От Средневековья к Новому времени

Термин «возрождение» (по-французски – «ренессанс») впервые был введен в XVI в. архитектором и историком искусства Джорджо Вазари для обозначения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными, темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры. Возрождение – особый период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии с XIV до сер. XVI в., в других странах – с кон. XV до нач. XVII в.). Это переходный период от Средневековья к Новому времени в истории европейской цивилизации. Отличительными чертами культуры Возрождения являются гуманистическое мировоззрение, светский характер культуры, обращение к культурному наследию античности, модификация христианской этики, а также вера в безграничные возможности человека, его воли и разума.

Культура Возрождения зародилась в средиземноморских городах Италии. Самостоятельное развитие свободных городов-республик создало благоприятные условия для освобождения человека от средневековых традиций, норм и идеалов. Развитие торговли, промышленности и банков повышало значимость буржуазии («третьего сословия»), которая богатела, верила в себя, смотрела на мир другими глазами. Важная роль в формировании ренессансной культуры принадлежала церкви: она была крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом. Многие выдающиеся произведения искусства созданы по инициативе церкви. Тем не менее, этический и эстетический идеал Возрождения – это образ свободного, универсального, творческого человека, создающего самого себя.

Возрождение не стало простым копированием античности. Ренессанс возвращал к жизни только те достижения греческой и римской культуры, которые были созвучны его времени. В эпоху Возрождения формировалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь и место человека в ней. Основу средневековой системы знаний составляли науки о божественном (лат. studia divinitatis). В противовес этому мыслители Возрождения начали постигать человека, практикуя studia humanitatis, т. е. изучение человеческого, относящегося к человеку. Это новое направление мысли получило название гуманизм.

Основой мировоззрения гуманистов стал антропоцентризм (от греч. anthropos – «человек») – восприятие человека как центра Вселенной и конечной цели всего мироздания. Антропоцентризм эпохи Возрождения (культ человеческой красоты, гимн человеку, несущему в себе божественное совершенство) нашел свое воплощение в живописи, скульптуре, поэзии. Следует помнить, что гуманизм составляет лишь часть многогранной культуры Ренессанса. Гуманистическое движение, зародившееся в XIV в. в Италии, заложило основу для широкого распространения светской образованности в Европе, подарило западноевропейской цивилизации новый взгляд на мир и новые ценности. По сути, гуманизм – это философская основа всего Возрождения.

Выдающиеся итальянские поэты и писатели – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо по-новому взглянули на человека и окружающий его мир. Они отвергли средневековые христианские догматы о разделении природы человека на греховную телесную и возвышенную духовную. Воспевая ценность земного бытия человека, они говорили о его стремлении к полной самореализации, об ответственности за свою судьбу. Благодаря усилиям первых гуманистов в европейскую культуру вернулось литературное наследие и художественный идеал Греции и Рима.

Эпоха Возрождения ассоциируется, прежде всего, с живописью, скульптурой, архитектурой, поскольку именно искусство воплотило сущность ренессансного мироощущения, новое положение человека в мире. Художник, подобно Творцу, создает свой мир. В то же время, техническая сторона ренессансного искусства обнаруживает влияние науки (использование данных анатомии, геометрии, физики, химии и механики). Одним из самых важных изобретений того времени стало открытие линейной перспективы, которая помогала представить мир соизмеримым с человеком, более близким ему. Возрождение открыло новые темы в изобразительном искусстве, создало новые жанры. Предметом искусства стали не только религиозные, но и мифологические, исторические сюжеты. Светский, мирской характер искусства не означал отрицания религиозности. Религиозное чувство не исчезало, оно лишь принимало новые формы.

Идеи итальянского Возрождения были восприняты мыслителями и художниками Франции, Германии, Англии, Нидерландов. Европейский Ренессанс в странах к северу от Италии принято называть Северным Возрождением. Оно охватывает период с рубежа XV–XVI вв. до 2-й пол. XVII в. В искусстве Северного Ренессанса значительно сильнее отразилось средневековое мировоззрение: в нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично. Подобно итальянскому искусству, оно создавало образ прекрасного мира, хотя представления о прекрасном и способы его выражения здесь оказались другими. Искусство северных стран поэтизирует «среднего» человека и его мир будничной жизни и простых вещей; ему несвойственен пафос итальянской живописи, прославляющей могущество человека-титана.

Для становления современной европейской цивилизации огромное значение имела Реформация, начавшаяся в 1-й пол. XVI в. как движение за преобразования в католицизме. Необходимость перемен в католической церкви осознавалась давно, а ее состояние вызывало всеобщее недовольство. Причины недовольства были связаны с вмешательством церкви в светские дела католических государств; привилегированным положением духовенства в обществе; неподчинением духовенства суду; увеличением земельных владений церкви, а также ростом налогов и поборов в ее пользу; продажей индульгенций; унижением национального самосознания верующих (богослужение велось на латинском языке); порочным образом жизни духовенства.

Злоупотребления и недостатки римской церкви стали главной темой литературных трудов известных гуманистов – Иоганна Рейхлина, Эразма Роттердамского и Ульриха фон Гуттена. В своих произведениях они не только резко критиковали церковь, но и говорили о необходимости ее преобразования. Их обличения и призывы подготовили почву для Реформации (от лат. reformatio, «преобразование», «исправление») – религиозного и социального движения, осуществлявшего пересмотр места и роли католической церкви в обществе, а также всей средневековой культуры в соответствии с потребностями новых социальных отношений.

Реформация началась в Германии и была связана с именем священника Мартина Лютера, который 31 октября 1517 г. прибил к дверям дворцовой церкви города Виттенберга «95 тезисов», направленных против продажи индульгенций. Главная идея тезисов Лютера состояла в том, что для спасения души требуется внутреннее покаяние грешников, которое нельзя заменить ни молитвами монахов, ни приобретением индульгенций. Это публичное отрицание Лютером учения католической церкви считается началом Реформации.

Мартин Лютер говорил, что власть папы Римского установлена не Богом, а самими людьми, и потому единственным источником вероучения является Священное Писание, а не декреты пап. Основная мысль тезисов сводилась к тому, что идея искупительных пожертвований глубоко чужда Евангелию. Бог не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния. Спасение достигается личной верой человека в Бога. Лютер утверждал, что не должно быть посредников между Богом и человеком, отрицая фундаментальное положение католицизма о разделении людей на священников и мирян. Требуя реформировать церковь, Лютер утверждал, что нужно провести секуляризацию церковного имущества, распустить монашеские ордена, а монастыри отдать под школы и больницы.

В ходе Реформации образовалось новое конфессиональное направление в христианстве – протестантизм. Это слово возникло в 1529 г., когда германский рейхстаг наложил запрет на свободу совести – право человека выбирать веру. Сторонники Лютера опротестовали данное решение, отчего и получили прозвище протестантов. Название это впоследствии распространилось и на другие ветви реформированной церкви.

Идеи Реформации обрели популярность во многих европейских странах. В Швейцарии возник второй после Германии крупнейший центр Реформации. Свои идеи переустройства церкви здесь выдвинули Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Причем если Цвингли хотел поставить церковь под контроль городских властей, то Кальвин предложил изменить сам дух религии. Он отстаивал тезис о божественном предопределении. Согласно Кальвину, судьба человека определена Богом и не может быть изменена. Люди могут догадываться о своей судьбе по тому, как складывается у них жизнь. Если их профессиональная деятельность идет успешно, они добродетельны и трудолюбивы, значит, Бог благоволит к ним. Таким образом, Кальвин сумел специфическими религиозными средствами дать мощный импульс процессу формирования социально-экономической модели и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе. Его именем стало называться одно из религиозных течений в протестантизме – кальвинизм.

Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии удешевления церкви и упрощения духовного ритуала. Протестанты отказались от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам. Отвергались также институт монашества, культ девы Марии, святых и ангелов. Из семи таинств протестанты оставили лишь два – крещение и причащение. Богослужение стало вестись не на латыни, а на национальных языках.

Протестантизм, в отличие от католицизма, не имеет четкой иерархической структуры, управляемой из единого центра и характеризуется наличием множества автономных церквей. Помимо лютеранских, кальвинистских и англиканских церквей в протестантизме заметным влиянием пользуются различные конфессиональные объединения (евангелические, методистские, адвентистские, пятидесятнические и др.).

Реформация нанесла католицизму тяжелый удар. Но уже в 40-е гг. XVI в. католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под именем Контрреформации. В 1540 г. был учрежден монашеский орден иезуитов, ставший «боевой дружиной» папства в борьбе с противниками католичества. При содействии ордена в одних странах распространение Реформации приостановилось, а в других она была уничтожена совсем. Целям поддержания и усиления католицизма способствовал также Тридентский собор, продолжавшийся с перерывами 18 лет (1545–1563). Собор признал, что для успешной борьбы с Реформацией необходима реорганизация самой католической церкви. Была отменена продажа индульгенций и приняты постановления о повышении образования и нравственности низшего духовенства. Собор закрепил сложившуюся церковную иерархию во главе с папой, чья власть признавалась высшей и непререкаемой.

Таким образом, Ренессанс и Реформация произвели переворот в духовной жизни Западной Европы. Они разрушили средневековую систему ценностей и сформировали новый взгляд на человека.

Своеобразным синтезом культурных начал гуманизма и Реформации стало Просвещение, которое иногда называют «третьим духовным переворотом» (после Возрождения и Реформации). Просвещение зародилось в Англии в кон. XVII в. (представители – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), а в XVIII в. достигло наивысшего расцвета во Франции, дав целую плеяду блестящих мыслителей, среди которых – Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье. Просветители обращались к разуму, который опирается на научный опыт и свободен от религиозных предрассудков. В своем большинстве просветители были деистами (от лат. deus – «божество»), т. е. признавали существование Бога, но только как первопричину мира. Они видели в Боге силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существующую материю. При этом деятели Просвещения отрицали роль церкви и беспощадно критиковали ее.

Решительно пересмотрены были взгляды на общество и государство. Политические идеалы английских теоретиков Просвещения базировались на «естественном праве», в соответствии с которым человек рождается свободным и при жизни приобретает незыблемые права. Томас Гоббс, Джон Локк представляли государство не как божественное, идеальное создание, а как результат сознательной деятельности людей, как результат «общественного договора». Отсюда цель государства – сохранение свободы и собственности граждан. Такой подход открывал возможность конструирования идеального, справедливого государственного устройства. Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах французских просветителей. В частности, Жан-Жак Руссо обосновал концепцию «общественного договора», гарантирующего человеку соблюдение его прав и свобод.

Согласно общественному договору каждый член общества принимает обязательства по отношению ко всем, и все – в отношении каждого. Взаимные обязательства выступают основой единения, мира и согласия в обществе. Отношения между верховной законодательной властью и народом регулирует исполнительная власть – правительство, призванное исполнять законы, защищать свободу, поддерживать порядок в обществе, заботиться об удовлетворении общественных потребностей. По мысли Руссо, общественный договор может быть пересмотрен или расторгнут с одобрения всех граждан, но лишь в исключительных случаях, когда речь идет о спасении отечества.

Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка, который, по их мнению, установлен не Богом, а людьми, следовательно, государственный строй можно и необходимо изменять и совершенствовать. Идеи Просвещения быстро распространились по всей Европе, став достоянием не только интеллектуальной элиты, но и широких городских слоев, и особенно ярко это проявилось в годы Английской (1640–1660) и Французской (1789–1794) буржуазных революций.

 

Вопросы

1. Ренессанс – переворот в культуре Средневековья.

2. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение.

3. Эпоха Просвещения и утверждение идейных основ Нового времени.

Методические советы

1. При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что Возрождение – это величайший переворот в развитии мировой культуры. Суть этого переворота заключается в переходе от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому, а отсюда – к светскому характеру мировоззрения. Проанализируйте социально-экономические истоки Возрождения и определите его пространственные и временные рамки.

Рассматривая основные достижения художественной культуры эпохи Ренессанса, следует помнить, что главная роль здесь отводилась изобразительному искусству. Как вы думаете, почему? Приведите примеры использования мифологических и исторических сюжетов в искусстве Ренессанса. Возрождение – это не только итальянское, но и общеевропейское культурное явление. Дайте общую характеристику искусства Северного Возрождения. В чем проявилось его своеобразие? Почему сформировались два центра Возрождения?

Объясните происхождение термина «гуманизм». Одинаковы ли по значению слова «гуманист» и «гуманный человек»? В каком смысле гуманизм представляет собой новый тип мышления? Каково историческое значение эпохи Возрождения?

2. При анализе второго вопроса рассмотрите причины Реформации. Выясните, в чем проявился кризис католической церкви; с каких событий началась Реформация, и почему ее родиной стала Германия; какую роль сыграл Мартин Лютер в формировании идеологии Реформации.

Познакомьтесь со спецификой реформационных движений в различных европейских государствах. Как вы думаете, почему Реформация приобрела ярко выраженные национальные черты? Обратите особое внимание на две стороны Реформации – религиозно-идеологическую и социально-политическую. Ответьте на следующие вопросы:

· какую роль в идейной подготовке Реформации сыграл гуманизм;

· какое религиозное учение является центральным в Реформации;

· каковы принципиальные отличия протестантизма от католицизма;

· почему именно протестантизм считается системой ценностей, наиболее адекватной западному буржуазному образу жизни;

· что такое Контрреформация, какие цели она преследовала?

3. При рассмотрении третьего вопроса необходимо начать с общей характеристики Просвещения, определив его сущность, указав на временные рамки и перечислив те страны, которых оно коснулось. Можно ли этот феномен считать общеевропейским? Необходимо также выделить основные формы, в которых выражала себя идеология Просвещения. В чем вы видите сходство и различие взглядов представителей гуманизма и Просвещения? Назовите выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Как они понимали проблемы личности, общества и государства? Необходимо выяснить значение данной эпохи для формирования образа жизни и мышления человека Нового времени.

 

Обязательная литература

1. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 137–171.

2. Мировые цивилизации Нового времени и современности (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2005. – С. 11–48.

 

Дополнительная литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. В 3-х т. Т. 2: Игры обмена. М.: Прогресс, 1988; Т. 3: Время мира. М.: Прогресс, 1992.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Его же. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л.: Наука, 1981.

4. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи: сборник статей. М.: Наука, 1997.

5. Культура Возрождения XVI века: сборник статей. М.: Наука, 1997.

6. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

7. Религиозные традиции мира. В 2-х т. М.: КРОН-Пресс, 1996.

8. Самарцев А. Религии мира: Энциклопедия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.


Тема 9

Индустриальная цивилизация Запада и Востока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: