Товародвижение – это физическое перемещение и передача собственности на товар или услугу от производителя к потребителю.
Функции товародвижения: сбор информации для планирования и облегчения обмена; стимулирование сбыта; приспособление товара; организация товародвижения; финансирование; принятие риска.
Товародвижение осуществляется по каналам. Они могут быть прямыми и косвенными. Прямой канал связан с перемещением товаров и услуг от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Косвенный канал связан с перемещением товаров и услуг от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю.
Факторы, влияющие на выбор канала:
Первая группа факторов связана с данными, характеризующими финансовое положение, направление рыночной стратегии и тактики, масштабы производства и конкурентоспособность продукции.
Вторая группа факторов характеризуется реализуемым товаром, т.е. к средствам производства или предметам потребления он относится, является предметом длительного или кратковременного пользования. Учитывается средняя цена товарной единицы, сезонность производства или спроса, необходимость технического обслуживания клиентов в процессе покупки, сохраняемость товаров. При реализации дорогостоящих товаров, сбыт которых приносит большую прибыль, предприятия – изготовители должны сокращать число торговых посредников с целью удержать как можно большую часть прибыли в своих руках. В этой связи целесообразно создавать собственную розничную торговую сеть, устанавливать контроль за всей системой продвижения товаров к потребителю.
|
|
Третья группа факторов связана с характеристикой данного товарного рынка, т.е. с определением емкости товарного рынка, плотностью распределения покупателей, закономерностями поведения потребителей, средним доходом на душу населения в данном районе.
Четвертая группа факторов описывает функционирование торговых каналов, т.е. протяженность канала товародвижений, его обеспеченность складами, оборудованием, торговым персоналом. Учитывается также сравнительная стоимость различных каналов сбыта.