Становление и развитие

В Европе и Северной Америке в XIX–XX вв. окончательно утвердился западный тип цивилизации, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании научной рациональности, выступающей как самодовлеющая ценность. На этой основе в XIX в. начали формироваться индустриальные, а с кон. XX в. – постиндустриальные общества.

Индустриальное общество – это общество, в котором промышленность (машинная индустрия) занимает ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал и международный статус. Главную роль в культуре такого общества выполняет научная рациональность. Развитию естественных и технических наук придается приоритетное значение. В результате формируется огромная армия специалистов в области естественных наук и техники, занятых обслуживанием производства. Ключевыми моментами процесса перехода к индустриальной цивилизации были следующие.

1. Возрождение, утвердившее в Европе такие ценности, как признание принципов открытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения личности и ценности самого человека.

2. Реформация, создавшая этические учения, признававшие ценности личной инициативы, профессионального успеха, стремления к богатству и прибыли, бережливости.

3. Промышленная революция – главное явление в этом процессе – завершившаяся становлением фабричной системы в промышленности и утвердившая преобладание промышленного производства над сельским хозяйством. Она превратила промышленность в основу экономики, а научный и технический прогресс – в важнейший фактор экономического роста, способствовала изменению социальной структуры и постепенному становлению развитого гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально-демократических ценностей в экономической, политической и духовной сферах.

Эти три составляющие, по мнению историка Ю. В. Яковца, следует объединить в предындустриальную цивилизацию.

В своем становлении и развитии индустриальная цивилизация прошла следующие фазы: фаза становления (посл. треть XVIII – нач. XIX вв.); фаза быстрого распространения (до сер. XIX в.); фаза стабильного развития (до 1914 г.); фаза заката (до 70-х гг. ХХ в.); фаза перехода к постиндустриальной цивилизации (с 70-х гг. XX в.).

Процесс перехода к индустриальному обществу определяется понятием модернизации, т. е. обновления всех сторон общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной) при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Существуют три разновидности модернизации: первичная, вторичная и «вынужденная». В развитых регионах Европы модернизация имела первичный, естественный характер. Для стран Восточной Европы и азиатского региона характерна вторичная и «вынужденная» модернизация.

Индустриальное общество – это общество экономическое. Экономика – его базовая структура. По образу и подобию того, что и как происходит в экономике, распределяются богатство, власть, престиж, устанавливаются приоритеты и цели во всех других сферах или областях общественной жизни. Все общество предстает здесь как единая индустриально-экономическая машина.

Определяющими чертами индустриального общества и индустриальной цивилизации как таковой являются следующие.

1. Быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Зародившийся в XVIII в. союз науки и производства в XIX в. оформился окончательно, создав принципиально новые возможности для наращивания темпов развития производства. В аграрных (доиндустриальных) обществах важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений. Орудия труда и технология изготовления изделий не менялись столетиями. В индустриальной цивилизации происходит непрерывное технологическое обновление.

2. Следствием союза науки и производства являются промышленная, научная и научно - техническая революции, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, а также место человека в системе производства. Вследствие узкой специализации и жесткой организации труда человек превращается в придаток машины, становится частью технологического процесса.

3. По мере развития индустриальной цивилизации происходит ускоряющееся обновление искусственносозданнойчеловеком предметнойсреды, в которой осуществляется его жизнедеятельность (транспорт, бытовая техника).

4. Индустриальный характер производства, формирование развитой прослойки технических специалистов, культ научной рациональности обусловливают распространение идеологии технократизма. В ее основе лежит идея рационального, технологического устройства общества по типу производственных организаций, стремление перенести методы управления производственной организацией на все общество.

5. Индустриальная цивилизация внедряет на производстве корпоративныйколлективизм. Разделение труда обусловливает тесную взаимозависимость людей в производственном цикле. При такой организации производства не одиночка-ремесленник, а значительные коллективы должны работать как единый, слаженный механизм. Производственные организации-корпорации (фабрики, заводы и пр.) становятся ведущей формой социальной организации общества.

6. Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально - групповое и классовоесознание. Развитие частнособственнических капиталистических отношений углубляет социально-классовую дифференциацию общества. С одной стороны, общность своих социальных интересов осознает буржуазия, класс капиталистов, с другой стороны, – рабочий класс, пролетариат. Борясь за свои права, пролетариат начинает осознавать общность своих коренных интересов, формируя классовое пролетарское сознание.

7. В эпоху индустриальной цивилизации окончательно оформились нации как идейно-политическое, гражданское единство государства и народа. Нация – это исторически устойчивая общность людей, возникающая в процессе формирования общности их территории, экономической жизни, языка, культуры, менталитета. Развитие межнациональных отношений в индустриальную эпоху, как и в современном мире, – процесс сложный и противоречивый. С одной стороны, наблюдаются экономическое или хозяйственное сближение наций, ломка национальных перегородок, взаимный обмен культурными ценностями, открываются все новые возможности для свободного общения с представителями других наций. С другой стороны, во многих регионах идет борьба за национальное освобождение, за обретение национальной государственности, растет интерес к этническим стволам, очерчиваются признаки национальной самобытности.

8. Изменения, произошедшие в технической сфере жизни, изменили и самого человека, сформировав иную поведенческую модель, образ мыслей и новую систему ценностных предпочтений. Образ человека индустриальной эпохи менялся вслед за окружающей действительностью. Но человек не был просто изобретателем и строителем машин. Машинное производство подчинило себе человека, навязывая ему определенный ритм жизни. Смена поколений техники угрожает безработицей, что, в свою очередь, влечет за собой духовный кризис. «С торжеством машинного производства эпоха гуманизма закончилась» (Ю. В. Яковец). Ускорение темпа жизни, демографический взрыв, научно-технические достижения, обострение социальной конкуренции и классовой борьбы порождали у человека естественное стремление участвовать в этих процессах и объединяться со своими единомышленниками. Но, с другой стороны, все это побуждало его отгородиться от проникающей глубоко в сознание и душу общественной суеты и искать убежище в одиночестве и индивидуализме.

Середина ХХ в.– фаза заката индустриального общества – стала одним из переломных моментов в развитии человечества. Завершилась эпоха кровопролитных мировых войн и тяжелейших кризисов, революций и гражданских конфликтов, фашистского геноцида и массовых репрессий. С 50-х гг. начинает разворачиваться этап научно-технической революции, который характеризуется уже другим качеством – основой прогресса становится фундаментальная наука, без развития которой практически невозможен прогресс техники и технологии. Внедрение в производство и повседневную жизнь достижений современной НТР открывает перед человечеством громадные перспективы для решения злободневных экономических и социальных проблем, становится величайшим благом, но вместе с тем порождает серьезные противоречия, которые иногда ставят под угрозу само существование жизни на Земле.

Вопросы

1. Исторические условия формирования индустриальной цивилизации в Европе и трансформация цивилизаций Востока.

2. Роль научно-технического прогресса в индустриальную эпоху.

3. Человек в индустриальном обществе: новые морально-этические установки и шкала ценностей.

4. Путь США к мировому лидерству. Природа «американского чуда».

 

 

Методические советы

1. При освещении первого вопроса охарактеризуйте политические, социальные и культурные процессы, которые способствовали отмиранию устоев традиционной цивилизации с ее средневековыми представлениями о предназначении человека и генезису новой европейской цивилизации, в основе которой лежали идеи модернизации и вера в прогресс. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной перехода к индустриальной цивилизации: технический прогресс, изменение системы ценностей, господство капитализма в экономике? Обоснуйте свою позицию.

Раскройте особенности индустриального развития в странах «старого» капитализма» (Англия и Франция) и молодых индустриальных обществ (Германия). Какими способами шло утверждение новых экономических и политических начал в странах «старого» капитализма? Что, с вашей точки зрения, утратили европейцы в процессе модернизации? Каковы положительные последствия промышленного переворота?

При подготовке вопроса о модернизации восточных обществ подумайте, что явилось главными побудительными причинами модернизации в странах восточного типа? Что препятствовало развитию капитализма в традиционных обществах? Как в этих обществах проходила модернизация культурной и духовной областей? Политика самоусиления: какие цивилизации Востока она затронула? Каков результат? Почему экономический рывок, совершенный Японией, называют «чудом»? Почему в Османской империи и Китае этого «чуда» не произошло?

Можно ли сказать, что переход к новому общественному строю с помощью революции характерен для обществ, проходящих начальную фазу модернизации? Подумайте и коротко сформулируйте, какие новые формы организации государственной и общественной жизни принесли с собой Английская революция, Война за независимость в США, Великая Французская революция, диктатура Наполеона? Карл Маркс называл революции «локомотивами истории». Согласны ли вы с этим? Альтернативой революционным преобразованиям является реформистский путь модернизации. Как вы думаете, в чем его преимущество и недостатки?

Важно уяснить, что индустриальная цивилизация – это не просто высокая материальная культура, но и болезненная нестабильность в обществе. Подумайте, какие изменения, связанные с широким внедрением машин в производство, произошли в экономическом и социальном развитии европейских обществ.

В законодательной практике развитых капиталистических стран в нач. XX в. появилось «антимонопольное законодательство». Для чего оно понадобилось? И почему именно в это время? Актуальны ли, с вашей точки зрения, такие законы сегодня? Можно ли применительно к XХ в. говорить об индустриальной цивилизации или же о цивилизациях? Мотивируйте свою точку зрения.

2. При раскрытии второго вопроса необходимо проследить развитие научно-технической мысли и активное внедрение ее достижений в экономику. Особое внимание обратите на развитие науки и техники в XIX– нач. XX в. Выясните, какие научно-технические открытия были сделаны, в чем проявился научно-технический прогресс, как научно-технические достижения изменили жизнь человека, в чем состоит отличие научно-технического прогресса от научно-технической революции. При этом важно различать две ветви НТР: традиционную и современную. Первая обеспечивает удовлетворение растущих потребностей хозяйства и человека в новых товарах и услугах, вторая – компенсирует или предотвращает последствия традиционной НТР, связанные со значительным нарушением среды обитания человека, психофизическими нагрузками и ухудшением здоровья. Также следует учитывать, что во многих странах мира НТР как таковой не происходило вообще.

Как вы понимаете тезис «наука превратилась в производительную силу общества»? Обоснуйте свой ответ. Какие позитивные и негативные последствия научно-технического прогресса и мирового экономического развития в XIX–XX вв. вы можете назвать? Что означает термин «гонка вооружений»? Существуют ли пределы технического прогресса? Не следует ли его ограничить, учитывая те опасности, которые он с собой несет?

3. Обсуждение третьего вопроса должно включать в себя осмысление следующих проблем:

· какие идейно-теоретические предпосылки легли в основу этики индустриальной цивилизации; сравните этические нормы, содержащиеся в ницшеанстве, марксизме, утопическом социализме;

· почему и как изменились цели и ценности жизни западного человека в буржуазную эпоху;

· могло ли возникнуть капиталистическое общество без буржуазной этики?

· как повлиял на психологию европейцев XIX в. быстрый переход к индустриальной цивилизации?

Подумайте над тем, почему критика идей просвещения в XIX в. постепенно переросла в критику христианства и далее – в отрицание религии как таковой? Как это сказалось на морально-нравственных устоях людей индустриальных обществ? Почему люди, критикуя недостатки индустриального общества, стремились не к усовершенствованию, а к возврату в доиндустриальное прошлое?

4. По четвертому вопросу необходимо проанализировать факторы, которые способствовали модернизации США и вывели эту страну во 2-й пол. XIX в. на первое место по уровню и темпам промышленного развития. Обратите внимание на внутренние факторы: богатые сырьевые ресурсы; приток дешевой рабочей силы; высокий уровень оснащенности производства; развитие научно-технической мысли и активное внедрение ее достижений в экономику; эффективно действующая инфраструктура. Подумайте и ответьте на вопросы:

· какие элементы традиционного общества сохранились в США в XIX в. и почему;

· как они были связаны с процессом модернизации;

· какими оказались итоги Гражданской войны между Севером и Югом, как они сказались на процессе модернизации;

· охарактеризуйте политическую систему США и рассмотрите этапы ее становления;

· способствовала ли она феномену «американского чуда»;

· как функционирует «американская демократия»; что такое «система сдержек и противовесов»;

· считаете ли вы сложившиеся в США демократические традиции приемлемыми для остального мира?

Подводя итоги семинарского занятия, подумайте о той цене, которую заплатило человечество за переход к индустриальной цивилизации (революции, колониализм, войны, сверхэксплуатация и т. д.). Не кажется ли она чрезмерной? Каковы альтернативные пути развития человечества в условиях преодоления традиционного общества?

 

Обязательная литература

1. Мировые цивилизации Нового времени и современности (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2005. – С. 51–120.

2. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998. – С. 146–158.

 

Дополнительная литература

1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Эклипс-Медиа, 2000.

2. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

3. Ларнер М. Развитие цивилизации в Америке. В 2-х т. М.: Радуга, 1992.

4. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000.

5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

7. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993.

 

 

Тема 10

Постиндустриальное общество:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: