Признаки здорового эмоционального состояния

Консультация для родителей: «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

 

Цель: Рассказать родителям, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка- искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей, специалистов детского сада.

 

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.

Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность;

Значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации.

Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния;

Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и родителей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических системах (детский сад, дом). Педагог, как профессионал, должен управлять им на всех стадиях: и в детском саду, и в семье. Таким образом, при постоянной работе, направленной на формирование эмоционального благополучия детей можно достичь больших результатов в исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждения;

Наиболее адекватным для современной ситуации представляется личностно-ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Чем меньше ребенок, тем сложнее определить «норму» эмоциональной жизни. Тем не менее приведем ориентировочные представления о здоровых и нездоровых эмоциональных проявлениях в разные возрастные периоды

Признаки здорового эмоционального состояния

От полутора до двух лет

• все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные реакции;

• начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций;

• время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения;

• развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей);

• начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей);

• разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или «кодов» для передачи эмоций и чувств.

От двух до трех лет

• развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;

• все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей;

• проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;

• пытается выражать свои чувства с помощью слов;

• начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;

• ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.

От трех до четырех лет

• все больше упражняется в управлении эмоциями;

• пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников);

• проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении;

• проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола;

• стремится к пониманию и обсуждению эмоций;

• начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.

От четырех до шести лет

• ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);

• начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

• становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;

• проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);

• ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

От шести до семи лет

• склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

• очень восприимчив к эмоциональным травмам;

• может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;

• формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;

• начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;

• чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;

• может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: