17. Доллан Дж.,.Лидсей Е. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1991.

18. Драйзер Т. Финансист. – М., 2002.

19. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. ¾М.: ДатаСтром, 1992.

20. Зомбард. Буржуа. - М., 1924.

21. Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. – М., 1991.

22. Китов А.И. Экономическая психология. - М., 1987.

23. Ковалев С.Г., Филатова Е.Г. Социально-культурный подход в исследовании рынка труда. – СПб, 1999.

24. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют Ваши успехи на работе. -М.: Персей,1995.

25. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело, 1993.

26. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1998. -С.74-75

27. Макашева Н.А. Этические основы экономической теории. - М., 1993.

28. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. - М.: Экономика, 1991.

29. Малахов С.В. Основы экономической психологии. - М., 1992.

30. Маслоу А. Мотивация личности. - М., 1990.

31. Машков В.Н. Психология экономики. – СПб.: изд-во Михайлова, 2001. – 188с.

32. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело,1992.

33. Монден Я. “Тоёта”: методы эффективного управления. -М.: Экономика,1989.

34. Муравьев А.И. Заметки к теории экономической психологии. – СПб., 2000.

35. Найт Ф. Теория неопределенности и риск/ пер. с англ. – М., 2003.

36. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. ¾СПб.: Питер, 2000.

37. Парсаданян С.А., Потемкин В.К. Инновационная деятельность: организация, технология, проектирование. – СПб., 2001.

38. Поляков В.А., Яновская Ю.М. Как получить хорошую работу в новой России. -М.: ИНФРА- М,1995.

39. Потемкин В.К. Экономическая психология в системе рыночных отношений. – СПб., 1999.

40. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. ¾СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997.

41. Психологические тесты для деловых людей. -М.: А/О “Бизнес -школа “Интел-Синтез”,1994.

42. Психология менеджмента /Под ред. проф. Г.С.Никифорова ¾СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета. 2000.

43. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. -М.: Аспект -Пресс, 1997.

44. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. ¾М.: Аспект Пресс, 1999.

45. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. -М.: Эком,1992.

46. Сарно А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. - СПб., 1997.

47. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. ¾СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999.

48. Слободской А.Л. Персонал предприятий в трансформирующейся экономике. С-Пб., 1997.

49. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. ¾М.: ЮНИТИ, 1999.

50. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.

51. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России /Под ред. Л.М.Дробижевой. – М., 1998.

52. Спивак В.А. Корпоративная культура. ¾СПб.: Питер, 2001.

53. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб.: ПИТЕР, 2000.

54. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – ЛГУ, 1988.

55. Сэй Жан-Батиста. Трактат по политической экономии. – М., 1998.

56. Уроки организации бизнеса/ Сост. А.А.Демин, В.С.Катькало. -СПб.: Лениздат, 1994.

57. Фишер П. Новичок в кресле шефа. -М.: АО “Интерэкспорт”,1995.

58. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. -М.: Экономика,1990.

59. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. – Вып.1., М., 1991. – С.30.

60. Хофф Р.. Я вижу вас голым (как подготовиться к презентации и с блеском ее провести). - М., 1996.

61. Цзе К.К. Методы эффективной торговли. - М.: Экономика, 1988.

62. Шандерзон Лансестер. Методы продажи. - М., 1993.

63. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех (психология бизнеса). - М.: Прогресс, 1993.

64. Шнайдер Г. Й. Криминология. ¾М.: Изд. группа “Прогресс” ¾ “Универс”, 1994

65. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3-х томах/ пер. с нем. – СПб., 2002.

66. Экономическая психология /под ред. И.В Андреевой - СПб., 2000,

67. Экономическая психология. Социокультурный подход. – СПб.:Питер, 2000.

68. Эпджел Д., Блэкуэлл Р., Минард П. Поведение потребителей. ¾СПб.: Питер Ком, 1999.

69. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л., 1979

70. Якокка Л. Карьера менеджера. -М.,1990.

 

 

Введение

Глава 2. Экономическая психология и модели экономического поведения. Исследование экономической психологии, или психологических аспектов экономики - перспективное поле научных изысканий. Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др. Исследования проводят социальные психологи, когнитивные психологи (концентрируясь на принятии решений), психологи развития (концентрируясь на развитии детских представлений об экономическом процессе)

В экономической психологии легко выделить два подхода: первый в значительной степени отвлекается от культуральных аспектов потребления и рассматривает в основном взаимоотношения между экономикой и психологией.

Второй ориентирован на взаимодействие с культуральными подходами и видит социальную психологию массового потребления в пределах более широкой междисциплинарной области. Поскольку оба подхода существуют бок о бок, будем рассматривать в этой работе и тот и другой.

 

Происхождение и развитие экономической психологии

В начале своего существования проблематика экономической психологии фокусировалась прежде всего на отношениях между психологией и экономикой. Дж.Катона писал: Мы будем рассматривать экономические процессы как проявления человеческого поведения и анализировать их с точки зрения современной психологии (1951, с.3). Катона предложил первый проект эмпирического исследования психологических аспектов экономического поведения. Одной из частей этого проекта стал способ понимания отношении между психологией людей и экономикой. При этом Катона имел тенденцию абстрагироваться от существенных различий между разными психологическими подходами, ссылаясь на некие фундаментальные договоренности между всеми современными учеными-психологами (там же, с.28). Это была версия лингвистического бихевиоризма, распространенного тогда в психологии, в котором на основе контролируемого наблюдения поведения исследуются взаимодействия между промежуточными психологическими переменными. Работа Катоны основоположника экономической психологии - привлекла довольно мало критического внимания. Я сконцентрируюсь на его исходных посылках. Катона считает, что существует очевидная связь между психологией людей и экономикой. Объективные экономические условия действуют на поведение индивидуума, но они же опосредованы субъективными воззрениями на экономику. Так, никто не может предугадать в каком направлении идет экономика: будет ли она развиваться или падать в следующий период времени - неясно. Людям же нужно решать вопрос, тратить или сохранять свои накопления. В этих условиях общественное мнение становится значимым фактором экономики. Если большая группа людей одновременно меняет свое поведение, решая, тратить или сберегать средства, то их решение повлияет на такой макроэкономический феномен, как объем доступных для инвестиций денег. Психологический фактор изменит течение бизнес-цикла. Программа экономической психологии, намеченная в этих и других рассуждениях Катоны, весьма влиятельна и до сих пор. Она предполагает четкое разграничение между экономическими и социально-психологическими переменными в любой теоретической или методологической позиции и, следовательно, между объективным и субъективным взглядом на экономику. Многие работы вслед за Катоной фокусировались на исследовании социального восприятия экономических индикаторов. По Катоне, социально-психологические процессы действуют на уровне индивидуума, а не на уровне групп или масс. Экономическое поведение понимается как совокупность восприятия и поведения индивидуумов. Такое представление связано с подчеркиванием особой роли принятия решений в исследовании потребления.

 

ТЕМА 1. Экономическая психология как отрасль научного знания.

 

Вопросы:

1. Экономическая психология, ее предмет и задачи.

2. Специфика экономико-психологического знания.

3. Экономическая психология в системе наук.

4. Развитие экономико-психологических идей.

5. Методы исследований в экономической психологии.

Акту&дыюеть исследования

Потребность в экономико-психологических знаниях в настоящее время становится все более острой, так как сложные и неоднозначные преобразования в нашем обществе связаны, прежде всего, с экономикой. Смена экономического уклада, а вместе с ним политические и социальные перемены психологически насыщены и затрагивают каждого члена общества. Для принятия эффективных политических решений, осуществлении гибкой и целесообразной экономической политики важен экономико-психологический диагноз состояния общества, мониторинг изменений экономического сознания и поведения разных социальных групп, трансформаций в личности в период перехода от одной системы к другой. В связи с этим особенно актуально освоение накопленного на Западе опыта научных исследований в области экономической ПСИХШОШЙ3 его использование применительно к нашим СОЇЩОК)льтурным и исторїщсісим условиям, а также изучение отечественной специфики проявления щономико-психологических феноменов и

закономерностей. Дейнека О.С. - диссер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: