Игры и упражнения на коррекцию дикции и артикуляции

Артикуляционная гимнастика

(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 1998)

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколь­ко секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

4. "ЗАБОРЧИК" — верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II. Упражнения для губ:

1. "УЛЫБКА" — растягивание разомкнутых губ (зубы сжа­ты), (рис.1, стр. 5).

2. "ТРУБОЧКА" ("ХОБОТОК") — вытягивание губ вперед, (рис. 2, стр. 5).

3. Чередование "УЛЫБКИ" и "ТРУБОЧКИ".

4. Три предыдущих упражнения выполняются с сомкнуты­ми губами.

III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. "БОЛТУШКА" — движения языком вперед-назад.

2. "ЧАСИКИ" — вправо-влево.

3. "КАЧЕЛИ" — вверх-вниз, (рис. 3 а, б, стр. 5).

4. Круговые движения языком.

5. "ЛОШАДКИ" — цоканье (щелканье) языком.

6. "ЛОПАТКА" — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 4, стр. 6).

7. "ИГОЛОЧКА" — узкий, напряженный язык высунут впе­ред, (рис. 5, стр. 6).

8. "ЖЕЛОБОК" — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух,

(рис. 6, стр. 6).

9. "ГРИБОК" — широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к корен­ным зубам.

10. "ЧАШЕЧКА" — широкий язык в форме чашечки под­нят кверху, края прижаты к верхней губе, (рис. 7, стр. 6).

11. "КИСКА СЕРДИТСЯ" — выгибание вверх и продвиже­ние вперед спинки языка, кончик языка при этом при­жимается к нижним зубам.

12. "НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК" — покусы­вание кончика широкого языка ("ЛОПАТКА"), губы при этом в улыбке.

Артикуляционная гимнастика (Крупенчук О.И., 2004)

Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс использу­ем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: