Способы восприятия и обработки учебной информации

Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (И.А.Зимняя).

Учебная деятельность - это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач - психолог И.С. Якиманская.

Исходя из общепсихологического определения сущности деятельности, iпод учебной деятельностью надо понимать систему педагогически регулируемых мотивированных действий учащихся, направленных на достижение выдвигаемых в ходе обучения познавательных и практических целей (Вилькеев).

Таким образом, учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

В учебной деятельности выделяют следующие стороны:

1. Мотивационно-целевая сторона. Познавательная потребность студентов актуализируется педагогом при помощи внешних стимулов, Преподаватель с помощью стимулов актуализирует познавательную потребность учащихся, вызывает целенаправленную активность учащихся, создает мотив учебной деятельности, формулирует цель учебной деятельности.

2. Организационно-планирующая сторона. Преподавателем организуется группа для выполнения учебной работы и привлекает учащихся к участию в организации и планировании их учебной деятельности на занятии.

3. Содержательно-операциональная сторона. Преподавателем проводится ознакомление студентов с содержанием темы занятия, а далее им предлагается выполнить ряд последовательных действий и операций для осмысления и усвоения содержания этой темы.

4. Контрольно-оценочная сторона. Преподавателем контролируется и оценивается деятельность учащихся и, в то же время он обучает их самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.

Основными видами учебной деятельности являются познавательная, практическая и творческая. Каждый вид учебной деятельности состоит из действий. Учебные действия бывают перцептивные, мнемические, предметные, речевые, умственные, символические.

Учебные действия делятся на сложные и простые. Простые действия, входя в сложные, называются операциями. Учебные действия в зависимости от их функций в усвоении знаний делятся:

а) на специфические, обеспечивающие усвоение определенного конкретного содержания материала занятия.

б) общелогические учебные действия, не зависимые от конкретного содержания темы занятия,

в) творческие действия.

Действия, в том числе и учебные, выполняются на основе применения определенного способа действия или ряда действий. Выбор последовательности выполнения простых действий - операций есть выбор способа сложного действия, нео6ходимого для решения какой-либо задачи на уроке.

Структура действий и операций, применяемых при решении определенной познавательной задачи, представляет собой способ решения данной задачи.

Выделяют три группы способов учебно-познавательной деятельности

I ГРУППА. Специальные (частные) способы, т.е. способы действий и операций, применяемые при усвоении отдельных понятий, раскрытии сущности какого-либо отдельного закона, при решении лишь одной нестандартной задачи (способы объяснения некоторых сложных понятий, законов, правил, способы их переноса в новые учебные ситуации, например переноса грамматических правил или правил математических).

II ГРУППА. Общие логические способы учебно-познавательной деятельности. К таким способам относятся:

а) способы выполнения основных умственных действий: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации;

б) способы логических действий: определения понятий, построения индуктивного, дедуктивного умозаключений, описания, объяснения, построения гипотез, доказательства.

III ГРУППА. Способы творческой деятельности: видения проблем, высказывания догадок и интуитивного решения задач, моделирования, художественного творчества и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: