От одного года до двух лет
• склонность к уединению;
• избыточное качание и позирование;
• отсутствие видимой тревоги при разлуке с родителями;
• чрезмерная отвлекаемость;
• частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева);
• лунатизм.
От двух до трех лет
• постоянная пугливость;
• неудачные попытки заговорить;
• неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
• напряженные и длительные конфликты с братьями и/или сестрами;
• избыточная активность;
• повышенная гневливость и агрессивность;
• медленное восстановление после вспышек гнева;
• тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями.
От трех лет до шести лет
• частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
• частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
• постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
• общая неспособность следовать правилам и указаниям;
• нежелание разговаривать и договариваться;
• внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
• постоянная меланхолия.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
- безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
- равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
- конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"