В чем заключается смысл дискуссий в философии XX в. о субординации философских дисциплин?

В XX в. на основе разработки проблем самостоятельно оформившихся философских дисциплин — онтологии, гносеологии, антропологии и со­циальной философии — в европейской философии возникают ее основные направления:

- онтолого-натуралистическое (философия жизни, классический фрей­дизм, разновидности материализма);

- гносеолого-методологическое (неокантианство, позитивизм, анали­тическая философия);

- феноменолого-экзистенциальное (феноменология, экзистенциализм, персонализм, герменевтика);

- социально-критическое (классический марксизм, франкфуртская школа, постструктурализм, современная критическая социология).

При этом на определенном этапе развития техногенного общества и европейской философии как самосознания этого общества доминировало именно то направление философской мысли (в свою очередь, базирующейся на определенной философской дисциплине), которое наиболее адекватно вы­ражало основные характеристики социально-экономической, политической и духовной жизни именно этого этапа развития техногенной цивилизации.

Так, период второй половины XIX - начала XX в., когда техногенная цивилизация находилась на подъеме, характеризуется доминированием в философской мысли гносеолого-методологического направления. Опираясь на критическую философию И. Канта, с одной стороны, и идеи позитивной философии О. Конта, с другой, представители этого направления видели главную задачу философии в решении проблем теории познания, которая должна была стать основой развития методологии науки. С их точки зрения, само развитие науки и базирующиеся на научном познании технология и экономика должны были решить все социальные проблемы их собственной эпохи.

Развитие науки должно было привести общество если и не к раю на Земле, то, по крайней мере, к достижению всеобщего благосостояния и индивиду­ального развития каждого человека. Наиболее радикальные последователи этого направления отказывались от самой постановки так называемых вечных философских вопросов, объявляя эти вопросы псевдопроблемами, пережит­ками господства метафизики в теоретическом мышлении.

Ярким примером такого типа философского мышления был ранний период философской деятельности Л. Витгенштейна, пожалуй, наиболее выдающегося представителя неопозитивистской и аналитической филосо­фии XX в.

Почему в конце ХХ — начале XXI вв. социальная проблематика приобретает доминирующее значение в системе современного философского знания?

Современная эпоха (конец XX - начало XXI в.) характеризуется:

- широкомасштабным экологическим кризисом, поставившим на по­вестку дня само существование человека на Земле;

- кризисом, а затем крахом так называемого «реального социализма», с развитием которого интеллектуалы Запада и Востока долгое время связывали надежды на альтернативный по сравнению с капиталисти­ческой мир-экономикой путь развития человечества;

- возрождением неоколониального империализма в лице США и НАТО, добивающихся по всему миру соблюдения своих узкоэгоистических интересов, что вызывает обратную реакцию в виде подъема авторитета радикального исламизма и угрозы широкомасштабного терроризма;

- ростом движений протеста в виде антиглобализма и новых социальных движений.

В связи с этими обстоятельствами доминирующую роль в системе совре­менного философского знания начинает играть социальная философия.

 

В.Е. Кемеров // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007.– С. 96-100.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: